САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА #6 от 18.08.98г.


В прошлых выпусках «Сахалинских писем» (## 4 и 5) мы представили Вашему вниманию материалы, подробно показывающие полное пренебрежение Законом РФ «Об экологической экспертизе» со стороны Госкомэкологии и Сахкомэкологии при проведении ГЭЭ Программы буровых работ 1998г. по проекту Сахалин-1 (оператор проекта Сахалин-1  — «Эксон Нефтегаз Лтд», Багамские острова, подрядчик по выполнению Программы  — Сахалинморнефтегаз, Россия).

В приводимой ниже экспертной оценке анализируется подобная «программа» разведочного бурения на шельфе (правда, названная несколько иначе), подготовленная по другому «проекту века»  — Сахалин-2 (оператор проекта  — «Сахалинская Энергия», Бермудские острова, подрядчик по выполнению программы бурения  — Сахалинморнефтегаз, Россия).

Если программа бурения по Сахалин-1 все-таки прошла ГЭЭ (хотя бы в виде фарса), то программа бурения по Сахалин-2 на Государственную экологическую экспертизу и не представлялась.

В согласовании по этой программе (12 марта 1998г.) председатель Сахкомэкологии Н.И.Онищенко пишет о необходимости представить обосновывающую документацию на ГЭЭ в установленном законодательством порядке. Однако ничего подобного не произошло, и в июле этого года буровая платформа (СПБУ) «Сахалинская» начала буровые работы на Пильтун-Астохском месторождении на шельфе Сахалина со сбросом отходов бурения в море  — по соседству с СПБУ «Оха» и «Эхаби», выполняющими бурение по проекту Сахалин-1 также со сбросом отходов в море.

Прилагаемая экспертная оценка также показывает незаконность лицензий, выданных «Сахалинской Энергии» на разведку и добычу нефти и газа на Пильтун-Астохском месторождении. Эта экспертная оценка была с большим энтузиазмом воспринята в Сахалинской природоохранной прокуратуре  — «...наконец-то наверху обратили внимание на все эти безобразия..!»


Сергей Алексеенко
Дмитрий Лисицын
Экологическая вахта Сахалина


PS Пожалуйста, распространите эту информацию как можно шире для СМИ!
За дополнительной информацией можно обращаться к нам в Вахту по адресу
watch@sakhmail.sakhalin.ru


/документ приводится в сокращенном виде/

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА документа «ПРОЕКТ САХАЛИН-II.
ЗАЯВКА НА ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ.
СТРОИТЕЛЬСТВО РАЗВЕДОЧНЫХ СКВАЖИН НА ПИЛЬТУН-АСТОХСКОМ ЛИЦЕНЗИОННОМ УЧАСТКЕ»

I. Фактологические данные

1) Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр 20 мая 1996 г. за * 453/ ШОМ 10409 НР зарегистрировал Лицензию на право пользования недрами до 2021 г., выданную «Сахалин Энерджи Инвестмент, Лтд.» для осуществления разработки ( разведки и добычи) углеводородов в пределах Пильтун-Астохского лицензионного участка в Охотском море приблизительно в двенадцати милях от северо-восточного побережья о. Сахалин».

Лицензия выдана «в соответствии с соглашением о разделе продукции и на основе Закона Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» президенту упомянутой компании Ф.Д. Даффилду. Лицензия подписана Уполномоченным представителем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр В.П. Щербаковым 30 апреля 1996 г. и Уполномоченным представителем органа государственной власти субъекта Федерации (Сахалинская обл.) И.П. Фархутдиновым 6 мая 1996 г.

2) Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.» представила Заявку на проведение работ в рамках проекта «Сахалин — II» на строительство разведочных скважин на Пильтун-Астохском лицензионном участке от 24 марта 1998 г.

В Заявке говорится, что « Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «планирует провести в 1998 г. строительство двух разведочных скважин на Пильтун-Астохской площади cеверо-восточного шельфа о. Сахалин. Целью планируемой деятельности является уточнение геологического строения, характеристик пластов, величин геологических и извлекаемых запасов нефти и газа; оценка перспектив нефтегазоносности глубокозалегающих горизонтов...; определение оптимального количества эксплуатационных скважин для платформ В и С месторождения Пильтун-Астохское.»

В Заявке указано юридическое основание намечаемой деятельности:

 — Лицензия на право пользования недрами Пильтун-Астохского месторождения от 20 мая 1996 г.(ШОМ * 10409 НР) ;

 — Соглашение между компанией « Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» и Правительством Российской Федерации о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа от 22 июня 1994 г. на условиях раздела продукции;

 — Технико-экономическое обоснование целесообразности освоения Лунского и Пильтун-Астохского месторождений, выполненное Консорциумом ММММШ, 1992 г.;

 — Концепция поэтапного освоения Пильтун-Астохского месторождения,

утвержденная Наблюдательным советом 24 июля 1996 г.;

 — План освоения Пильтун-Астохского лицензионного участка, этап I — Астохская площадь (Проект Сахалин  — 2), утвержденный Наблюдательным Советом 25 июля 1997 г.

В числе мероприятий по охране окружающей природной Среды назва- ны альтернативные варианты утилизации бурового раствора и шлама, вклю- чая сбросы в акваторию, закачку в подземные горизонты, вывоз и захоро- нение на суше, а также другие.

«Вариант утилизации буровых растворов и шлама Компания тщательно обоснует при выполнении процедуры ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду).»

Государственный комитет по охране окружающей Среды Сахалинской области (Председатель Комитета Н.И. Онищенко) предварительно согласовал место размещения разведочных скважин, планируемых к бурению в 1998 г., с указанием на то, что « проектные материалы, согласованные в установленном порядке заинтересованными природоохранными и другими органами должны быть представлены на государственную экологическую экспертизу в соответствии с действующим Российским законодательством» (* 726 от 12.03.98 г.).

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) (Первый заместитель Начальника Госгортехнадзора России Е.А. Малов ) выдал Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» Ли- цензию 10 С-01/7440 от 27.01.98. на производство требуемых работ.

3) «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» за подписями Управляющего Компанией Д.Дж.Лорана, Менеджера Компании по охране окружающей Среды Дж. В. Шалабба, Директора Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (ДВНИГМИ) Ю.Н.Волкова и Руководителя работ, зав. лабораторией ДВНИГМИ И.Е.Кочергина представила в апреле 1998 г. «Проект: Оценка воздействия на окружающую среду. Книга I. Заявление о воздействии на окружающую срeду при проведении »Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» в 1998 году разведочного бурения на Пильтун-Астохском лицензионном участке, проект САХАЛИН  — 2.

В представленном документе, в частности, утверждается, что: «На всех этапах реализации проекта «Сахалин-2» ( в том числе на этапе разведочного бурения) Компания... будет руководствоваться общепринятыми международными методами и стандартами нефтегазовой промышленности, а также требованиями российского законодательства в области охраны окружающей Среды»( стр. 11 );

Бурение двух разведочных скважин будет производиться в районе: «Сахалинская область. Охинский район, Охотское море, Северовосточный шельф о. Сахалин, Пильтун-Астохский морской лицензионный участок (в пределах территориального моря РФ)» (стр. 13);

II. Экспертная оценка

I. Лицензия ШОМ * 10409 НР, выданная Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» для разведки и добычи углеводородов в пределах Пильтун — Астохского лицензионного участка в Охотском море и подпи- санная Уполномоченным представителем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр В.П. Щербаковым (30 апреля 1996 г.) и Уполномоченным представителем органа государственной власти субъекта Федерации (Сахалинской области) И.П. Фархутдиновым, фактически не имеет юридической силы, поскольку ее положения противоречат статьям 9 и 72 Конституции Российской Федерации, федеральным законам «О недрах» (ст.16) в редакции от 7.03.95 г. * 28-ФЗ, « О животном мире» (ст.ст. 13,20) от 24.04.95 г., « О соглашениях о разделе продукции» (пункт 3 ст.2) от 30.12.95 г. *225-ФЗ и экономическим интересам Российской Федерации.

Выдача Лицензии не была согласована с федеральными органами исполнительной власти по рыболовству ( в1996 г. Госкомрыболовство, ныне Департамент по рыболовству Минсельхозпрода) и по охране окружающей Среды и природных ресурсов.

Государственная экологическая экспертиза с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перед выдачей Лицензии не проводилась.

Об экономических интересах Российской Федерации см. ниже в пункте 4 настоящей Экспертной оценки.

2. Разрешение на проведение Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» работ в рамках проекта «Сахалин-2» на строительство разведочных скважин на Пильтун-Астохском лицензионном участке не может быть выдано по следующим причинам:

 — Сама Лицензия выдана с нарушением Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации (см. п.1 настоящей Экспертной оценки);

 — Отсутствует согласование с заинтересованными федеральными органами испольнительной власти, предусмотренное федеральными законами Российской Федерации.

(На дату экспертной оценки вопрос о проведении буровых работ согласован только с федеральным органом испольнительной власти по вопросам рыболовства (Руководитель Департамента по рыболовству Минсельхозпрома В.М. Дементьев, письмо от 23.3.98 г. * ВМ-29/1163) и с федеральным горным и промышленным надзором России (Первый Заместитель Начальника Госгортехнадзора России Е.А. Малов, письмо и лицензии от 27.01. 98 г. * 10 П-03/7439 и 10 С-01/740);

 — Государственная экологическая экспертиза с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перед выдачей разрешения на производство буровых работ в заявленных точках * 16, *17, *18 и *19 не проводилась.

3. Представленный Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» документ «Проект: Оценка воздействия на окружающую среду» должен быть отклонен как противоречащий федеральным законам Российской Федерации по следующим основаниям:

 — Сама Лицензия выдана с нарушением Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российсой Федерации ( см. п. 1 настоящей Экспертной оценки);

 — Тщательная экологическая и эколого-рыбохозяйственная экспертиза представленного документа не проводилась;

 — в Заявке на строительство разведочных скважин в списке документов, названных «юридическим основанием намечаемой деятельности», названы «концепция поэтапного освоения Пильтун-Астохского месторождения, утвержденная Наблюдательным Советом 24 июля 1996 г.» и «план освоения Пильтун-Астохского лицензионного участка, этап I  — Астохская площадь (Проект Сахалин  — 2), утвержденный Наблюдательным Советом 25 июля 1997 г.». Указанные концепция и план не могут считаться юридическими документами, на основании которых можно вести буровые работы в пределах территориального моря Российской Федерации, поскольку Наблюдательный совет не является Федеральным органом исполнительной власти и не уполномочен в качестве такового;

 — Компания планирует сброс значительного количества шлама ( около 1 тысячи тонн), промывочных вод, поступающих из скважины, основной части буровых растворов и цементных растворов, а также льяльных вод с повышенным содержанием нефтепродуктов, хозяйственно-бытовых и хозяйственно-фекальных сточных вод и других отходов непосредственно в море (из-за отсутствия возможности использовать сухопутную территорию о. Сахалин) через три трубопровода, что будет наносить значительный вред живым ресурсам моря. Сбрасываться будут такие материалы, которые будут содержать этиленгликоль, ПАК, бария сульфат, железо, кадмий, медь, мышьяк, ртуть, цинк и другие вредные и опасные вещества ( стр. 111 документа). Подобные действия явятся прямым нарушением ГОСТа 17.1.3.02-77, Закона «О животном мире» и других природоохранных законодательных актов Российской Федерации.

 — Раздел «тектоника» абсолютно неубедителен, он представляет собой набор общих сведений и не учитывает специфических условий Охотского моря и лицензионного участка: сейсмичность до 10 баллов ( опыт и разрушение Нефтегорска не учтены), полутораметровый дрейфующий лед и малую глубину моря (до 30 метров);

 — В Заявке отсутствует конкретный план ликвидации последствий возможных аварий, не планируется использование сил и средств МЧС России, на что указано полковником Н. Смирновым ( см. стр.3 Экспертной оценки);

 — Нет ясности в том, кто, какими силами будет осуществлять мониторинг до начала работ, во время работы и по окончании работ, отсутствует порядок страхования проводимых работ;

 — Нельзя признать законным и возможным придание работам по строительству разведочных скважин статуса «экспериментальных», поскольку Компания не обеспечивает требования по экологической безопасности проводимых работ;

 — По решению Сахалинской природоохранной межрайонной прокуратуры от 17.01.97 г. * 6/1-97 дальнейшие работы по освоению нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе у о. Сахалин по проектам «Сахалин-I» и «Сахалин-2» со сбросом буровых шламов и отходов в море недопустимы и подлежат приостановлению. Эти требования органов прокуратуры игнорируются как Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», так и Министерством природных ресурсов Российской Федерации (и Правительством Российской Федерации))

 — Предварительное согласование места размещения разведочных скважин, произведенное председателем Государственного комитета по охране окружающей Среды Сахалинской области Н.И. Онищенко, не может вызывать доверия, поскольку Н.И. Онищенко является причастной к упомянутому решению Сахалинской природоохранной прокуратуры от 17.01.97 г. и может быть лично заинтересована в положительном решении данного вопроса ( по имеющимся сведениям Компания неоднократно организовывала ей поездки в США)...

4. Нарушение экономических интересов Российской Федерации.
Несмотря на одобренное Правительством Российской Федерации (В.С. Черномырдин) Соглашения между Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» и Правительством Российской Федерации о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа от 22 июня 1994 г. на условиях раздела продукции, существует мнение, что это соглашение было «пробито» некоторыми заинтересованными высокопоставленными чиновниками от нефти и газа.

В этом отношении следует привести мнение горного инженера А.Черного, высказанного в статье «Проект века или авантюра столетия» в упомянутой статье в «Советской России» от 13 ноября 1997 г.

Суть оценки А.Черного сводится к следующему:

 — Объединение «Сахалинморнефтегаз» выступило с инициативой о проведении конкурса предложений инофирм по созданию совместного предприятия для освоения месторождений нефти и газа на шельфе о. Сахалин.

 — Созданный консорциум «МММ» (Мак-Дермот, Марафон, Мицуи) выиграл конкурс и получил право на разработку Технико-экономического обоснования (ТЭО) (Приказ * 173/10 от 20.05.91 г., изданный Миннефтегазпромом СССР и Госкомгеологией РСФСР).

 — МММ так обосновал в ТЭО выгодную для себя форму сотрудничества «раздел продукции», что отошел от условий выигранного им конкурса по созданию совместного предприятия с объединением «Сахалинморнефтегаз». Авторы открытия месторождений  — сахалинские нефтяники — были, по мнению А.Черного, просто отстранены от участия в проекте. Факты говорят о том, что к концу восьмидесятых годов эти месторождения были полностью опоискованы исключительно силами сахалинских нефтяников. За собственные средства пробурено значительное количество разведочных скважин и подсчитаны запасы по обоим месторождениям.

 — В процессе работы над ТЭО экономические показатели, на основании которых был выигран конкурс, во многом ухудшились: капитальные вложения (стоимость обустройства) увеличилась на 70 процентов по сравнению с конкурсными предложениями; стоимость платформ (ЛСП) увеличилась более чем в 1,5 раза; завода сжижения газа и экспортных терминалов в 1,5 раза; морских трубопроводов в 2,5 раза; добавилось почти полмиллиарда долларов в ст. «Управление проектом», ранее вообще не предусмотренной в конкурсе; накопленная добыча за 20 лет снизилась на 10 процентов по нефти и 9 процентов по газу.

В результате таких расчетов в ТЭО рентабельность Пильтун-Астохского месторождения составила 0,35 процентов, а затраты на его обустройство не окупятся никогда.

 — К концу 1997 г. было ясно, что консорциум также не выполнил главное условие конкурса и задания на ТЭО, утвержденное тремя министрами России, по обеспечению опережающей добычи газа в 1995 г. для покрытия энергетических потребностей Сахалина и Хабаровского края. Именно на решении этой проблемы настаивал Б.Н. Ельцин во время своего визита на Сахалин.

 — Несмотря на то, что консорциум не выполнил основные условия конкурса, 22 июня 1994 г. было заключено Соглашение о разработке Пильтун-Астохского (100 миллионов тонн нефти) и Лунского (400 миллиардов кубометров газа) месторождений на условиях раздела продукции.

 — Открытые российскими людьми и за российские деньги крупнейшие на шельфе Сахалина месторождения нефти и газа отданы в 100 процентное владение иностранным компаниям сроком на 25 лет на самых кабальных в мире условиях.

 — Не понеся никакого геологического и финансового риска на стадии поиска и разведки месторождений, консорциум по соглашению получает до 100 процентов ликвидной продукции на возмещение своих затрат, оставшаяся после этого (!) продукция распределяется: 90 процентов — консорциуму и 10 процентов  — России. Эти условия раздела продукции будут действовать до момента достижения рентабельности 17,5 процента.

При существующей ситуации, когда вся затратная часть проекта находится в руках инвестора, можно уверенно предположить, что указанная рентабельность не будет достигнута никогда. Согласно принятому варианту разработки, доля России в первый год составляет 0,8 процента от добытой нефти, на второй год 1,9 процента, третий  — 2,7 процента и максимальный объем  — 4,7 процента, после которого опять идет снижение. В мире нет аналогов подобного раздела продукции.

Даже если в расчетах А. Черного есть некоторые неточности, в целом можно сказать, что такой раздел продукции, который предусмотрен Соглашением 1994 г., крайне невыгоден для Российской Федерации, он наносит России большой экономический ущерб.

Тогда возникает вопрос: Кому было выгодно заключать подобное соглашение?

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Лицензия ШОМ *10409, выданная Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» Уполномоченным представителем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр В.П.Щербаковым, должна быть аннулирована как незаконно выданная;

2. Разрешение на проведение Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» работ по строительству разведочных скважин на Пильтун- Астохском лицензионном участке не может быть выдано, вследствие незаконности выдачи самой Лицензии ШОМ * 10409 НР, а также вследствие возможных многочисленных нарушений законодательства Российской Федерации, относящегося к такого рода работам;

3. Представленный Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» документ «Проект: Оценка воздействия на окружающую среду» должен быть отвергнут, как несоответствущий законодательству Российской Федерации;

4. Материалы, относящиеся к выдаче упомянутой Компании Лицензии для осуществления разработки (разведки и добычи) углеводородов в пределах Пильтун-Астохского лицензионного участка, а также все документы по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проведения тщательного расследования, поскольку в материалах, подвергшихся Экспертной оценке, нельзя не увидеть личную заинтересованность некоторых руководителей министерств и ведомств;

5. Государственной Думе целесообразно создать Комиссию для проверки законности заключения Соглашения между Компанией «Сахалин Энерд- жи Компани, Лтд» и Правительством Российской Федерации о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции от 22 июня 1994 г.;

6. Материалы Экспертной оценки целесообразно довести до сведения депутатов Государственной Думы.

Д.ю.н., профессор МГЮА, консультант Комитета Государственной Думы по вопросам геополитики

23 июня 1998 г. Г.М.Мелков


Назад