САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N 69 от 3 апреля 2000 года.
Друзья!
Мы продолжаем держать вас в курсе всех событий, происходящих с СТР «Авача-101», севшим на камни в бухте Давыдова, рядом с мысом Терпения, в Охотском море 3 декабря 1999 года. Напомним: судно, засевшее на каменной гряде под углом 25 градусов, вморожено в лед в 150-200 метрах от берега. На борту, по предварительным подсчетам, находится около 53 тонн дизельного топлива и масла.
Сразу после аварии из-за сложных погодных условий не было возможности осмотреть судно, хотя такие попытки предпринимались специализированным судном СахБАСУ «Рубин». Специалисты ожидали появления ледового припая, чтобы добраться до «Авачи». Но в течение всей зимы надежный припай так и не образовался. Сейчас, когда близко окончательное таяние льдов (до этого еще примерно 1,5 месяца), вопрос о судьбе судна встал с особой остротой.
30 марта 2000 г. заместителем председателя Госкомэкологии Сахалинской области В. М. Заболотным было проведено совещание по поводу дальнейшей судьбы «Авачи-101». В совещании принимали участие трое специалистов Сахалинского Бассейнового Аварийно-Спасательного Управления (СахБАСУ), в том числе начальник СахБАСУ Янчук А. Н. и зам. начальника по аварийно-спасательной работе Шамин В. И.; председатель рыбколхоза «Сахалин», в аренде у которого находится судно, Хван И. С. и начальник отдела флота Псурцев В. И.; зам. начальника Сахалинской морской природоохранной службы (структурного подразделения Госкомэкологии) Шкурин Л. П.; инспектор Сахалинрыбвода Пантелеева О. И.; начальник отдела биоресурсов Сахкомэкологии Ревякина З. В. и двое представителей Экологической вахты Сахалина.
Содержание этой встречи мы предоставляем вашему вниманию.
Поскольку от места аварии на 400 км вокруг нет никаких дорог, способ добраться на судно один — десантирование с вертолета, затем осмотр, оценка ситуации и последующее принятие решений. Рыбколхоз «Сахалин» уже получил от Сахалинской морской природоохранной службы предписание на это, а также разрешение на выжигание топлива — это, похоже, единственный способ избежать очень вероятного разлива.
По информации зам. начальника Сахалинской морской природоохранной службы Шкурина, возможный ущерб от разлива составит в общей сложности около 11,6 млн. рублей — и это только оценивая загрязнение воды, без учета влияния на остальные компоненты окружающей среды и на остров Тюлений, где расположены крупнейшие в мире птичьи базары и уникальные лежбища морских котиков и сивучей, и куда, скорее всего, и попадут углеводороды в первую очередь.
По словам зам. начальника СахБАСУ по аварийно-спасательной работе Шамина, часть топлива на «Аваче» находится в подвесных танках, часть — в днищевых танках. В каких из этих танков содержится большая часть топлива, неизвестно. Сейчас днищевые танки пробиты, поскольку судно сидит на камнях, и топливо водой прижато кверху. Пока все находится в таких условиях, реальной угрозы нет. Дело первоочередной важности на данный момент — обследование, которое уже решено провести с применением вертолета, арендованного у авиакомпании «Сахалинские Авиа Трассы» (САТ).
Как всегда, все упирается в средства — если на этот первый «разведочный» полет рыбколхоз деньги практически нашел (тут все не просто — поскольку у самого колхоза таких денег нет, руководству пришлось прибегать к поискам различных ссуд, займов, используя личные и родственные связи), то на проведение дальнейших мероприятий — следующий (следующие) полет (полеты), выжигание и пр. — навряд ли изыщет необходимые средства.
В настоящий момент по свидетельству работников метеостанции, расположенной в 8 км от места аварии, судно припорошено снегом, каких-либо следов разлива или чего-то подобного вокруг не наблюдается. Самым важным фактором станет направление движения льда, когда он начнет таять — в случае, если льдины двинутся прямо на «Авачу», они просто срежут судно, как масло ножом.
Из обсуждений, прозвучавших в ходе совещания, следует, что необходимые средства на дальнейшие мероприятия (после первого полета) могут быть изысканы частично из бюджета рыбколхоза «Сахалин», частично — из экологического фонда области, частично — из Дальневосточного морского фонда и других источников.
Стоимость аренды вертолета за 1 час полета составляет 1000-1200 $. Только дорога до места аварии занимает 4 часа, к тому же может понадобиться специальное оборудование и привлечение специалистов. Предположительно, по мнению участников совещания, в общей сложности такая операция будет стоить более 100 тыс. $ .
В общем, сейчас главное — совершить этот полет-обследование, чтобы уже можно было говорить о реальной смете последующих работ. Решено, что в течение одной-двух недель со дня этой встречи рыбколхоз перечислит деньги за аренду вертолета на счет авиакомпании, смету сразу же пришлет факсом в Спецморинспекцию, та запросит сводку погоды и ледового режима и займется конкретным планированием полета. В полете, к нашему большому сожалению, могут принять участие всего 6 человек, это будут 3 представителя СахБАСУ, 2 механика с «Авачи», которые досконально знают все системы на судне, и эколог- инспектор морской службы Спецморинспекции.
В прибрежных водах Сахалина аварии рыболовных судов происходят довольно часто и по большей части исход их благополучен. Почему же мы так заострили внимание на инциденте с «Авачей», не выпускаем эту ситуацию из поля зрения и даже провели небольшое расследование? Во-первых, потому, что недалеко от места аварии находится остров Тюлений, обитатели которого сильно пострадают в случае разлива дизтоплива. Во-вторых, этот случай очень показателен, как пример того, что может произойти и с нефтеналивным танкером при движении вдоль берегов Сахалина. Также очень показательными в этой истории являются вопросы ответственности за аварию и оплаты за очистительные работы, если вдруг случится разлив топлива.
В результате нашего небольшого расследования мы выяснили, что колхоз «Сахалин» в ноябре 1998 года взял «Авачу» в аренду с правом выкупа (при остаточной стоимости 500 000 долларов США) у японской компании «Тайто Сейко Ко., Лтд». Согласно контракта, срок аренды заканчивается через пять лет и, при условии полной оплаты арендных платежей общей суммой 2 500 000 долларов США, судно переходит в собственность колхоза «Сахалин». На момент аварии «Авача» находилась в аренде один год. По условиям договора аренды, арендатор — рыбколхоз «Сахалин» — несет текущие расходы по эксплуатации судна, платит арендную плату, а также принимает на себя все риски, связанные с повреждением или гибелью судна. То есть, в случае разлива топлива, оплатить работы по очистке от загрязнения окружающей среды должен будет рыбколхоз «Сахалин». Да вот только нет у него средств на это! Застрахован сейнер в России не был, а собственных средств у колхоза, по его заявлениям, нет. Справедливо возникает вопрос — а где же колхоз планировал взять 400 000 долларов арендной платы, которую необходимо было внести за 1999 год? И где предполагал их достать в 2000 и последующих годах?
А между тем, формальный владелец «Авачи» (японская фирма) оказался более предусмотрительным и застраховал ее в японской страховой компании. Теоретически, данную страховку можно было бы использовать на оплату спасательных и очистительных работ — но условия контракта вполне позволяют «Тайто Сейко» оставить страховые деньги себе в качестве скромного утешения. Недавно по нашей просьбе представители природоохранной организации «Друзья Земли — Япония» связались с токийским офисом компании и выяснили, что она не несет никакой ответственности за аварию и устранение топлива, сожалеет о случившемся и не хотела бы видеть загрязнения окружающей среды, но ничем не может помочь при данных обстоятельствах. Однако компания все же заплатила 20 тысяч долларов СахБАСУ за работу аварийно-спасательного судна «Рубин» сразу после аварии (для нас это явилось новостью, которую мы узнали на самом совещании).
Надеемся, все же, что этот инцидент завершится без тяжелых последствий для окружающей среды, и морские обитатели не пострадают. Мы будем информировать вас о результатах обследования судна и дальнейшем развитии событий.
За чистое море!
Ксения Прилепская,
Наталия Баранникова.
contact: Sakhalin Environment Watch, tel/fax (42422) 3-21-53
Help to save the Sea of Okhotsk!
Назад
|