САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N70 от 13 апреля 2000 г.
Использование для прессы привествуется!
Дорогие друзья!
В этом «Письме» — очень, на наш взгляд, важная статья из сахалинской газеты, которая наконец-то дает хоть какой-то анализ многих негативных сторон СРП по сахалинским нефтяным проектам — так сказать, оборотная сторона медали. Первый раз в прессе сделана попытка понять и донести до широких масс то, о чем давно уже ведут пересуды на Сахалине многие «посвященные» — что проекты эти для экономики Сахалина и России что красивый воздушный шарик для ребенка — много внешнего эффекта и пустышка под красивой облочкой (а то и ядовитый газ!). Досталось в ней и тем, кто пляшет перед публикой с этими надувными шариками.
СРП сейчас — очень популярная тема, в том числе и в центральной прессе. К сожалению, проблемы поднятые в предлагаемой статье, даже отдаленно не упоминались за последние несколько лет ни в одном общероссийском издании (исключение составляет статья «Проект века или авантюра столетия?» все того же А.Черного в «Российской газете» в 1997г.).
Мы думаем, что эта статья должна быть очень интересна депутатам Госдумы, периодически принимающим различные решения в области развития эксплуатации природный богатств России на основе СРП, в особенности «яблочникам». Поэтому мы будем очень признательны, если кто-то из наших подписчиков поможет донести эту статью до широких депутатских масс Госдумы.
Безусловно, тщательный и взвешенный экономический анализ эффективности СРП для России еще впереди.
Эта статья могла бы стать в некотором роде катализатором осознания сути инвестиционной деятельности международных корпораций в нашей стране.
Для сведения — автор статьи Анатолий Васильевич Черный долгие годы (до середины 90-х) возглавлял объединение (а потом АО) «Сахалинморнефтегаз». Сейчас по многим данным планирует баллотироваться на пост губернатора Сахалинской области в октябре 2000г. В данное время работает представителем Госстандарта в США — инспектирует завозимое в Россию нефтепромысловое оборудование на предмет соответствия российским требованиям. На прошлых выборах занял второе место, немного уступив нынешнему губернатору.
Удачи!***********Дмитрий Лисицын.
«СОВЕТСКИЙ САХАЛИН» от 12 апреля 2000г.
Точка зрения
САХАЛИН ИНВЕСТИРУЕТ США
НЕДАВНО один солидный журнал опубликовал информацию об иностранных инвестициях, привлекаемых в различные регионы РФ. Приведенный график продемонстрировал, что Сахалинская область идет второй после Москвы по объемам привлечения инвестиций. Цифра, заметно превышающая один миллиард долларов, не только впечатляет, но и заставляет задуматься: как же мы при этом имеем один из самых низких уровней жизни в России?
Зато в очередной раз статистика нам сообщает, что в 1999 году мы жили хуже, чем в 1998-м, который, соответственно, был хуже 1997-го, и т. д. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 1999 году были ниже уровня 1998 года на 12,4 процента, как и средняя заработная плата одного работника — на 17,2 процента. Сократился платежеспособный спрос, снизился оборот розничной торговли, платных услуг и т. д. Что-то не вяжется это с направлениями и целями инвестиций. Ведь инвестиции — это реконструкция и расширение предприятий области, создание новых совместных предприятий и новых рабочих мест, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, рост экспорта и, в конце концов, повышение уровня жизни населения. У нас же все наоборот — объемы инвестиций растут, а уровень жизни падает. Так что здесь возможно одно из двух: либо объемы инвестиций явно надутые, либо они пролетели мимо сахалинской экономики.
Общеизвестно, что абсолютно вся добываемая на шельфе нефть прямо с платформы загружается в танкер и выводится за границу. Такая схема вывоза сырья не требует создания какой-либо инфраструктуры на острове. В результате за счет инвестиций не построено пока ни одного погонного метра нефте- или газопроводов, ни одного километра дорог, ни одного пролета линий электропередачи или связи, ни одного квадратного метра жилья для населения области. Ничего, что могло бы конкретно отразиться на улучшении жизни людей. Тогда на что потрачены наши инвестиции? Старушку-платформу Моликпак купили в Канаде за 29,7 млн. долла-ров, отбуксировали в Южную Корею и 70 с лишним миллионов потратили на ее ремонт. Из японского металла за 53 млн. Долларов сделали подставку.
Затем группа иностранных компаний во главе с Ван Оорд отбуксировала ее в Охотское море и поставила на точку — на это, считай, ушло еще 50 млн. долларов. Прибавьте также около 200 млн. долларов на строительство плавучего нефтехрани-лища Оха — его специально построили для того, чтобы наша нефть уплывала из России. Нам остается лишь чувство гордости за второе место по объему инвестиций в стране и право возместить затраты инвестора с процентами за кредит. И это несмотря на то, что от заказа на строительство данного парохода получили доходы (и новые рабочие места) не российские предприятия, а фирмы Южной Кореи (корпус), Америки (узел замера нефти), Швеции (заказчик) и даже графство Монако (субподрядчик). Неплохо заработали на проекте Сахалин-2 фирмы Хьюстон инжиниринг и Сандвелл, а также Дэу, Нобл Дентон, Глобал Маритайм, Канмар, Смит и многие другие. Среди десятков иностранных компаний кое-что перепало и нашим геофизикам, морским буровикам, строителям и другим российским участникам шельфовых проектов. А ведь по закону о СРП не менее 70 процентов подрядных работ должны получать наши отечественные фирмы-предприятия. Операторы шельфовых проектов могут возразить — мол, нет пока в РФ компаний требуемого уровня. Однако где итоги конкурса между фирмами-подрядчиками? Кто их видел? Ну хотя бы между заводами, производящими металл да и многое другое...
Казалось бы, руководители областной администрации должны честно и откровенно сообщить населению, сколько заработали конкретные сахалинские предприятия, сколько налогов заплатили в бюджеты всех уровней. И как это отразилось на состоянии экономики области. Но, как всегда, нас пытаются оглушить общими трудно вообразимыми цифрами, скрывая истинную картину под туманной завесой конфиденциальности.
ВПРОЧЕМ, примерный анализ можно сделать на основе некоторых данных, просочившихся в областную прессу. Например, стоимость американской деревни оценивается в 60 млн. долларов, еще около 50 млн. ушло на возведение офиса компании. Известно, что все материалы и конструкции для этих объектов изготовлены в США. На Сахалин завозились не только какие-нибудь дефицитные половые покрытия, светильники или дверные ручки, но и ДСП, фанера, цементно-песчаная смесь и даже... песок в мешках. Оказывается, нет в России ни леса, ни цемента, а уж песка на Сахалине и днем с огнем не найдешь. Таким образом, остается только оплата нашей дешевой рабочей силы.
На стройке так называемой деревни работало в разное время от 100 до 300 сахалинских строителей. Если в среднем они получали по 500 долларов в месяц, то за год строительства набежит сумма 1,5 — 2 млн. долларов, что составляет 2-3 процента от сметной стоимости объекта. Можно посмотреть и с другой стороны. По данным мэрии Южно-Сахалинска, налоговые поступления строителей, работающих на Сахалинскую энергию, составляют только 3 процента от зачисленных в бюджет налогов всех строительных организаций города.
А КУДА ЖЕ ушли остальные десятки миллионов долларов инвестиций? Правильно, на расширение производств и создание новых рабочих мест... в американских фирмах-поставщиках и их посредниках. На получение прибыли и выплату налогов в бюджет США и, как следствие, на повышение уровня жизни населения страны-инвестора.
Более того, недавно руководство Сахалинской таможни сообщило журналистам, что операторы проектов Сахалин-1 и Сахалин-2 завышают таможенные платежи в 2 — 3 раза на ввозимые на остров материалы и оборудование, включая даже лопаты, веники и древесный уголь. Почему? А потому, что по закону о СРП Россия должна будет полностью возместить им таможенные затраты за счет углеводородов, добываемых на сахалинском шельфе.
Несмотря на все это, губернаторская гвардия, признавая за достижение тот факт, что сахалинские инвестиции по объему вторые после Москвы, как водится, всей правды не говорит. Дело в том, что существует известная степень специализации прямых иностранных инвестиций. Если для Москвы наиболее важна деятельность, ориентированная на сервис и дающая огромное количество рабочих мест, то на Сахалине это явно выраженный ресурсоэкспортирующий характер. А в данном случае эффективность инвестиций зависит от доли экспортных доходов, которые возвращаются в экспортирующий регион.
Весьма интересно складывается ситуация вокруг этой доли. Основными составляющими доходов России являются доля нефти и газа от раздела продукции и налог с прибыли. Все это Россия, возможно, будет получать, но только, напомню, с началом получения прибыли инвестором, который, может быть, и покажет эту прибыль, но после погашения многомиллиардных кредитов. Большую же часть последних инвестор направляет на развитие, повторю, экономики своей страны. И только потом наступит этап раздела продукции. Теоретически такой инвестиционный процесс может продолжаться сколь угодно долго, особенно если он управляется людьми, не отягощенными знаниями и совестью. Раскручивая шельфовую пропаганду и вновь пытаясь заметный промах представить как достижение, губернаторская команда глушит обывателя: А мы еще получаем от инвестора роялти и бонус!. При этом стараясь не переводить на русский язык и не давать цифры в сравнении. Что ж, перевожу и сравниваю. Роялти — это плата за пользование недра-ми. В США минимальная плата, с которой начинают рассматривать проекты, 12,5 процента. Средняя ставка в мире — около 18 процентов, а в Германии — до 40 процентов. Плата за наши недра — самая низкая в мире — 6 процентов в год от объема добываемых ресурсов. Бонус — по-русски просто премия, которую выплачивает инвестор на различных этапах проекта по сложившейся международной практике. Если оценивать по сегодняшним ценам месторождения нефти и газа, бездарно отданные Сахалинской энергии, то сумма всех бонусов составит 0,002 стоимости запасов, а вот как и кем она используется — это тема отдельного исследования.
НАКОНЕЦ, последнее, что могло бы пойти на пополнение районных и областного бюджетов, — это местные налоги от текущей деятельности предприятий-инвесторов и их подрядчиков. Но мы и здесь впереди планеты всей! По настоятельной просьбе губернатора областная Дума 27 мая 1997 года принимает уникальный закон, статья 1 которого гласит: На срок действия Соглашения инвестор освобождается от любых применимых налогов, сборов и других обязательных платежей, вводимых на областном уровне и (или) взимаемых в областной бюджет.... А срок действия Соглашения 25 -30 лет. Большинство депутатов, возможно, так и не поняло, что капвложения в Сахалин-1 и Сахалин-2 осуществляются не за счет собственных средств инвесторов, а путем привлечения кредитов мировых финансовых структур. Эти кредиты, с учетом процентов и стоимости страхования и управления, России придется возместить нефтью и газом. В ТЭО проектов предусмотрены все виды налогов, а Сахалинская область просто отказалась от обоснованной части уже выданного кредита, оставив инвесторам возможность расходовать её по собственному усмотрению. Кстати, все районы — за исключением Южно-Сахалинска — также удовлетворили настойчивую просьбу губернатора, освободив инвесторов от местных налогов. Народные избранники дали льготы не погибающим совхозам, птицефабрикам или хлебозаводам для удешевления их продукции, а вконец обездоленным из-за низких цен на нефть учредителям Сахалинской энергии — компаниям Марафон, Мицуи, Шелл и пр. И только у троих депутатов областной Думы не поднялась рука проголосовать за это — С. Ивановой, С. Пономарева и П. Алборова.
Спустя два года после принятия закона, как раз в год начала добычи нефти на шельфе, мировая цена на нефть почему-то подскочила более чем в два раза. Случайность? Вовсе нет. Со стороны иностранных компа-ний — это хорошо продуманный тактический ход, а с нашей — тот случай, когда амбиция победила эрудицию. И здесь нас обули! Бросились было депутаты вносить изменения в закон — мол, не на 30 лет освобождать от налогов инвесторов, а только на три года с начала добычи нефти, да не тут-то было. Оказывается, нельзя внести изменения даже в собственный закон, если они ущемляют интересы инвестора. Дума все-таки, а не клуб депутатов-любителей.
Вот и выходит, что вся наша доля состоит из долгов. Из-за неразберихи с налогом на добавленную стоимость сегодня Россия должна выплатить инвесторам 36 млн. долларов по обоим проектам. Вызывает удивление предвыборное обещание депутата В. Рукавца о создании Фонда поколений. Из каких это денег? Если из бонуса, то у губернатора для него есть свои цели, и делиться ни с кем он не намерен.
Вся эта история могла бы показаться забавной и даже смешной, если бы не предопределяла нам трагические перспективы. В течение предыдущего десятилетия на шельфе Сахалина создана серьезная сырьевая база, оцениваемая в 325 млн. тонн нефти и конденсата и более триллиона куб. Метров природного газа. Это доказанные извлекаемые запасы, которые, по оценкам специалистов, составляют не более 30 процентов от потенциала участка северо-восточного шельфа Сахалина. Предполагалось, что столь существенные энергетические ресурсы станут основой экономического развития всего Дальневосточного региона России. Но в результате подписанных соглашений по разделу продукции проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 отданы 5 из 7 разведанных месторождений. В случае подписания соглашения по Сахалину-3 Россия вовсе лишается подготовленной ресурсной базы на шельфе Сахалина! Все открытые сахалинскими специалистами нефтегазовые месторождения будут принадлежать иностранцам. Кроме этого, все перспективные структуры также подготовлены к распродаже в проектах соглашений Сахалин-4,5,6.
В СВЯЗИ с этим я, избиратель, спрашиваю: куда спешите, господа-товарищи депутаты Государственной и Сахалинской Дум? Какую цель вы преследуете, пытаясь на корню распродать то, что принадлежит будущим поколениям? Жизнь показала, что принятые вами решения по СРП не всегда верны, а порою вредны и опасны. Кто дал право лишать страну шанса самостоятельно вылезти из клоаки? Вполне объяснимы стремления иностранцев застолбить наши ресурсы для своих детей, но кто-то же должен думать и о наших детях. Крупнейшие газовые месторождения — Киринское и Южно-Киринское, включенные в Сахалин-3, могут стать дальневосточным Уренгоем. В случае ратификации Госдумой этого соглашения в 2000 году иностранцы планируют приступить к его разработке не ранее 2006 -2010 года. Да уже через 8-10 лет новые поколения россиян могут принять такие решения, которые сегодня нам и не снились.
Кстати, за последние семь лет не открыто ни одного месторождения на шельфе Сахалина — при наличии массы подготовленных структур. В этот же период все губернаторские усилия были направлены на демпинговую распродажу не им созданных богатств острова. При этом мимоходом загоняются в нищету геологи и буровики, лишаются будущего их дети. Остановитесь, пока не поздно. Получите хотя бы первую прибыль от проекта Сахалин-2, начните реализацию проекта Сахалин-1, а это будет не ранее 2004 года. Проанализируйте результаты и дайте рекомендации депутатам будущих созывов. Не наследите в истории так, чтобы потомки не могли ничего исправить. Понимаю, что тщетно взывать к совести и разуму правительства и президента. Правительства, которое позволяет иностранцам творить беспредел в моей стране. Так, в августе 1998 года, в разгар лососевой путины, переворотив сотни тысяч тонн донного грунта,
устанавливали платформу Моликпак в Охотском море. 6 сентября отрапортовали о завершении работ, а 11
сентября В. Черномырдин подписал распоряжение правительства 1343-р, разрешающее... проведение этих работ.
Это же как нужно было заинтересовать Виктора Степановича, чтобы он, во время своего второго мимолетного пришествия в правительство, задним числом подписал столь нужный инвесторам документ?!
Трудно верить в разум Кремля, наградившего за решение топливно-энергетических проблем губернатора области, в которой уже какую зиму подряд замерзают больницы и школы, а жители многих поселков Сахалина и Курильских островов не имеют света, тепла и воды. Если следовать данной логике, то пора награждать и за превышение смертности над рождаемостью. По информации облстата за 1999 год, все основания для этого есть — превышение числа умерших над числом родившихся составляет 1,5 раза по сравнению с 1998 годом, а естественная убыль населения за тот же период возросла на 40 процентов. Добавить к этому нечего.
А. ЧЕРНЫЙ, член-корреспондент Международной академии минеральных ресурсов.
Назад
|