САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА
N 78 от 20 июня 2000 г.


Дорогие все!
В этом выпуске «Писем...» мы снова обращаемся к Вам за помощью в защите Охотского моря от загрязнения нефтью и буровыми отходами!
Ниже прилагается выдержка из
ПЕРСПЕКТИВНОГО ПРИМЕРНОГО ПЛАНА ЗАКОНОПРОЕКТНЫХ РАБОТ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ЭКОЛОГИИ НА ПЕРИОД 2000-2003 гг.
(опубликован в электронном бюллетене Центра охраны дикой природы
ПРАВО — ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, N 4 (май) 2000)

Раздел II. Предложения органов государственной власти Российской Федерации по разработке проектов федеральных законов
14. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» Срок не определен
Нам удалось получить, к сожалению пока неофициально,
  • 1) текст этого законопроекта,
  • 2) пояснительную записку к нему и
  • 3) письмо от имени четырех ведомств о внесении законопроекта на рассмотрение правительства.
  • Это письмо подготовлено от имени Госкомрыболовства РФ, Госкомэкологии РФ, Минтопэнерго и Минприроды. Согласовано ли оно (подписано) этими ведомствами, мы не знаем.
    Смысл письма: эти четыре ведомства просят Правительство внести на рассмотрение Гос. Думы и включить в план законотворческой деятельности на 2 квартал 2000г. вопрос о внесении дополнений и изменений в ст. 37 ФЗ «О территориальном море, внутренних морских водах и прилежащей зоне РФ».
    Какие это изменения вы более подробно можете прочитать в аттачменте. Самое главное то, что ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ целенаправленно СНИМАЮТ практически все ограничения на сброс в море отходов бурения и нефтедобычи под видом «урегулирования спорных моментов» в законодательстве.
    Понятно, что сейчас нет Госкомэкологии, а Минтопэнерго подвергается реорганизации. Однако, как раз сейчас и можно ожидать наибольшей активности лоббистов изменения закона — ведь одна из главных причин упразднения Госкомэкологии как раз и заключается в желании нефтяников протолкнуть в Думе подобные законы!
    Поэтому мы обращаемся с просьбой ко всем, кто нас слышит — МЫ ПРОСИМ НАПРАВЛЯТЬ ПИСЬМА С ПРОТЕСТАМИ ПРОТИВ ИЗМЕНЕНИЙ СТАТЬИ 37 ЗАКОНА О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ В ГОСКОМРЫБОЛОВСТВО, МИНПРИРОДЫ и МИНЭНЕРГО!
    Наше собственное письмо на этот счет вы найдете в другом приложении к этому сообщению. Его можно использовать в качестве образца (можно конечно его значительно сократить, убрав длинную обосновательную часть и оставив суть).
    Завтра мы вышлем образец сокращенного письма, а полный вариант нашего письма можно использовать в качестве общей информации для тех, кто мог бы также направить такие письма.
    Адреса для писем следующие:
    103031, Москва, Рождественский бульвар, 12
    председателю Госкомрыболовства РФ Синельнику Юрию Петровичу
    Телефоны: (095) 923-7634, 928-2320 Факс: 928-8349

    123812, Москва, ул. Б. Грузинская, 4/6
    Министерство природных ресурсов РФ
    Министру Яцкевич Борису Александровичу
    Заместителю Председателя
    Правительства Российской Федерации
    В. Н. Щербаку
    О внесении изменении в ФЗ
    «О внутренних морских водах,
    территориальном море и
    прилежащей зоне РФ»
    Поручения Правительства РФ
    от 17.03.2000 N° ХВ-П9-07411
    от 21.03.2000 N°ВЩ-П9 07714
    от 30.03.2000 N° ХВ-П9-09083
    от 31.03.2000 N° ХВ-П9-09220
    Уважаемый Владимир Николаевич!
    В настоящее время органы исполнительной власти Российской Федерации столкнулись с коллизионной ситуацией в сфере законодательного обеспечения регулирования природопользования, в том числе наиболее экономически : строчка не читается : внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа. Проблема заключается в том, что некоторые статьи принятых в последние годы федеральных законов сформулированы таким образом, что допускают различное толкование. Подобная ситуация проводит к разночтениям различными ведомствами и организациями норм и правил природоохранительного законодательства, что препятствует реализации проектов, важных для экономики страны.
    В наибольшей степени это касается проектов по освоению нефтегазовых месторождений Сахалинского шельфа, реализуемых в соответствии с Соглашениями о разделе продукции.
    Экспертная комиссия Государственной экологической экспертизы в 1999 году подготовила отрицательное заключение по материалам технико-экономического обоснования (ТЭО) бурения скважин «Чайво-6» с условиями сброса в морскую среду выбуренного грунта и остаточных количеств бурового раствора на основании того, что это противоречит действующему законодательству и в частности ст. 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ».
    Вместе с тем, группа независимых экспертов Московского государственного университета и Центра экономических исследований и проектов считает, что российское законодательство и, в частности, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ не содержит никакой запретительной нормы в части отведения в морскую среду стоков с присутствием остаточных количеств буровых растворов и выбуренного шлама.
    С целью исключения возможных разночтений статьи 37 Федерального закона »О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»и приведения национальных норм в соответствие с международными просим Правительство Российской Федерации направить в Государственную Думу Российской Федерации предложения о внесении дополнений и изменений в вышеупомянутый закон.
    В связи с необходимостью срочного принятия проектных решений в рамках программы реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в текущем году, полагаем целесообразно просить Государственную Думу о включении в план законотворческой деятельности на II квартал 2000 года вопроса о внесении дополнений и изменений в статью 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
    Приложение: проект дополнений и изменений в статью 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и пояснительная записка - на 4 листах.
    Министр природных ресурсов
    Российской Федерации
    Министр топлива и энергетики
    Российской Федерации
    Б.А. ЯцкевичВ.И. Калюжный
    Председатель Госкомэкологии
    России
    Председатель Госкомрыболовства
    России
    В. И. Данилов-ДанильянЮ.П.Синельник

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к проекту предложений Правительства РОССИЙСКОЙ Федерации «О внесении дополнений и изменений в статью 37 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации«
    Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». вступивший в действие 17 июля 1998 года является основным законодательным актом, регулирующем отношения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пределах морских акваторий территории Российской Федерации и определяет порядок установления норм антропогенного воздействия на морскую среду. Однако практика применения этого закона для регулирования процесса недропользования показала, что статья 37 сформулирована таким образом, что допускает различное толкование содержащихся в нем норм и правил.
    Отсутствие в самом законе определения используемых базовых понятий и терминов в том числе «сброс» и «выброс». неопределенность принадлежности буровых установок к искусственным островам и сооружениям не оставляют возможности четкого трактования применимости установленных запретительных и разрешительных норм и правил. В связи с этим, считаем необходимым внести в упомянутую статью следующие уточнения.
    В пункте 1 статьи 37 указано, что: «Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений:». Стационарные буровые установки, используемые для проведения разведочного и эксплуатационного бурения дна внутренних морских вод и территориального моря, экспертами обычно определяются как «искусственный остров». однако в действующем законодательстве подобное определение отсутствует. С целью исключения возможности разночтения в этой части считаем целесообразным включить в пункт 1 статьи 37 буровые суда и платформы в перечень объектов, удаление продуктов нормальной эксплуатации которых не считается захоронением отходов.
    В этом же пункте статьи 37 определено, что: «Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря :».
    Если в разговорной речи употребление термина «выброс» более привычно применительно к атмосфере, а термин «сброс» — к морской среде, то в российском законодательстве подобное однозначное трактование этих понятий отсутствует.
    Наоборот, в статьях 7, 15, 19 и 25 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» используется понятие «предельно допустимых сбросов и выбросов в окружающую природную среду», и там же в статье 27 определено, что «Нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.., загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы... устанавливаются с учетом: согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде», что допускает возможность использования терминов «сброс» и «выброс» применительно ко всем трем средам, включая водную.
    Учитывая тот факт, что объектом федерального закона «О внутренних морских водах:» является морская среда (а не атмосфера), логично предположить, что часть пункта 1 статьи 37 не применяет запретительную норму в отношении отведения в море сточных вод, содержащих продукты, образовавшиеся при разведке и разработке морских нефтегазовых месторождений.
    Следует отметить, что приведенная формулировка части пункта 1 статьи 37 соответствует некорректно выполненному переводу текста Конвенции МАРПОЛ 73//78 на русский язык. Во-первых, приведенные в оригинальном варианте (английском) этой Конвенции термины и определения могут быть равнозначно переведены на русский язык и как «сброс». и как «выброс». В английском тексте Конвенции, в статье 2 «Определения», в подпунктах 3(b) ii и 3 (b) iii употребляется одно и тоже английское слово «release «, переведенное в русском тексте как «выброс» в пп.3 (b)ii и как «сброс» в п. 3(b)iii.Во-вторых, согласно требованиям Конвенции не запрещается, а допускается сброс вредных веществ в море в определенных количествах и при определенных условиях. Кроме того, из содержания Конвенции следует, что она не применяется по отношению к загрязнению, возникающему в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна. Разъяснения в этой части содержаться также в комментариях IMO к Конвенции.
    В другой Конвенции «По предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов» 1972 года, участником которой наша страна является с 1976, также указано, что удаление отходов, образовавшихся в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна не включается в понятие запрещенного сброса.
    С учетом мировой практики и требований международных конвенций, считаем целесообразным в пункте 1 статьи 37 заменить слово «выброс» на «сброс». исключив тем самым возможность неоднозначного трактования этих понятий.
    Пункт 2 статьи 37 содержит исключительную запретительную норму в части захоронения отходов и сброса вредных веществ, что противоречит пункту 1 этой же статьи, а также статье 33 рассматриваемого закона, которые допускают сброс вредных веществ во внутренних морских водах и территориальном море при соблюдении установленных нормативов.
    В связи с этим, считаем целесообразным в пункте 2 статьи 37 указать, что запрет распространяется лишь на сбросы вредных веществ в количествах, приводящих к превышению установленных нормативов качества морской среды и не являющихся продуктами нормальной безаварийной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, буровых судов и платформ.
    Все вышеупомянутые дополнения и изменения в статью 37 не противоречат другим действующим законам Российской Федерации, а также международным Конвенциям, участником которых является Российская Федерация.

    СТАТЬЯ 37 Захоронение отходов и других материалов и сброс в море вредных веществ во внутренних морских водах и территориальном море
    N° п/п. Существующая редакцияПредлагаемая редакция
    п.1
    В целях настоящего федерального за-кона:
    захоронение отходов и других мате-риалов (далее захоронение) — любое преднамеренное удаление или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
    Захоро-нением не считается — удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления та-ких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, ис-кусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на та-ких судах, летательных аппаратах, ис-кусственных островах, установках и со-оружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального зако-на и международным договорам Рос-сийской Федерации;
    «вредное вещество« — вещество, кото-рое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ре-сурсам, морской флоре и фауне, ухуд-шить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использо-вания моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с меж-дународными договорами Российской Федерации;
    сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее сброс вредных веществ) — любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее — суда), летательных аппаратов, ис-кусственных островов, установок и сооружений какими бы причинами он не вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непо-средственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и террито-риального моря, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.
    п.2 Захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и территориальном море запрещается.
    В целях настоящего федерального за-кона:
    захоронение отходов и других мате-риалов (далее захоронение)- любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений.
    Захоро-нением не считается — удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, включая буровые суда и платформы, и не превышающих предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления та-ких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на та-ких судах, летательных аппаратах, ис-кусственных островах, установкам и со-оружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального зако-на и международным договорам Рос-сийской Федерации; «вредное вещество« — вещество, кото-рое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ре-сурсам, морской флоре и фауне, ухуд-шить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использо-вания моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с меж-дународными договорами Российской Федерации;
    сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее сброс вредных веществ) — любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее — суда), летательных аппаратов, ис-кусственных островов, установок и сооружений какими бы причинами он не вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс вредных веществ не включает сброс вредных веществ, происходящий непо-средственно вследствие разведки, разработки нефтегазовых и других месторождений (слово не разборчиво) эксплуатационное бурение и прокладку нефтепроводов и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов дна внутренних морских вод и террито-риального моря, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним. Захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и территориальном море вредных веществ в количествах, приводящих к превышению установленных нормативов качества морской среды и не являющихся продуктами нормальной безаварийной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, буровых судов и платформ запрещается.

    Исх.N° от

    Министерство природных ресурсов РФ
    Министру Яцкевичу Б.А.

    Министерство энергетики РФ
    Министру Гаврину А.С.

    Председателю Госкомрыболовства РФ
    Синельнику Ю.П.
    Касательно изменений и дополнений
    в статью 37 Федерального Закона
    «О внутренних морских водах,
    территориальном море и прилежащей зоне РФ«
    Нам стало известно, что в Ваших ведомствах находится на согласовании Проект дополнений и изменений в статью 37 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (далее — Проект). Как сказано в документах, сопутствующих Проекту, данные действия инициированы в связи с необходимостью срочного принятия решений в рамках программы реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в текущем году. Суть предлагаемых дополнений и изменений сводится к изъятию из статьи 37 указанного Федерального Закона (далее — статья 37) запрета на сброс отходов бурения и нефтедобычи в морскую среду при освоении месторождений углеводородов на шельфе.
    Мы внимательно изучили предлагаемые изменения и дополнения и проанализировали их на предмет соответствия Российскому законодательству и международным договорам Российской Федерации. Также мы рассмотрели отрицательное воздействие на морскую среду, которое может быть оказано в результате снятия правовых ограничений на сброс отходов бурения и нефтедобычи в море.
    В связи с этим, мы обращаемся к Вам с убедительной просьбой не согласовывать предлагаемые дополнения и изменения в статью 37, по нижеследующим причинам.
    I. Принципиальное несоответствие предлагаемых дополнений и изменений водному законодательству РФ.
    «Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
    Отношения по поводу вод регулируются настоящим Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов»
    (Водный Кодекс Российской Федерации, преамбула)
    Согласно статье 2 Водного Кодекса РФ «водное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ:». Т.е. все принимаемые федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с водной средой (в том числе, безусловно, и ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». и любые поправки к нему), должны соответствовать Водному Кодексу РФ. Нет сомнений в том, что упомянутый Федеральный Закон был разработан, принят Федеральным Собранием России и утвержден Президентом на основании Водного Кодекса и в полном соответствии с ним. Защита водных объектов, в том числе морской среды от загрязнения, засорения и истощения является важнейшей целью водного законодательства РФ и обеспечивается нормами, запрещающими сброс в водные объекты любых отходов.
    В случае изменения статьи 37 в сторону полного разрешения сброса отходов бурения и нефтедобычи в море (как это предлагается в Проекте изменений и дополнений), она будет противоречить следующим статьям Водного Кодекса РФ:
  • ст. 96 — запрещает «сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов«;
  • ст. 144 — запрещает «сброс сточных и дренажных вод : в места нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб; в места обитания ценных и занесенных в Красную Книгу видов животных и растений».
  • Согласно исследованиям СахНИРО, ТИНРО, ВНИРО и других научно-исследовательских институтов, вся прибрежная акватория Сахалина и Курил является местом обитания, нереста и зимовки многих ценных промысловых видов рыб, беспозвоночных, а также занесенных в Красную книгу видов животных. Поскольку единственным местом на территории России, где в настоящее время реально развиваются морские нефтегазовые проекты, связанные с образованием и удалением отходов бурения и нефтедобычи, является сахалинский шельф, внесение в статью 37 разрешительных поправок для такой категории отходов неизбежно на практике вступит в противоречие со статьей 144 Водного Кодекса.
    Таким образом, само принятие предлагаемых дополнений и изменений станет нарушением Водного Кодекса РФ и, соответственно, может быть признано (в том числе, в судебном порядке) не соответствующим водному законодательству России.
    II. Воздействие на морскую среду в случае изменения статьи 37 в сторону разрешения сброса буровых отходов в море.
    В водах северо-восточного Сахалина обитает около 28 семейств рыб. Многие из них являются ценными в промысловом отношении. Это прежде всего лососевые, а также тихоокеанская сельдь, минтай, навага, треска, камбала, корюшка, красноперка и другие виды. В настоящее время отмечено, что зона северо-восточного шельфа Сахалина — это район транзита личинок и молоди минтая всего Охотского моря, молоди многих видов кальмаров-гонатид, основной из которых — командорский кальмар, и еще целого ряда пелагических рыб, нерест которых происходит у Западной Камчатки и Северных Курильских островов. Кроме того, северо-восточный шельф острова обладает богатыми запасами крабов, которых в этом районе насчитывается пять видов. Также из промысловых беспозвоночных здесь встречаются семь видов креветок, несколько видов брюхоногих моллюсков и морских ежей.
    Помимо промысловых видов в акватории северо-восточного Сахалина в летне-осенний период обитают или мигрируют более 14 видов китообразных, из них 10 видов занесены в Красные книги России и МСОП. Более того, охотско-корейская популяция серого кита, нагуливающаяся каждое лето в акваториях, прилегающих к заливу Пильтун, находится на грани исчезновения и насчитывает всего около 70 особей в мире.
    Район северо-восточного Сахалина является одним из главных ареалов зимне-весенней репродуктивной концентрации охотоморских ледовых ластоногих — таких как ларга, крылатка, лахтак (тихоокеанский морской заяц), акиба (тихоокеанская кольчатая нерпа), северный морской котик и сивуч.
    Все это показывает, насколько уникальна и важна для развития рыболовного промысла и сохранения биоразнообразия акватория северо-восточного Сахалина! В архивах СахНИРО, ТИНРО-центра, ВНИРО хранится множество научно-исследовательских работ, которые подтверждают все вышесказанное о рыбохозяйственной и природной ценности вод северо-восточного Сахалина.
    В случае принятия предлагаемых изменений и дополнений к статье 37 будет разрешен сброс в море не только при разведочных работах, когда бурится 1 или 2 скважины за сезон и образуется от 2 до 5 тысяч тонн отходов бурения, но и сброс при эксплуатационном бурении, когда образуются сотни тысяч тонн отходов. Например, с платформы «Моликпак» компании Сахалинская Энергия будет сброшено с 14 запроектированных скважин 70 000 тонн буровых отходов, а в ходе добычи нефти будет сбрасываться пластовая вода, содержащая токсичные углеводороды, в объемах нескольких тысяч тонн в сутки. На сегодняшний день с Моликпака пробурено 9 скважин, соответственно, в места обитания большого количества промысловых и краснокнижных видов уже поступило более половины предполагаемых к сбросу отходов. Но это — только начало. Будущее воздействие на морскую среду при развитии нефтедобычи на северо-восточном сахалинском шельфе грозит быть намного более масштабным. Например, по проекту «Сахалин-3» в течении двух лет планируется пробурить 246 скважин. При этом объем только отработанных буровых растворов и шлама, сброшенных в богатые жизнью и хозяйственно ценные акватории, составит до миллиона тонн ядовитых отходов!
    Нет сомнений в том, что все это значительно ухудшит экологическую обстановку на северо-восточном шельфе Сахалина, а также затронет и другие районы Охотского моря. Отработанный буровой раствор и выбуренный шлам — это не просто морская вода и песок. Это токсичные отходы, содержащие целый ряд вредных веществ различных классов опасности. В состав бурового раствора входят тяжелые металлы, содержащиеся в буровых реагентах, особенно в барите и бентоните — это ртуть, хром, цинк, кадмий, медь, свинец, мышьяк и никель. Компоненты бурового раствора содержат и другие токсичные вещества, включая биоциды, а также радиоактивные добавки (например, гидроксид калия, содержащий радиоактивный изотоп Калий-40). При контакте с буровым раствором токсичность приобретает и выбуренный шлам, который к тому же при сбросе загрязняет морскую среду взвешенными частицами, шлейфы которых распространяются на значительные расстояния, ухудшая и разрушая места обитания флоры и фауны шельфовых вод.
    Пластовая вода, помимо таких высокотоксичных полиароматических углеводородов, как бензол, этиловый бензол, толуол, содержит некоторые количества радионуклидов, в особенности радий -226 и -228, как и продукты их распада. Радионуклиды пластовой воды осаждаются при контакте с сульфатами морской воды и образуют радиоактивный осадок. Этот осадок может концентрировать радиоактивность до тех пор, пока последняя не достигнет уровня, при котором его необходимо удалять как радиоактивные отходы. Согласно проектной мощности платформы Моликпак, в течении добычного сезона 2000 года планируется сбрасывать в Охотское море около 400 тонн пластовой воды в сутки, при этом общий объем планового сброса углеводородов с пластовой водой составит 2100 кг.
    Исследования, проведенные ТИНРО-центром в 1998 году по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». показали наличие повышенных концентраций тяжелых металлов в буровых компонентах, буровых шламах и в грунтах, где проводилось бурение. Например, одна из проб барита из Холмского накопителя на Сахалине, где хранятся отходы бурения прошлых лет, содержала кадмия 24 мг/кг, при ПДК 3мг/кг. Кадмий обладает высокой аккумулирующей способностью, накапливаясь в организме, он приводит к патологическим изменениям в нем, нарушает репродуктивную функцию, и передается дальше по пищевой цепи. Пробы барита и бентонита, находящиеся на платформе Моликпак, имели повышенное содержание ртути 2.9мг/кг (ПДК 1 мг/кг).
    Длительные токсикологические исследования буровых растворов на моллюсках показали накопление тяжелых металлов и выявили гистологические изменения в жабрах и пищеварительной железе.
    Основываясь на вышесказанном, мы делаем следующий вывод: разрешение, полная легализация сброса отходов бурения и нефтедобычи в морскую среду, как это предлагается в обсуждаемом Проекте изменений и дополнений в статью 37, неизбежно отрицательно скажется на состоянии, качестве и количестве морских биоресурсов важнейшего в промысловом отношении моря России — Охотского. Это, в свою очередь, негативно повлияет на жизнь прибрежного населения Охотоморья, в чьем рационе рыба и морепродукты играют огромную роль. Пострадают также хозяйственная деятельность и финансовой состояние большого числа рыболовецких компаний, ведущих промысел в этом регионе, так как цена и спрос на рыбу и морепродукты неизбежно упадет в связи с ухудшением их качества.
    Первые тревожные факты уже проявляются в рыбопромышленном комплексе Северо-Восточного Сахалина — год назад вблизи платформы Моликпак погибло несколько тысяч тонн сельди тихоокеанской (подобных случаев в этом районе никогда раньше не отмечалось), вот уже два года прибрежные рыбаки страдают от небывалого и резкого снижения запасов наваги.
    На основании всего вышеизложенного считаем, что изменение 37 статьи в сторону разрешения сброса отходов бурения и нефтедобычи будет противоречить российскому водному законодательству, а также нанесет существенный урон морским биоресурсам нашей страны.
    В связи с этим обращаемся к Вам с убедительной просьбой не допустить изменения статьи 37 Федерального Закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» в сторону разрешения сброса в море отходов бурения и нефтедобычи.
    Прошу проинформировать нашу организацию о позиции Вашего ведомства по данному вопросу, т.к. поднятая проблема затрагивает наши личные права и интересы, а также представляет огромный общественный интерес.
    Ваш ответ прошу направить по адресу:
    693000, Южно-Сахалинск, ул. Адмирала Макарова, 27
    общественная организация «Экологическая вахта Сахалина»
    или по факсу (42422) 3-21-53.

    С уважением,
    председатель совета организации Лисицын Д.В.


    Назад