САХАЛИНСКИЕ ПИСЬМА N 93 от 04 октября 2000 года.


При использовании данных материалов для публикаций просим согласовывать это с авторами

Здесь мы представляем вашему вниманию материал, полученный нами от коллег из Магаданского центра окружающей среды через список рассылки «Живое море», а также наши комментарии и ответы на поставленные вопросы. Думаем, это должно быть интересно подписчикам «Сахалинских писем», поскольку дело сильно касается развития нефтедобычи в Охотском море. Любые мнения и комментарии принимаются и приветствуются. Экологическая вахта Сахалина.
Часть 1.
Здравствуйте!
Здесь информация о встрече, прошедшей в Магадане, она касается шельфа Охотского моря. Ждем вопросов, откликов, рекомендаций. Извините, кто получит письмо два раза.
С уважением,
Эльвира Грищенко,
директор «Магаданского центра окружающей среды» Best regards, Magadan
Здравствуйте!
26 сентября 2000 года в Комитете природных ресурсов по Магаданской области прошла встреча, посвященная отчету по программе «Информационное обеспечение подготовки открытого конкурса на право поисков, разведки и добычи углеводородного сырья на шельфе Магаданской области». На встречу были приглашены средства массовой информации — телевидение, радио, газета «Магаданская правда», специалисты Комитета природных ресурсов (не было ни одного сотрудника Госкомэкологии), Северо-восточного комплексного научно-исследовательского института, Института золота и драгоценных металлов (СВКНИИ), Института биологических проблем севера (ИБПС), заповедника «Магаданский», Магаданского отделения ТИНРО, Охотскрыбвода, социологической службы Северного международного университета (СМУ), «Магаданского центра окружающей среды» (МЦОС), Кропп Э.Я. — управляющий «Дальморнефтегеофизика».
Исполнителями различных составляющих отчета являются:
 — геологическая — СВКНИИ, Гревцев А.В.
 — экологическое обоснование проведения конкурса — ВНИИ-1, Замощ М.Н., Моторов О.В.. Мезенцева А.Е.
 — биологические ресурсы северной части Охотского моря — ИБПС, ТИНРО
 — оценка мнения населения и НПО — социологическая служба СМУ, МЦОС.

Выполненные работа и анализ носили предварительный характер, хотя специалистами-геологами и Кроппом была дана высокая оценка представленному отчету. По словам Кроппа — это серьезный шаг вперед к изучению шельфа и подготовки тендера. Таких шагов в свое время не было предпринято на Сахалине. Многие высказывали мнение (опять же в большинстве своем геологи), что нефть и газ нужны Магаданской области, т.к. сейчас региона находится в критическом состоянии — не хватает энергоносителей (завоз из др. регионов), сложная социально-экономическая ситуация (в Магаданской области не хватает рабочих мест, золотодобывающая промышленность не может быть базовой для бюджета Магаданской области, т.к. не выделяется достаточно средств на геологоразведку новых месторождений, единственное месторождение, которое «кормит» Магаданскую область — это Кубака и открытое месторождение меди Лора). По словам геологов, «сейчас не стоит вопрос нефть или рыба, а стоит вопрос и нефть и рыба, а еще существует положительный опыт Норвегии, где совместили и разведку и рыболовство». Кроме того, в Магадане «незримо» ведется борьба за средства на геологоразведку морских месторождений нефти и газа и месторождений на суше.
САХАЛИНЦЫ!!! Вопрос к вам. Какая организация на Сахалине занимается геологоразведкой на суше или морскую и наземную разведку могут вести одни и те же организации? Потому что, видимо Магадану необходимо опасаться нужно еще и этот вид разработок.
Биологи категорически протестовали против каких-либо работ в будущем на шельфе. И это понятно. ТИНРО подсчитали ущерб от гибели биологических ресурсов в случае масштабного разлива. Он составляет 800 млн долларов. Пока непонятно, на чем основывался этот анализ и чем он отличается от анализа 1993, когда ТИНРО сказало об ущербе в 1 млрд долларов.
Интересно было замечание Кроппа, на вопрос о ситуации с шельфовыми проектами на Сахалине. Во-первых, Сахалин получил 180 млн долларов в бюджет от бонусов, во-вторых на Сахалине осуществляется выплата жителям дивидендов (как это делается на Аляске), в-третьих, на Сахалине построены больница, школа, чеховский центр, гидротурбинная станция. Вообщем, Сахалин получает очень много всяческих благ. Кроме того, опыт Сахалина очень полезен для Магадана в части климатических условий для разработок. «Моликпак» - это великолепная платформа, которая выдерживает условия, при которых льды прорывают грунт рядом с ней на 7,5 метров. Кропп получил положительное заключение государственной экологической экспертизы в феврале-марте 2000 г. на Программу сейморазведочных работ в дальневосточных морях.
На встрече был озвучен материал из Счетной палаты «Об анализе СРП по Сахалину-1 и Сахалину-2», который заинтересовал прессу и будет использован для подготовки публикаций.
Очень удивил своей позицией заповедник, директор которого на реплику Прусса (председатель Комитета ПР) о том, что многие богатые месторождения находятся на природоохранных территориях и стоит об этом задуматься, сказал, что заповедник не против того, чтобы геологоразведка велась на территории заповедника, они понимают нужды Магаданской области, но федеральные законы не позволяют работать на заповедных территориях, поэтому их нужно менять.
По поводу основных результатов МЦОС и СМУ Прусс сказал, что у нас в области существуют сложности с передачей информации в районы и установления «обратной связи», но Комитет будет решать эту проблему и будет привлекать население к обсуждению. Но, неизвестно. Как это будет делаться. У МЦОС есть договоренность с социологами о планировании информационной компании, чего не было сделано в рамках этой программы Комитетом ПР. Мы будем далее своими силами информировать население в поселках, тем более, что сделать это будет несколько проще, т.к. мы уже «навели мосты». Была поддержана идея дифференцированного информирования различных групп населения. Прусс всех заверил, что будут найдены деньги, чтобы сделать из нескольких томов Отчета адаптированные брошюры для широкого распространения среди учителей, школ и заинтересованных лиц.
Решения, принятые «выше». Прежде всего, Министерство природных ресурсов РФ и Магаданская областная администрация одобрили 1 фазу плана работ (отчет по которым и рассматривался) и финансирования проведения конкурса на право разведки и добычи нефти и газа на магаданском шельфе. Схема проведения открытого конкурса разработана на основе опыта Сахалина. Сначала планируется провести тендер операторов, перед тем, как сам конкурс будет одобрен Государственной Думой РФ. Особая экономическая зона в Магаданской области может иметь позитивное влияние на развитие деятельности по добыче нефти и газа.
1 фаза мероприятий является началом программы «Разработка геолого-экономических и геолого-экологических предложений для определения на федеральном и областном законодательных уровнях процедуры проведения конкурса на право разведки, добычи и производства углеводородного сырья на шельфе Магаданской области». Финансирование программы составляет 7,3 млн. рублей (около 260 000 долларов), 85% их которых выделяются Федеральным фондом воспроизводства минерально-сырьевой базы, а 15% — из областного. Конкурс операторов планируется провести летом 2001 года.
Что должно было быть выполнено к сентябрю 2000 года?
1) Выбор оператора конкурса (не сделано)
2) Сбор геологических и геофизических данных по Охотскому морю
3) Разработка экономических, технических и процедурных параметров конкурса (не сделано)
4) Разработка критериев отбора участников конкурса (не сделано)
5) Оценка экономического и социального влияния планируемой добычи на развитие Магаданской области (в сравнении с Сахалином — был сделан анализ по области, но не было сравнения с Сахалином)
6) Сбор данных о влиянии аналогичных производств в арктических районах, сходных с Магаданской областью, на окружающую среду (отчасти, нет данных по Норвегии)
7) Изучение биологических ресурсов объекта конкурса (сделано)
8) Оценка возможного влияния производства нефти и газа на окружающую среду (сделано отчасти)
9) Обеспечение доведения этих данных до сведения общественности и их общественного обсуждения (отчасти, многие статьи так и не вышли, «горячая линия» не сработала, не было круглых столов и встреч с заинтересованными лицами)
10) Предложения по регулированию состояния окружающей среды и включение этих предложений в условия конкурса (не сделано)
11) Сбор информации, необходимой для определения экономической и экологической целесообразности данного проекта (отчасти)
12) Согласование предлагаемых к конкурсу участков в Министерстве обороны РФ и природоохранных организациях (сделано)

Комментарии Вахты.
Насчет того, что нефть и газ принесут Магадану избавление от энергетического кризиса — это большой вопрос. Вопрос - когда принесут? Начало работ на шельфе ничего не изменит в ближайшие 15 — 20 лет. На Сахалинском шельфе нефть и газ начали искать (и бурить!) еще в 70-е годы — и что теперь? На дворе эвон какой уж год, а энергоносители сахалинского шельфа едва-едва заработали на японский, корейский и китайский рынки — именно туда их отправляют с Моликпака. НЕпосредственно первый тендер был проведен 10 лет назад! И при этом газификация Сахалина, которую в 1990 году (перед началом тендера) обещали осуществить в 1995-м, все отодвигается куда-то в далекое будущее. И более того, Сахалинская Энергия осторожно начинает внедрять мысль о том, что газификация и строительство нефтепровода на юг Сахалина вообще нерентабельны. А рыба дохнет уже сейчас — и в количестве, превосходящем самые смелые прогнозы самых мрачных скептиков. Дохнет и уходит задолго до того, как нефть и газ шельфа начинают согревать и освещать дома сахалинцев.
Насколько «замечательные» сахалинские проекты эффективны и полезны для России очень хорошо говорит письмо Счетной палаты Селезневу, которое мы разослали в прошлом Сахалинском письме. Пожалуйста, обратите на него внимание! Это действительно очень важный документ — и он подготовлен очень авторитетным гос.органом после тщательной многомесячной проверки! СЧетная палата — главный аудитор страны и она кое-что понимает в правовых и экономических вопросах. Очень многие ведомства в стране усиленно культивируют миф о том, что СРП и как их удачный пример Сахалинские проекты — очень выгодный и перспективный путь развития экономики. Тем самым они действуют по принципу «если очень много раз сказать, что черное — это белое, то черное действительно немного побелеет, хотя бы только в глазах публики».
Конечно, сам отчет Счетной палаты, о котором мы писали в прошлом Письме, гораздо лучше, подробнее и понятнее, с развернутыми обоснованиями поясняет то, что сказано в письме, но сканировать его — большая работа и мы ее не очень скоро сделаем, чтобы разослать его. Однако он у вас обязательно удет — и тогда его надо будет просто дать почитать чиновникам. Он очень сильно действует — мы это уже проверили на нескольких московских официальных лицах, причастных к развитию проектов.
Насчет разведки на суше — у нас все эти работы ведет сам Сахалинморнефтегаз, который и добывает там нефть. В его составе есть структурные подразделения (без юр лиц), напр. Ногликское управление буровых работ. Надо сказать, что бурение скважин — обычный метод разведки боьшинства полезных ископаемых, а не только нефти, и буровые установки разной мощности имеют в своем составе и простые сухопутные геологоразведочные экспедиции. Но на нефть и газ требуется очень глубокое бурение, это обычно делают специализированные на нефть и газ буровые предприятия.
Насчет отчета ТИНРО об ущербе — огромная просьба его выслать нам — в электронном виде, если есть, но в любом случае очень просим выслать его также по обычной почте, т.к. нам он нужен с разными там печатями и подписями обязательно.
Насчет 180 млн. долларов в бюджет от бонусов. Это, мягко говоря, неправда. В том же отчете Счетной палаты подробно указаны все суммы, полученные областью и федер. бюджетом — именно это было главным предметом проверки. Для области: Сахалин-2 — 30 млн. бонусов + 40 млн. в фонд развития Сахалина, Сахалин-1 — 10 млн. бонусов. Это все.
Насчет выплаты сахалинцам дивидендов как на Аляске — полная чушь. У нас только подготовлен одним из депутатов обл.Думы проект обл. закона о Фонде поколений Сахалинской области, которым предусмотрено перечисление на счета каждого жителя какой-то части ОТ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСАМИ. Но часть эта будет ничтожна и даже когда закон вступит в силу, перечисление начнется лишь спустя несколько лет. Платежи эти по сахалинским проектам называются роялти, сейчас федеральное правительство начинает ставить вопрос, что по закону О недрах они должны полностью вноситься в федеральный бюджет — т.е. государству, как владельцу ресурсов. Мы все прекрасно знаем, что владельцем природных ресурсов у нас в стране является государство в лице федеральных властей, а никак не субъекты федерации. Многие трезвые специалисты считают проеект нашего закона О фонде поколений вообще сильно дутым и популистским, а в свете вышесказанного он просто теряет смысл, если действительно роялти будет уходить в федеральный бюджет. А видимо так и будет — проект закона как раз и основан на том, что сахалинцы должны что-то напрямую получать от использования своих природных богатств — только вот дело-то в том, что у сахалинцев никаких богатств-то и нет природных, а есть они у государства, которое за них удавится, а копейки из рук не выпустит. Даже в Конституции записано, что земля и природные ресурсы не принадлежат народу, а только используются в его интересах.
Насчет новостроек — больница и школа ДОСТРОЕНЫ, а не построены, Чехов-центр просто отремонтирован за 100 тыс. баксов Сахалинской Энергии — и то только для того, чтобы нефтяной тусовке было где справлять праздник первой нефти в 1999 году.
Причем эти 100 тыс. затем компания заберет из российской доли продукции, т.к. по Соглашению о разделе этой самой продукции (СРП) эти затраты относятся к возмещаемым. И вообще практически все затраты относятся к возмещаемым, т.е. нынешняя благотворительность делается за наш счет, за счет тех самых будущих поколений, которые потом будут только наблюдать, как компания качает нефть и ждать, когда же начнется раздел продукции — а он будет отодвигаться, потому, что надо будет возмещать все эти бонусы и т.д. Газотурбинная электростанция действительно построена в значительной степени за шельфовые деньги — однако, в нашей прессе были очень большие и подлробные и аргументированные статьи, где приводилась масса фактов о нецелевом использовании этих средств при строительстве, по-просту говоря, о перекачивании значительных сумм в «доверенные» блатные предприятия или еще проще — об их краже чиновиками. Ну и конечно толку от этой станции мало — за огромные деньги были куплены сильно старые генераторы почему-то на Украине, как только станцию с помпой пустили, они тут же начали ломаться. Да и вообще газовые турбины — по определению очень недолговечный способ получения электроэнергии из газа, такие генераторы долго не живут, их обычно испоьзуют там, где надо срочно но не надолго получить электроэнергию, т.к. они быстры в монтаже.
И вот сейчас закономерный итог — уже месяц по Сахалину отключают регулярно каждый день свет. По городу это по паре часов каждый день веерным способом — и это перед зимой, когда как раз должны быть созданы масимальные запасы угля! Даже перед выборами, до которых осталось меньше месяца, власти не могут обеспечить свет в домах — что же будет после них? Вот вам процветание от шельфа — об этом Кропп не рассказывал?
Насчет льдов и грунта рядом с Моликпаком — там же 2-км трубопровод, какие там льды чего прорывают? Тогда от трубопровода ничего уже не должно остаться. А вообще — это большая авантюра и разлив в сентябре прошлого года это хорошо показал, когда просто перетерлись швартовы и порвался наливной шланг и нефть полилась в море.
А вот насчет положит. закл. ГЭЭ на программу сейсморазведочных работ - это уже большой минус нам всем, что это прошло мимо нас. Или МЦОС как-то участвовал в этой экспертизе? Т.е. слал туда обоснованные предложения граждан и т.д?
Насчет информирования населения — я еще раз хочу обратить ваше внимание на принятый в мае очень важный для всех природоохранников нормативный документ — Положение об ОВОС, в особенности на то, что он зарегистрирован в Минюсте и, соответственно, обязателен для всех ведомств и коммерческих организаций. Им установлены подробные правила информирования и участия общественности — это очень хорошие для нас всех правила.
Насчет принятых решений. Вообще, магаданские будущие (?) месторождения нефти и газа находятся в гораздо более худших условиях, нежели сахалинские — намного дальше от экспортных рынков, в более суровых условиях и на большей глубине. Да и к тому же в неизмеримо меньшей степени разведаны. И если сахалинские месторождения, в более выгодных условиях, находятся на грани рентабельности, то все обещания процветания для магаданцев в результате их разработки очень сильно нуждаются в уточнении по срокам — а когда же это все будет? Я очень рекомендую почаще задавать этот вопрос — особенно через прессу и при публичных выступлениях господ типа Кроппа. И при этом именно помнить основные даты освоения сахалинскго шельфа в кач. примера:
1975г. — начало работ по поискам и разведке шельфовых месторожд. в рамках советско-японского соглашения, на японские деньги;
конец 1970-х — пробурена первая скважина на шельфе;
до 1989 г. — практически непрерывные (каждое лето) буровые поисково-разведочные работы на шельфе;
1990 г. — первый (и единственный) конкурс — по проекту Сахалин-2, победил консорциум, который давал самые заманчивые обещания — в частности, газификацию Сахалина к 1995г;
1994 г. — подписание СРП по Сахалину-2;
1995 г. — СРП по Сахалину -1;
1998 г. — начало работ по непосредственному освоению первого шельфового месторождения (проект Сахалин-2);
1999 г. — установлена одна добывающая платформа Моликпак и пошла первая нефть (только на экспорт!);
2000 г. — Моликпак успешно работает на экспорт (не на российскую территорию, не для решения энергетических проблем РДВ!), остальные проекты остаются на уровне потсков, разведки и уточнения запасов.
И это Сахалин, который находится в гораздо более выгодных условиях. Когда наш шельф бурили 25 лет, какая-то часть сахалинцев хотя бы работу и приличный заработок имела от этого — т.к. в области есть нефтяная инфраструктура и специалисты. А что будут иметь магаданцы от этих десятилетий бурения и всех остальных прелестей на своем шельфе? Да совершенно ничего! Что, от того, что Кропп будет 20 лет долбить море сейсморазведкой, а СМНГ заливать его отходами бурения у вас станет больше электроэнергии? Вот рыбы в море станет намного меньше — это точно. Вот этот сахалинский опыт Кропп не приводит почему-то. М.б. налоги хотя бы в бюджет пойдут? Да нет, не пойдут, поскольку подавляющее большинство всех подрядчиков на работах на шельфе будет зарегистрировано не в Магаданской области — как и Кропп, очень многие из них будут зарегистрированы на Сахалине, поскольку именно у нас обитают все мощности для подобных работ, и персонал кфалифицированный уже и опыт и т.д. А тем более, что речь идет о свободной экономической зоне у вас там. А это что? Это когда налогов мало или практически нет. Надо еще учесть, что нефтяные компании на Сахалине легко добились освобождения от всех областных и муниципальных налогов и без всяких свободных зон — по проектам Сахалин-1 и 2. На весь срок их действия.
Энтузиазм Кроппа и ваших областных чиновников очень понятен — они-то как раз начнут получать свои дивиденды на самой-самой ранней стадии. И совсем не в виде взяток, как это принято обычно считать. Есть тысяча гораздо более сравнительно честных способов «отмыва» денег, которые начинают крутиться там, где начинают крутиться шельфовые проекты. Начиная ну очень приличными командировочными в валюте в ходе поездок за опытом успешной шельфовой нефтедобычи к соседям на Аляску (за счет принимающей стороны) и заканчивая щедрыми расходами на содержание различных экспертных групп, от которых ниточки тянутся к тем же чиновникам.
И последнее — а кто эти ваши «биологи», которые категорически против любых дальнейших работ на вашем шельфе? И почему совсем не видно позиции Охотскрыбвода? Вообще, кто-то там думает о рыбе? Вам надо помнить, что пока не купили вашу рыбную науку, как нашу, и пока не сломали ваше рыбное ведомство, вы можете получить от них очень много сильных аргументов для дальнейшей работы. Надо торопиться!

Удачи! Дмитрий Лисицын.

Contact: watch@sakhalin.ru
tel/fax (42422) 3-21-53
We'll survive!

Назад