LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

НЕТ, ЭТО УЖЕ НЕ КОНКУРЕНТЫ

«Вот и нашу экономику накрыл обвал. Хотя вроде передела собственности не было, да и штурвал предприятия у профессионалов. Однако у опасной черты оказались. Удержится ли БАМР на плаву? Подобного рода речи среди рыбаков сейчас приходится слышать часто. Ведь люди, отдавшие своему предприятию не один десяток лет, обеспокоены его будущим.
Еще с конца прошлого года, когда АО «Находкинская БАМР» закончила его с миллиардными убытками из-за того, что не смогла затраты на производство перекрыть весомой прибылью, стало ясно, что надо менять стратегию. И в мае она была обнародована на акционерном собрании. Ее суть сводилась к двум составляющим. Решено было ужаться, где только можно, чтобы сократить затраты на основное производство, и увеличить выставление флота в экспедициях.
Наблюдательный совет, утверждая эту программу, не мог, конечно, предвидеть, что она споткнется о новые подводные камни в виде вздорожавших энергоресурсов, топлива, недостатка квот. Подвели и некоторые тактические просчеты. К примеру, в последние несколько лет затраты на выпуск мороженой «безголовки» минтая всегда компенсировались проданной на экспорт икрой. Вот и в нынешнюю путину бамровцы держали в Охотском море большой флот. Но икры минтая собрали вдвое меньше, чем в прошлом году. Да и то выгодно ее продать не получается. Ведь наши рыбодобытчики буквально завалили японский рынок икрой. Так что цены на этот товар здесь резко упали. А хорошая работа судоэкипажей в районе Северных Курил на кальмаре и терпуге в общих финансовых показателях предприятия погоды не сделала. Не получилось даже сравнять доходы с расходами. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на статистику последних девяти месяцев. Одни только затраты на энергоносители поедают 38 процентов от полученных доходов. Аж на 180 процентов к уровню прошлого года выросли затраты на них. Под сорок миллиардов тянут долги по налогам. По зарплате БАМР задолжал своим работникам 26 миллиардов рублей. Уже полгода как арестованы счета. Тупик, в котором так боятся оказаться рыбаки, уже стучится в дверь.
Как выжить? Перед этой проблемой сегодня стоят и руководство, и коллектив. Быстрых спасительных средств пока не видно. Ведь вся правительственная политика по рыбной отрасли строится сегодня по принципу: сможете — выживайте, а там поглядим, у кого запас прочности сильнее окажется.
— В этом мы не собираемся соревноваться, тем более что у всех рыбодобывающих предприятий стартовые возможности одинаково кризисные. Сначала угробили судоремонтную базу, потом взвинтили тарифы. Да и систему доставки рыбы из районов промысла до отечественных портов тоже бросили под откос. И потом, ни для кого не секрет, что квоты раздаются кому угодно, только меньше всего тем, кто работает, — говорит генеральный директор БАМРа А.Н. Колесниченко. «Мы уже третий год их недополучаем под имеющиеся мощности. Можем добывать триста тысяч тонн, а получаем лишь двести тысяч. Да и то в основном на минтай. А треска, камбала, палтус и вовсе не про нас писаны. Я вот недавно узнал, что китайцы имеют в Беринговом море квоты на 50 тысяч тонн минтая. А мы  — восемьдесят тысяч. Так что ж это за политика такая, если она направлена лишь на то, чтобы получить деньги с иностранцев? Если так и дальше пойдет, то можно будет ставить крест на всей рыбной промышленности».
Что ж, в этом с Анатолием Николаевичем трудно не согласиться. Не так просто определять сейчас разумные правила игры в экономической политике предприятия, находясь под прессингом непопулярных, мягко говоря, решений сверху в отношении рыбаков. Одно распределение квот чего стоит. Если, как в прошлом году, с начала зимней путины бамровцы получат опять двести тысяч тонн, то пять траулеров останутся без работы. Их придется или в аренду пристраивать или продавать. А это значит, что и по флоту пройдет сокращение кадров.
Существующая тарифная политика, отсутствие транспортов по доставке пойманной рыбы в российские порты вынуждают бамровских рыбаков работать с иностранными покупателями. Сорок процентов всей пойманной рыбы сегодня БАМР продает за рубеж. Но нельзя сказать, что от этого шибко пополняется казна предприятия. Потому как и здесь нашлась удавка на рыбацкие интересы в виде все того же НДС. Налог этот снимают с БАМРа за рыбу, проданную за границу в море. Потому как эта операция не считается экспортной из-за того, что произведена не в порту. Ну не парадокс ли это? Ведь есть же правительственное решение, согласно которому рыба, выловленная за двенадцатимильной зоной, может продаваться за границу. Да и валюта от таких продаж идет в страну. Но налоговые службы это во внимание не берут. А между тем, оплачивая НДС за рыбу, проданную иностранным покупателям в море, БАМР каждый квартал теряет 3 миллиарда рублей.
Став перед фактом, что судоремонтная база в городе да и в Приморье, по сути дела, разрушена (в миллион долларов обходится стоянка в три месяца на капитальный ремонт судна на наших заводах), бамровцы вынуждены гонять свои траулеры на ремонт в Китай. Но налог, в том числе и НДС, платить приходится здесь, в Находке.
Шквалу кризиса сегодня можно было б противостоять при наличии более экономичного среднетоннажного флота. О том, что им заменять постепенно будут РТМСы и БАТМы, речь на базе шла давно. Однако эту программу реализовать не успели. Смогли купить лишь два СРТ. Накатившийся спад не позволил приобрести новый флот. А между тем при нынешних ценах на топливо эксплуатация супертраулеров, когда каждый из них в сутки съедает 17 тонн топлива, удовольствие весьма дорогое. Раньше затраты эти перекрывались сверхплановой добычей. Сегодня при оскудевших рыбных запасах перекрывать убытки не всегда получается. Благо, что на базе есть еще с десяток РТМов. Но и они стареют и отживают свой век.
Сегодня, поставив во главу своей деятельности выживание, бамровцы вынуждены отказаться и от многообещающей программы модернизации супертраулеров под выпуск обесшкуренного филе. Причина все та же — нет средств. Правда, три судна все же удалось переоборудовать. Но выпуском такой же продукции сегодня занимаются другие рыбообрабатывающие предприятия. Поэтому цены на филе минтая на международном рынке упали. И сейчас ту же «безголовку» выгодней делать, чем обесшкуренное филе.
Ни о каких перспективных проектах нынче бамровцы не мечтают.
Стоит отметить, что экономическую ситуацию БАМРа очень тщательно отслеживают так называемые рыночники при деньгах. Разумеется, они желают придти сюда не в качестве богатых инвесторов, а единственных владельцев собственности.
Я не берусь прогнозировать дальнейшие события. Но никто сегодня не может дать гарантий, что предприятие застраховано от прихода сюда нового хозяина. Ведь все определяют деньги...
Встретившись на днях с генеральным директором БАМРа А.Н. Колесниченко, я поинтересовалась, есть ли у него уверенность, что БАМР выйдет из кризиса и будет жить?
— При таком отношении государства к производителям невозможно строить какие-то планы на будущее. Да и вся политика говорит о том, что сегодня никто не думает, как сохранить в стране рыбную промышленность. Что до БАМРа, то еще никогда ситуация не была столь тяжелой за 45 лет жизни предприятия, — считает Анатолий Николаевич. — Программа выхода из кризиса есть. Но как она сработает? Поживем-увидим. Сегодня все, что мы зарабатываем, идет на погашение налогов. За девять месяцев мы их заплатили 58 миллиардов. Правда, с помощью зачетов. В наших долгах огромные суммы штрафных санкций присутствуют. И они, как снежный ком, растут. Почему бы их не остановить на время, чтобы предприятие вздохнуло? Но кто на этой пойдет?
Вот такой нелегкий разговор получился. Сегодня очень часто можно слышать, что огромные рыбацкие предприятия нежизненны, мол, вышло их время. И ничего страшного в том якобы нет, что они разваливаются. Но только смогут ли удержать на должном уровне рыбодобычу мелкие фирмы, на которые сегодня делают ставку некоторые радетели развала рыбных монстров?
Оставшись один на один со своими проблемами, бамровцы стремятся выжить. Да и на какую помощь рассчитывать? Ведь когда акционировались, то за капитализм подписались.

Содержание

BACK NEXT