LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

Три «Капитана...», или как судоверфь ловила минтай

Галина МАЙОРОВА.

 
 
При любом дележе пыль стоит коромыслом. Дальневосточный научно-промысловый совет в этом смысле не исключение. Здесь каждый регион вежливо и упрямо тянет общебассейновое одеяло на себя. Приморский рыбхозсовет, к примеру, остался недоволен крабовыми квотами, выделенными ему в 2000 году у берегов западной Камчатки и в Камчатско-Курильской подзоне. Наши соседи претендуют на объемы 1998 года — они больше на 1880 тонн краба камчатского и 225 тонн краба синего. Не желая терять крабовые квоты для предприятий края, Приморский рыбхозсовет обратился к ДВНПС.
Те же мотивы звучали в выступлении губернатора края Евгения Наздратенко на заседании правительства, которое состоялось 9 декабря. Он упрекал Камчатскую, Магаданскую области, Корякский и Чукотский округа в местничестве и сепаратизме, когда те распределяют квоты сначала своим, а Приморскому краю — что останется. Администрация Камчатки, возмущался Наздратенко, пытается закрыть Петропавловск-Командорскую подзону для приморцев. Наздратенко требует от Госкомрыболовства ужесточить политику в распределении ресурсов.
Мы прекрасно понимаем тревогу соседей, мы вместе рыбачим в Охотском и Беринговом морях. Тем не менее некоторый совместный опыт показал, что до полного доверия и честности между нами еще далеко.
...В 95-ом на рейде Авачинской бухты появились три МРК-Т, «трое голубых», как прозвали их в народе за нежный цвет. Проработали они, согласно договору между Петропавловской судоверфью и АО ХК «Дальморепродукт», два года, а память оставили о себе надолго. Рыбаки, захаживающие в редакцию, рассказывали много любопытного.
 

I

 

НАЧАЛО

 
 
В апреле 1995 года на собрании акционеров АО «Петропавловская судоверфь» принято решение о вступлении в холдинговую компанию «Дальморепродукт» в качестве дочернего предприятия. А в сентябре генеральные директоры А. И. Усов и Ю. Г. Диденко подписывают договор о том, что «ДМП передает, а cудоверфь принимает в субаренду траулеры-процессоры «Капитан Демиденко», «Капитан Кайзер» и «Капитан Назин» сроком на 10 лет.
Определялись условия оплаты субаренды, взаиморасчеты, доля прибыли каждой из сторон. Судоверфь возмещала ДМП все затраты по добыче и переработке сырца, переоборудованию и ремонту судов, а также вносила арендные платежи.
Продукция, выпущенная из квот судоверфи, являлась ее собственностью. Продукция, выпущенная из квот ДМП и других поставщиков, являлась его собственностью. По поводу того, откуда брались квоты, в договоре есть любопытный пункт 3.5: «Судоверфь обеспечит ежегодное получение квот не менее 50-60 тыс. тонн минтая для каждого судна из квот Камчатской или иной территории».
К этому моменту мы еще вернемся; что же касается договора, то лишь добавим, что владельцем трех «Капитанов» является либерийская компания «Берген индастриз энд фишинг корпорейшн», отдавшая их в 1989 году во фрахт совместному предприятию «Рыбкомфлот». Тот, в свою очередь, в июне 1995 года передает их суб-фрахтователю — «Дальморепродукту», а уже в сентябре того же года суда переходят в субаренду к СРВ. Для чего понадобилась хитроумная махинация? Такой же вопрос задает главный бухгалтер «Дальморепродукта» А.Г. Шило в своем письме В.Г. Рудникову (тогдашний зам. председателя Госкомрыболовства. — Г. М.):
«Прошу объяснить мне, почему Диденко приписывает суда испанской постройки за Камчаткой с целью получения квоты. Это очень нужно потому, что запутанная система судов привела к тому, что просто невозможно определиться с юридическим статусом. Неужели это нельзя решить, передав квоты ДМП, минуя Камчатку, и поставить всю эту запутанную историю в правильное юридическое русло?».
Протестует и губернатор Камчатки В. Бирюков по поводу увеличения лимитов, выделяемых для СРВ. В телеграмме Рудникову от 2 февраля 1996 г. он пишет:
«Я не могу допустить, чтобы остановился флот предприятий Камчатки, в то время как будут работать суда фактически «Дальморепродукта»... Если невозможно найти решение по ресурсам в рамках рыбопромышленного комплекса Камчатки, предлагаем передать флот законному судовладельцу, которым является «Дальморепродукт», и наделить его соответствующими квотами».
И администрация области, и департамент по рыболовству, и рыбхозсовет во главе с председателем С. Тимошенко резко отрицательно восприняли внезапное перевоплощение судоремонтника в крупного ресурсопользователя, да еще с покровителями в Комитете. Оснований для недовольства более чем достаточно:
- договор о субаренде заключен без согласия администрации области и КРХС;
- прописка судов в рыбном порту г. Петропавловска-Камчатско-го, а затем исключение их из реестра также проходило без согласования с администрацией области.
Свою позицию к супертраулерам «Дальморепродукта» КРХС достаточно четко изложил в протоколе от 6 декабря 1995 г., отправленном в адрес председателя Госкомрыболовства В. Корельского: прописка судов в Петропавловске возможна только при доведении объема минтая Камчатке до уровня 1995 года, оформлении судов в собственность судоверфи, выделении им целевых квот из резерва Госкомрыболовства.
Однако, несмотря на доводы и возражения руководства области, Госкомрыболовство волевым порядком год за годом увеличивает лимиты для судоверфи.
 

II

 

ГОЛУБЫЕ ФАВОРИТЫ

 
 
Три МРК-Т становятся объектом повышенной опеки Москвы. Судите сами.
На 1996 год КРХС выделило для двух БМРТ судоверфи — «Мыс Свободный» и «16-й съезд профсоюзов» — 12 тыс. тонн минтая. Согласно РДО Рудникова № 171 от 27.01.96 г. для 3-х супертраулеров дополнительно выделено 44,5 тыс. тонн. Фактически «голубые» выбрали 85 тыс. тонн минтая, в том числе и те, что выделялись для БМРТ.
На 1997 год КРХС выделяет для судов ПСРВ 12 тыс. тонн минтая. Госкомрыболовство, несмотря на возражения администрации области, за счет традиционно наработанных лимитов Океанрыбфлота, Тралфлота, «Акроса» и колхоза им. Ленина увеличило объем минтая для судоверфи с 12 до 50 тыс. тонн. Фактически взято 72,57 тыс. тонн — и только судами ДМП. Всего за 95-97 гг. ими освоено 162,339 тыс. тонн минтая.
Интересно с этой точки зрения письмо Ю. Диденко в адрес Бирюкова с просьбой о лимитах на 1997 год: «Мы очень заинтересованы в развитии Камчатской области, обладающей большими и ценными запасами водных ресурсов.
Понимая, какие затруднения испытывает область, энергетика которой работает на дорогостоящем привозном топливе, мы готовы участвовать в инвестировании области путем приобретения лимитов на платной основе, выделяемых Камчатской области в качестве государственной поддержки...».
Движимый трогательной заботой о процветании Камчатки, президент ДМП «заинтересован в приобретении минтая, трески, сельди, палтуса, морского окуня, крабов всех видов».
Трудно сказать, как развивались бы события дальше, не предприми Диденко неожиданный тактический ход: в августе 97-го он обращается в администрацию Приморского края с просьбой о прописке трех субарендных МРК-Т во Владивостоке. Свое решение он объясняет тем, что все эксплуатационные и ремонтные вопросы решаются во Владивостоке, а суда, мол, прописаны в Петропавловске. Тотчас председатель Приморского рыбхозсовета Ф. Новиков отправляет письмо начальнику департамента по рыболовству Минсельхозпрода М. В. Дементьеву: «Администрация края не возражает на данную процедуру, если будут переданы камчатские квоты для этих судов в пользование АО ХК «Дальморепродукт» на 1998 год и последующие годы».
Фактически получилось то, что и предполагали камчатцы: внедрение судов «Дальморепродукта» в освоение камчатских квот. Данный вариант получения чужих квот входит в систему в Приморском рыбохозяйственном комплексе.
Однако, несмотря на доводы и возражения руководства области, Госкомрыболовство волевым порядком год за годом увеличивает лимиты для судоверфи.
 

III

 

ЧТО ЭТО БЫЛО

 
 
Письмо с просьбой дать согласие на перепрописку трех судов президент ДМП направил и в адрес руководителя судоверфи А. Усова. Несмотря на то, что в нем черным по белому ясно изложены причины («все эксплуатационные и ремонтные вопросы решаются во Владивостоке...»), Альберт Иванович при встрече объясняет мне по-другому причины разрыва. Дескать, руководство ДМП категорически высказалось против того, чтобы на судах формировали камчатские экипажи: «так как это условие не выдерживалось, я, естественно, отказался с ними работать». Но доказательств этому мы не нашли, даже в договоре.
Альберт Иванович, в отличие от других, считает данный опыт сотрудничества судоремонтников с приморскими рыбаками полезным и убежден, что рано или поздно процесс возобновится. Тем более, что судоверфь до сих пор остается дочерним предприятием ДМП, генеральные директора Ю. Гринь и Ю. Диденко по-прежнему встречаются и «решают отдельные небольшие вопросы».
Бывший генеральный судоверфи, а ныне председатель бюджетного комитета областного Совета депутатов А. И. Усов согласился побеседовать, хотя некоторые вопросы, судя по реакции, были ему неприятны. («Если вы работаете следователем, я готов давать показания; если вы журналист, то не понимаю, зачем вам это надо»). Однако при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что Альберт Иванович сам себе противоречит. Еще раз прокручиваю диктофонную запись. В одном месте он говорит: «На эти суда Камчатка квоты не давала, ни одной тонны. Я рассчитывал, что КРХС будет нормально относиться к этим судам, к тому, что судоверфь станет рыбодобывающим предприятием. Однако КРХС в лице наших монстров посчитал, что судоверфь станет работать только на «Дальморепродукт». Приняли все в штыки, и квоты нам никакой не дали. Квоты выделялись Минрыбхозом и только напрямую, в счет тех, что распределялись по межправительственным соглашениям».
Но в другом месте он проговаривается: «Брали те квоты, что выделяло министерство, и те, что не осваивались камчатскими судами. Ни одной тонны у Топчего не взяли (он всегда осваивает свои лимиты), а брали у тех, кто свои ресурсы не выбирал». А то, что фактический вылов 3-х МРК-Т почти в 2 раза превышал выделенные объемы — Усов объясняет олимпийской системой.
Да с такими супертраулерами, Альберт Иванович, на олимпийке вы и Топчего оставите далеко позади, не то что средний и малый флот.
Усов убежден: камень преткновения — не квоты, «а почивание на лаврах наших монстров, которым, видимо, скоро придет конец». Не будь трех «Капитанов...», говорит он, регион не получил бы ресурсы на 1997 год в тех объемах, в каких получил, поскольку не осваивал их полностью.
Здесь тоже полуправда. Не потому область не взяла ресурсы, что отсутствовали супертраулеры ДМП, а потому, что не было их, ресурсов. Не было того же минтая, краба, несмотря на выданные учеными прогнозы и ОДУ.
- Альберт Иванович, опишите технологическую цепочку: итак, вы получили ресурсы, отдаете их судам ДМП...
- Никуда мы их не отдаем. Квоты наши, их осваивают наши траулеры. Продукция оставалась у «Дальморепродукта».
- Но в договоре записано: СРВ является законным владельцем сырья и продукции.
- В договоре-то записано, а потом ДМП несколько изменил свое отношение, поэтому мы разошлись как в море корабли. Дело в том, что судами ДМП управляла одна фирма в Сиэтле. И так как руководство фирмы мне не нравилось, я решил, пока не поздно, порвать с ней отношения.
Выходит, именно Усов, а не жесткая позиция КРХС и областной администрации положили конец сотрудничеству с «голубыми».
- Не пыталось ли ДМП, переводя «Капитанов...» вновь во Владивосток и претендуя на камчатские лимиты, создать таким образом прецедент для будущей экспансии приморцев?
- Они не имели такой возможности, потому что КРХС никогда никаких квот им не давал, — отвечает Усов. — Администрация приложила максимум усилий, чтобы судов здесь не стало.
Значит, жесткая позиция, которую заняло руководство области, вовсе не вина его, а заслуга. Благодаря его принципиальности ресурсы не уплыли на сторону. Правда, Альберт Иванович не понимает выражений «приморские суда», «сахалинские суда». Он понимает одно: если камчатский житель работает, неважно на каком судне, и налоги платятся здесь — то все в порядке.
Так-то оно так, только ведь и продукция уходит в Приморье, и огромная выручка. Как она, кстати, распределялась между партнерами?
- Она распределялась в процентном отношении в зависимости от того, сколько они выловили нашей квоты, а сколько — своей. Условно говоря, нам дали прибыль на 50 тыс. тонн.
По самым скромным подсчетам, СРВ получило за два года примерно 16 млн. долл. Ожидаемый годовой доход по одному судну составил 6,385 млн. долл., а по трем судам 19,155 млн. долл. (без вычета налогов). Кстати, из расчета следовало, что ежегодно перечислялись комиссионные в размере 5 % от валовой реализации (или 1 млн. 750 тыс. долл.) некой фирме «Алеушен Протеинз». На попытку узнать, за какие услуги отчислялись «Алеушен Протеинз» столь щедрые чаевые, Альберт Иванович раздраженно объяснил, что не знает такой фирмы и судоверфь не имеет к ней никакого отношения. В искренность Усова можно, пожалуй, поверить, но на документе с расчетом его собственноручная подпись. Неужели генеральный директор солидного предприятия отстегивает крупные суммы, сам не зная кому?
И последнее: как расходовалась солидная выручка? Ведь на такие деньги СРВ можно было одним прыжком выскочить из долговой ямы, уплатить задолженности по зарплате и натворить бог знает сколько добрых дел. Между тем, долги рабочим выплатили совсем недавно, как только продали док-двадцатитысячник, поставив, таким образом, крест на возрождении судоремонтной Камчатки.
«Так ведь ДМП расплачивалося с нами не деньгами, а рыбой,— говорит Усов.— А посредники, что брали на реализацию сырец, оказались нечестными». С некоторыми из них до сих пор тянутся судебные тяжбы. Сначала судился с ними Усов, теперь Гринь.
На прямой вопрос: сколько все-таки получила судоверфь за два года совместной деятельности с приморцами, ни бывший генеральный директор, ни юрист судоверфи так и не ответили. Единственное, что сказал Усов: большая часть долгов выплачена.

 

«Рыбак Камчатки»


Содержание

BACK NEXT