LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

Морская программа представительства Всемирного Фонда дикой природы в России

Россия обладает огромными морскими пространствами и биоресурсами, однако программы по их экологической охране напрочь отсутствуют. Мало того, существует всего лишь два морских заповедника: Кандалакш-ский в Белом море и в заливе Петра Великого-в Японском. И, в принципе, основное население России мало интересует содержание и состояние в морской среде разнообразия видов рыб. Иногда их возмущают только скандальные публикации о хищническом истреблении массовых промысловых популяций, контрабандный вывоз продукции из них за рубеж, да загрязнение морских акваторий отходами военной деятельности. Но другое отношение в этом аспекте проявляется у коренных жителей и старожилов, населяющих побережья русских морей и питающихся продуктами моря.
Ведь, если смотреть с экологической точки зрения, мы переживаем сегодня невиданное прежде воздействие человека на живую морскую среду. Практически на глазах последнего поколенья истреблены запасы минтая, трески, камбалы, окуня, краба в дальневосточных морях и Тихом океане. Дно Охотского моря почти полностью перепахано донными тралами, разворачиваются широкомасштабные проекты освоения нефтегазовых ресурсов шельфа, богатого некогда биоресурсами. Населённые берега замусорены отходами производства человеческой деятельности и «дикого» туризма. Благо, что пространства на Дальнем Востоке обширные и можно ещё найти места, где не ступала нога «царя Земли».
Оценив эту обстановку, природоохранные предприятия и выступают за сохранение морского биологического разнообразия в интересах (а не вопреки) человека.
Сообразуясь с этими целями, Всемирный Фонд дикой природы и начал свою деятельность в России впервые в конце 1998 года. Но для скорейшего эффекта его деятельности нужно разработать морскую природоохранную стратегию, а для этого необходимо участие в её составлении большого количества заинтересованных лиц: морских биологов, географов, специалистов по экологическому и морскому праву, экономике, а также стремление к сотрудничеству между федеральными и региональными властями, неправительственными организациями, коренным населением и старожилами дальневосточных морей. Создание такой стратегии здесь сыграет большую интегрирующую роль для всех морских регионов России.

Подготовка стратегии WWF

По этому вопросу мы обратились с анкетой к перечисленным выше специалистам и получили около 50 откликов. Как и следовало ожидать, взгляды их сильно зависели от того, с чем они непосредственно работают и из какой географической точки смотрят на наши дальневосточные моря. Для обсуждения частных проблем WWF организовал четыре семинара: по состоянию прибрежной зоны и водорослевого пояса; о работе наблюдателей на промысле; по вопросам прибрежного рыболовства и его значению для рационального использования морских ресурсов; о взаимодействии общественных природоохранных организаций разного профиля в области охраны морской среды.
И вот, после консультаций с рядом сотрудников и экспертов государственных комитетов по охране окружающей среды и рыболовству, был подготовлен черновой вариант искомой стратегии. 21 мая 1999 года он был вынесен на обсуждение рабочего совещания, которое проходило во Владивостоке включительно по 24 мая. На совещание были приглашены все те специалисты и научные сотрудники, которые откликнулись на нашу анкету. Они представляли 14 институтов — из Анадыря, Петропавловска-Камчатского, Магадана, Южно-Сахалинска, Владивостока, Москвы; 6 региональных неправительственных организаций — с Чукотки, Камчатки, Сахалина, Магаданской области и Приморского края, в том числе — Союз морских зверобоев Чукотки и 10 государственных организаций из Корякского автономного округа, Магаданской, Камчатской, Сахалинской областей, Хабаровского и Приморского краёв. В результате дебатов черновой вариант претерпел кардинальные изменения и в дальнейшем, доработанный сотрудниками WWF, стал выглядеть так:
«Общая цель морской программы Российского представительства WWF в период с 2000 по 2005 г. определена как сохранение и восстановление биологического разнообразия и предотвращение нарушений естественных экологических процессов в морях Дальнего Востока России».
Здесь необходимо уточнить понятие «биологическое разнообразие». Вслед за общей стратегией WWF и других международных организаций мы используем основное понятие Конвенции о биологическом разнообразии, которая определяет его, как «вариабельность живых организмов из всех источников.., разнообразие в пределах вида, между видами, и разнообразие экосистем» (ст. 2). Что же касается исследований биологического разнообразия, то, будучи природоохранной организацией, которая стремится строить свою деятельность на твёрдом научном фундаменте, WWF, в лице его Российского представительства, намерен осуществлять сотрудничество со всеми морскими научными организациями и приветствует интеграцию их усилий по оценке биологического разнообразия морей России, которая, очевидно, ещё далека от своего завершения.
Основные компоненты стратегии:
— развитие и заключение морских охраняемых акваторий в региональные экологические рамки, исходя из того, что система их охраны находится в зачаточном состоянии;
— охрана отдельных видов, нуждающихся в специальных мерах по их сохранению, прежде всего китов и дальневосточного трепанга;
— управление морскими биологическими ресурсами на рациональной основе, в виде получения исчерпывающей информации о незаконном промысле тех или иных видов рыб и прочих морепродуктов;
— развитие экологического законодательства и международных соглашений по морским экологическим вопросам, прохождение добровольной экологической сертификации;
— экологическое образование, информированность населения и поддержка местной природоохранной инициативы;
— предотвращение и смягчение разрушительного экологического воздействия индустриального освоения шельфа и загрязнения прибрежных участков и водосборных бассейнов путём развития института независимой экспертизы по экологическому и юридическому аспектам проектов.

Как морская программа WWF предполагает достичь своих целей.

Существенная часть программы посвящена подготовке ключевых обзоров и концепций. Примерный, неполный перечень этого рода документов представлен ниже:
— анализ пробелов в организации морских ООПТ и определение приоритетов для развития морских особо охраняемых участков;
— отчёты по статусу и планы сохранения отдельных, нуждающихся в особой охране видов;
— обзоры современной практики управления морским рыболовством через определение ОДУ и квотирование, анализ незаконной добычи рыбы и других морских организмов;
— концепции традиционного использования морских живых ресурсов и прибрежного рыболовства для Чукотки, Камчатки, Охотоморского побережья и Сахалина, выработанные в сотрудничестве с общинами коренного населения и старожилами;
— сборник существующего законодательства, имеющего отношение к морскому биологическому разнообразию и ресурсам с комментариями по важнейшим актам и выявлением пробелов;
— аннотированные списки региональных законодательных актов по морскому биологическому разнообразию и биологическим ресурсам;
— проекты изменения законодательства;
— независимая стратегическая оценка воздействия на среду обитания всей совокупности проектов освоения нефтегазовых ресурсов прилегающих к Сахалину вод;
— оценка влияния загрязнения крупных рек Охотско-Японского бассейна на морские экосистемы.

WWF предполагает использовать своё общественное влияние для развития морских природоохранных структур, горизонтальных связей между ними и международной инфраструктуры. В частности:

— создание межрегиональных и межведомственных групп по борьбе с морским браконьерством;
— развитие независимой экспертизы в области морского рыболовства и индустриального освоения шельфа и побережья, в том числе с привлечением экспертов из числа коренного населения и старожилов;
— развитие института научных наблюдателей на промысле;
— организация сети прибрежного мониторинга силами поддержки местного населения, его федеральными и региональными властями;
— формирование межправительственных механизмов решения общих экологических проблем.

Выполнение морской природоохранной программы невозможно без развития гражданской инициативы, которая, благодаря образовательной, информационной и организационной поддержке WWF, должна пройти через самоорганизацию в то, что в последнее время получило название в Америке «Action network», что, приблизительно, переводится на русский язык, как «сеть быстрого отклика».
Морская программа WWF надеется на сотрудничество с Ассоциацией северных народов и с организациями коренных и малочисленных народов, в особенности Дальнего Востока и восточного сектора Арктики. Мы будем благодарны за любые замечания и предложения по совместной деятельности, которые будут соответствовать задачам нашей морской американской стратегии. Со всеми предложениями и запросами можно обращаться к координатору этой программы — Спиридонову Василию Альбертовичу по адресу:

 

Василий Спиридонов

109240
г. Москва, ул. Николоямская, 19, стр. 3,
Морская программа Российского представительства WWF.

Тел.: (095) 772-09-39,
E-mail: VSpiridonov@wwf.ru

Содержание

BACK NEXT