LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

Парус в бушующем море

28 сентября 1999 года у юго-западной стороны острова Янкича (острова Ушишир — средние Курилы) сахалинский рыболовный траулер «Кратерный» обнаружил камчатскую яхту «Арго» в полузатопленном состоянии и со сломаной мачтой. Людей на палубе видно не было. Подойти к яхте траулер не смог, так как шел с тралом. Когда после выборки трала он вернулся на место обнаружения яхты — ее там не оказалось. Поиски не смогли быть продолжены из-за навалившегося тумана, сильного волнения и близости берега.
На конец лета 1999 года Камчатским крейсерским яхтклубом планировался поход двух яхт в кругосветное плавание: «Камчатки» и «Арго», на первом этапе которых предполагался переход до порта Пусан, в Южную Корею. Большая в два раза по размерам «Камчатка» должна была подстраховывать одиночное плавание яхтенного капитана Сергея Уматовича Каргинова на «Арго». Однако «Камчатка» в море не вышла — экипаж не успел в достаточной степени подготовиться к плаванию. Сергей же Каргинов решил идти самостоятельно, хотя тоже не успел подготовить как следует «Арго» к переходу. Ремонт затянулся, и вместо планировавшегося выхода на середину августа, чтобы успеть проскочить до периода штормов Курильские острова, «Арго» вышел в море только 15 сентября. Для яхт, плавающих в наших широтах, это уже слишком поздно. Но, видимо, настолько уж загорелся человек идеей похода, что не смог остановиться, не смог подождать до весны.
И хотя корпус яхты полностью был набит пенопластом, который не позволял яхте затонуть даже при значительных повреждениях, но самодельное подруливающее устройство, позволяющее удерживать судно на курсе без участия человека, оказалось слишком хлипким, чтобы выдержать даже первую неделю плавания, кроме того из-за старых аккумуляторов на яхте не было надежной радиосвязи.
Итак, 15 сентября «Арго» вышел из Петропавловска-Камчатского, а 16-го Сергей Уматович отметил свое 52-летие. Шел он на юг, сначала вдоль восточного побережья Камчатки, затем, океанской же стороной, вдоль Курильских островов, в 10-12 милях от берега, проходя в сутки примерно по 50 миль. Днем шел, на ночь убирал паруса, ложился в дрейф и отдыхал. Каждые сутки в 22 часа по камчатскому времени выходил на связь с капитаном стоящей в порту яхты «Камчатка» Зигмасом Жилайтисом.
Зигмас Витаутович впо-следствии рассказывал: «Арго» все время было плохо слышно. 24 сентября я сообщил Каргинову, что через сутки к его району подойдет тайфун Берт, и дал рекомендации по укрытию от ветров за островами Ушишир. 25-го я его еле разбирал и попросил подтвердить — если идешь, скажи «Иду!», если стоишь, скажи «Якорь!». Он ответил «Иду!», поблагодарил меня за информацию о тайфуне и связь прекратилась».
26-го и 27-го «Арго» на связи не было: в штормовых условиях на яхте не до связи. А 28-го сентября ее обнаружил СТР «Кратерный» у острова Янкича с охотоморской стороны в поломанном состоянии без признаков человеческого присутствия на борту.
Сергей Уматович Каргинов — профессиональный моряк. Работал на судах Камчатского морского пароходства, в Базе океанического рыболовства, штурман дальнего плавания по диплому, последнее время работал капитаном на добывающих средних и малых траулерах, яхтенный капитан, председатель Камчатского крейсерского яхт-клуба.
И, казалось бы, этот человек, прошедший огонь и воду, должен быть прагматиком по натуре, а он, отвергнув все уроки своего большого жизненного опыта, взял и поднял парус на хлипкой мачте, направив свой челн в бушующие осенние воды Тихоокеанского побережья России. Значит достала его наша «перестроечная» жизнь, что, презрев все страхи, он рискнул уйти в вечность, как подобает истинному моряку,— гордо, отчаянно и независимо. Ведь дилетантом его в этом вопросе не назовешь.

 

Сергей Турков

Фотографии из архивов З. Жилайтиса и Г. Струначева.


Содержание

BACK NEXT