LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

Ковран —столица ительменов

Столицы разные бывают. Роскошные мегаполисы и мелкие селения. Суть не в размерах и богатстве, а в той духовной роли, что несет в себе данный уголок земли: Поселку Ковран, что приютился у тихой речки на фоне загадочной сопки Эльвель, самой судьбой уготована роль лидера. Ибо именно здесь сконцентрировались и пытаются выстоять самые яркие творческие силы малочисленного ительменского народа. Историческая несправедливость, не оставившая для ительменов на карте Камчатки ни названия, ни территории, помноженная на цепь трагических событий трех последних столетий, привели народ на грань исчезновения. Достаточно взглянуть на карту Владимира Атласова, отображающую места расселения камчадалов-ительменов в 1700 году (от северной реки Тигиль до самой южной точки полуострова), сравнить ее с нынешней картиной — и в любых пояснениях нужда отпадает. Да и официальная сводка безжалостна: в 1995 году на Камчатке оставалось всего 1442 ительмена, в самом селении Ковран (по самой последней сводке) — 311:
На фоне этой, увы, печальной картины во сто крат возрастает значение каждого шага, который может помочь сохранению и развитию как жизнедеятельности ительменского населения, так и его культуры. Некоторые попытки приостановить разрушительный процесс и дать коренным жителям Камчатки шанс на выживание предпринимаются. Реализуется идея закрепления и охраны территорий традиционного природопользования в бассейнах рек Ковран, Утхолок, Сопочная, Морошечная, Белоголовая. При поддержке Всемирного фонда дикой природы (WWF) создан этноэкологический центр, призванный вести в селах разъяснительную и просветительскую работу. С переменным успехом осуществляется деятельность родовых общин и национальных предприятий, хотя их на ительменской земле крайне мало.
Конкретные шаги по укреплению хозяйственной самостоятельности стали возможны благодаря новому федеральному закону «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», вступившему в силу 30 апреля 1999 года, и постановлению губернатора Корякского автономного округа о создании так называемой «территории «Тхсаном» («Рассвет») на юге Тигильского района, появившемуся в декабре 1998 года. Однако еще раньше — в начале 88-го — в селе Ковран был учрежден Совет возрождения культуры ительменского народа, в который вошли такие образованные и инициативные личности, как Олег Запороцкий, Клавдия Халоймова, Борис Жирков и другие. За истекшие с тех пор годы Совет обрел опыт, точно обозначил важнейшие приоритеты, однако не во всех своих начинаниях добился успеха. Причин тому немало. Но две постоянно выходят на основной план: дефицит деятельных кадров и, разумеется, пустой карман. Некоторую реальную помощь ительменам стали оказывать иностранцы. Дэвид Коэстер, Джанатан Бобалик, Ингрид Саммерс, Нельсон Хенкок (США), Эрих Кастен (Германия), Николя Эботнер и Борис Шишло (Франция), Питер Ернек (Канада), Оно Чикако, Ядзу Мицухиро, Минору Осима, Кадзуоки Танимото (Япония) — они, ученые разных стран, не ограничились фиксацией своих наблюдений. Стали возникать совместные проекты, финансируемые из-за рубежа и направленные, в первую очередь, на закрепление и развитие духовных начал.
Признаться, было стыдно за свою страну. За ее равнодушие, упрямое нежелание чтить и лелеять национальные культурные ценности России. Однако постепенно пришло и большее понимание того, что та же ительменская культура — одна из важнейших частичек мировой цивилизации. И если уж родная держава не собирается это осознать, то пусть пока хотя бы чужестранцы окажут помощь:
Так уж удачно сложилось, что создание Совета возрождения, явление гостей из-за границы на ительменскую землю почти совпали с дерзкой и, как показало время, очень успешной попыткой самих ковранцев воскресить в своем селе древний праздник «Алхалалалай». Да, именно в 1987 году, когда редакция областной газеты «Камчатская правда» проводила в Ковране свой, так называемый «круглый стол», ительменский ансамбль «Эльвель» попытался на сцене своего старенького клуба воссоздать давно подзабытое празднество. С тех пор минуло 13 лет. Сгорел в начале девяностых сельский «очаг» культуры. Но это не остановило танцоров. Больше того, заставило выйти со своей идеей под открытое небо, на берег реки и, таким образом, как бы еще более приблизиться к истинным обычаям проведения торжества.
Татьяна Гуторова
Своим рождением ансамбль «Эльвель» обязан удивительной и прекрасной ительменской мастерице, сказительнице, певунье — Татьяне Евстроповне Гуторовой. Именно она еще в 1967 году попыталась встряхнуть односельчан, напомнить им об очаровании национальных мелодий, магической силе древних обычаев и танцев. Три года ушло на пробы, репетиции, обретение первых сценических навыков. Но когда в 1970 году небольшой ансамбль Гуторовой пригласил земляков на премьеру музыкально-хореографической легенды «Эльвель», всем стало ясно: Камчатка обрела еще один дивный коллектив, которым можно гордиться. Она, Татьяна Евстроповна, сама сочинила сценарий, сама напела мелодии, которые обработали местный композитор Борис Заев и могучий талант Камчатки Георгий Поротов. Некоторые танцы к балету поставил тогда еще молодой солист «Мэнго» Борис Жирков. Мало кого из тех, первых, актеров можно увидеть сегодня на сцене, но их имена уже трудно забыть, ибо каждый первопроходец оставляет след, по которому другим легче идти. Надежда Слободчикова, Любовь Притчина, Петр и Михаил Слободчиковы, Борис Киле, Яков Запороцкий, Алексей Садовников, Татьяна Левковская, Олег Оячек, Сергей Данилов — люди, далекие от искусства, сумели объединиться на основе горячей любви к земле предков, услышать их голоса, проникнуться духом откровенного и возвышенного творчества. С момента премьеры сам ансамбль закрепил за собой имя «Эльвель». И, вероятно, потому возникла некоторая путаница с празд-нованием круглых дат. В 1988 году (а почему не в 87-м?) ансамбль отмечал свое двадцатилетие. А торжества по случаю 30-летия прошли: в 2000-м. Но не станем слишком придираться. Главное в другом: создав ансамбль, поставив первый крупный спектакль, ковранцы установили, таким образом, защитную преграду на тропе исчезновения своей крохотной, но необыкновенной цивилизации. И эта защита с каждым годом становится все сильнее:
Татьяна Гуторова играла в спектакле «Эльвель» роль Матери, главной героини. Появляясь на сцене, исполняя проникновенные ительменские напевы (о, как она поет!), она сама стала олицетворением души ансамбля, его высоким постоянным символом. Давно Татьяна Евстроповна живет в Петропавловске. Но сердце-то ее неизменно там, в Ковране. Выбираясь иногда в любимое село, принимая участие в празднике «Алхалалалай», Гуторова по-прежнему воспринимается всеми как строгий бескомпромиссный судья, который не простит фальши, но и всей силой души поддержит все искреннее, настоящее.
С 80-го года ансамблем «Эльвель» руководит Борис Жирков, уникальный камчатский хореограф, оставивший яркий след в творческой судьбе «Мэнго». Именно он когда-то под руководством Александра Гиля играл роль богача Иныла в первом корякском балете. Именно он, побывавший в Париже и еще в десятке роскошных столиц мира, нашел в себе силы вернуться в свое крохотное полузабытое село, чтобы принять эстафету из рук Татьяны Гуторовой и с неизменным упорством и достоинством продолжать работу по художественному развитию ительменского фольклора.
Под руководством Бориса Александровича ительмены села Ковран появились в 80-е годы на сцене Дворца съездов, на открытых площадках ВДНХ, участвовали в Первом (и, как оказалось, последнем) Международном фестивале фольклора. Весной 1988-го ансамбль «Эльвель» был включен в состав большой творче-ской делегации и на борту агитационного теплохода «Корчагинец» совершил свой первый зарубежный вояж — во Вьетнам. Последнее десятилетие века принесло всем нам, как известно, новые проблемы, непредвиденные сложности. Но ни распад великой державы, ни безумная скупость государства, давно считающего (такой уж вывод напрашивается) культуру делом второсортным, не смогли погасить патриотическую потребность людей сохранить свое лицо. Пережив немало бед, обид, разочарований, ансамбль «Эльвель» выжил. На смену бывшим артистам приходили новые. Появились спонсоры, которые находили немалые суммы, чтобы искусство ительменов смогли узнать в далеких странах мира. Благодаря участию акционерного общества «Иянин Кутх» (генеральный директор — Иван Михнов), «Эльвель» в 1996 г. посетил Германию, где отмечалось 250-летие со дня рождения Георгия Стеллера. Позже концертмейстер ансамбля и композитор Анатолий Левковский демонстрировал свое искусство в США и с помощью американских друзей сумел выпустить первый сборник своих песен и мелодий. С интересом познакомились жители Германии с родовыми песнями Елены Зуевой (1998), а блистательный танцор Леонид Сысоев пленил Норвегию своим уникальным горловым пением (1999).
Четыре дальние поездки состоялись у ансамбля «Эльвель» в 2000 году, включая посещение норвежского фольклорного фестиваля «Риду-риду» и летние гастроли по югу Франции. Артисты гордятся своим успехом, возможностью периодически видеть культуру иных народов и во весь голос заявлять о себе. Однако, мне кажется, наивысшая ценность творчества ковранцев заключается в том, что на родной земле, в неимоверно тяжких условиях, они стойко и преданно служат своему народу, не дают уникальной ительменской культуре исчезнуть навсегда.
Олег Запороцкий
В этом плане возрожденный в 1987 году и получивший дальнейшее развитие ительменский праздник «Алхалалалай» занимает центральное место. На торжество стекаются не только односельчане. Прибывают гости из отдаленных сел. Прилетают ученые, деятели культуры Петропавловска, Паланы, многочисленные иностранцы. Олег Запороцкий, играющий все эти годы первостепенную роль в организации празднества, являет собой образец истинного интеллигента, добровольно взвалившего на свои плечи весь сложный механизм подготовки и проведения празднества в небывало сложных по-прежнему условиях. Он готовит рекламу, собирает и доставляет в Ковран гостей. Он ищет средства и готовит призы, награды. Он возглавляет работу жюри на разных конкурсах. А в минуты вдохновения запросто выходит на сцену с гитарой, чтобы спеть родную мелодию.
А праздник «Алхалалалай» — действительно далеко не прост, многослоен. Он длится несколько суток, стартуя во второй неделе сентября, но непременно в период полнолуния. В программу входят различного рода состязания. Женская половина села любит конкурс «Мимсх» («Лучшая хозяйка»), в котором можно проявить знания по кулинарии, краеведению, исполнить родовую мелодию на родном языке. Мужчины соревнуются на реке: кто лучше поставит запоры, чиручи, кто скорее и качественнее обработает морского зверя, пойманную рыбу: Неизменно красочным является конкурс «Дары страны Кутха» на лучшее ительменское блюдо. Тут уж, действительно, глаза разбегаются. На огромных столах появляются сотни солений, выпечек, наливок, искусно оформленных и зачастую сделанных по личному рецепту. Не остаются в стороне и дети. Они наравне со взрослыми участвуют в выставках прикладного искусства, заранее оформляют традиционный показ своих рисунков.
Но ключевым моментом празднества является, конечно, «Обряд Очищения». Это — целое магическое действо, в которое вовлечены все присутствующие. Жаркий костер в центре Балаганной площади становится как бы центральной точкой, вокруг которой движется бесконечная цепочка взявшихся за руки людей. Но вот Борис Жирков ударяет в бубен. Ему отвечают десятки других бубнистов. Артисты ансамбля «Эльвель» начинают действо. Ритуальные сюжеты сменяются современными фольклорными постановками. Сила и эмоциональная энергия танцоров действуют лучше любой команды. Темп нарастает, все жарче разгорается пламя. Вокруг почти не остается зрителей. Всё пляшет, ликует, шумит: Внезапно пляска приостановилась. Расступились люди, давая дорогу безмолвному шествию. Нового деревянного идола, олицетворяющего еще один, мелькнувший в бездне времен «Алхалалалай», торжественно доставили на место и установили в один ряд с его предшественниками. Их теперь на Балаганной площади тринадцать.
Потом началось самое важное. Огромное кольцо, сплетенное из веток березы, всплыло над поляной. И каждый(!), волнуясь, прошел сквозь него. Каждый вознес руки к небу и радостно, облегченно воскликнул: «Алхалалалай!»: А в девять вечера тут же, у костра, стартовал танцевальный марафон. Пары-добровольцы, пройдя медицинский осмотр, пустились в пляс, рассчитывая победить и уж, конечно, перекрыть прежние рекорды. Условия этого состязания не просты: ноги у танцоров — полусогнутые, отдых — три минуты медленных движений ежечасно. Разрешено пить воду и: целоваться.
Глубокой ночью повеяло ненастьем, заморосил холодный дождь. Время к рассвету, а четыре пары (из одиннадцати) никак не желали сдаваться. Гуманный Олег Запороцкий остановил танцоров в 6.40. Девять часов непрерывной пляски — новый рекорд «Алхалалалая». Победителей — 8 человек: Альбина Юшина и Валерий Мещеряков, Олеся Щупакова и Александр Таменюк, Лена Мещерякова и Игорь Запороцкий, Люба Федотова и Олег Слободчиков. Их ожидали роскошные подарки. А главное — почет у земляков:
Оставим победителей близ гаснущего костра. Вернемся к прозе. Минует пара дней — разъедутся все гости. Потом снегами занесет Ковран: Ансамбль «Эльвель» будет вспоминать былое, мечтать о будущем: Им трудно! Одиноко! Их очень мало! Когда я попросил список артистов, на которых, по сути, держится культура ительменов, то увидел: 12 имен: Слободчиков Олег, Валерий и Юрий Мещеряковы, Ольга Ковалева и Алеша Соколов, Олеся Щупакова, Ольга Коваленко, Настя Сарычева, Татьяна и Анатолий Левковские, Сысоев Леонид, Борис Жирков. Всё! К тому же (напомню) — сгоревший клуб. Мизер молодежи, которая могла бы примкнуть, продолжить дело: Но есть и другие имена. Они, разбросанные по свету, потерянные во времени, тоже являются частичками непревзойденной ительменской культуры. Татьяна Лукашкина, Георгий Поротов, Александр Притчин, Анатолий Винокуров, Валентина Успенская, Нина Толман, Виктория Петрашева, Василий Краснояров, Татьяна Романова, Зинаида Машихина, Алексей Жирков, Нелли Суздалова, Ольга Запороцкая, Наталья Селиванова, Клавдия Халоймова — можно назвать более сорока ярких представителей древнего камчатского рода, успевших внести важный вклад в творческую копилку ительменов. Это богатство должно быть на виду. Оно обязано становиться достоянием подрастающих поколений, основой для созидания. И тогда, быть может, появится уверенность, что духовное развитие крохотного и красивого народа, некогда заселявшего почти всю Камчатку, обретет надежду:
Стоят на берегу реки Ковран молчаливые идолы. Ветер и снег хлещут в их бесстрастные лики. Бесконечной чередой восходят над ними солнца и луны. Кажется, само Время дорисовывает их облик, иссушая деревянную плоть, прибавляя трещины-морщины: Их уже тринадцать, молчаливых свидетелей и участников древнего и возрожденного из пепла обряда «Алхалалалай». Каждого вырезал из ствола многолетней березы художник. Есть здесь работы Вадима Санакоева, Валерия Запороцкого. Последнего идола изготовил сын Татьяны Евстроповны — Олег Гуторов. Не знаю, о чем размышлял ительменский мастер в момент действа, какие думы посещали его сердце. Но когда новый магический лик поднялся над площадью, все вдруг увидели в нем: черты непревзойденного и, увы, уже ушедшего от нас камчатского хореографа Сергея Кевевтегина, который около двадцати лет назад прилетал в Ковран, оказывал помощь Борису Жиркову в постановке новой программы.
Случайность? Мистика? Как знать:

Валерий КРАВЧЕНКО
Фотографии автора


Содержание

BACK NEXT