japan txt LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

ОБРЕЧЕНЫ НА РАБСТВО

Федор ЕМЧЕНКО
 
Сколько российских судов сегодня ходят под чужими флагами, сколько их арестовано в иноземных портах, сколько российских рыбаков и моряков мыкается по свету — не знает никто. В Комитете по рыболовству, в ЦК отраслевого профсоюза известны лишь отдельные «кричащие» факты. Так, в портах Новой Зеландии арестовано более 20 наших судов. В порту Литтельтон с мая прошлого года арестован траулер «Новоникольск», экипаж которого — 81 человек, из них 6 женщин. Судовладельцы — «Скейл корпорейшн». Дело дошло до того, что члены экипажа вынуждены были просить подаяние на улицах Кристчерча.


С Владимиром Прозоровым мы встретились в Москве. Оставшись без денег и документов, стучался он в различные кабинеты, рассказывал свою нелегкую «одиссею», искал возможность добраться из столицы домой, к семье во Владивосток. В его истории, как в капле воды, отражена была трагедия целой отрасли.
После окончания Дальрыбвтуза Владимир более 15 лет ходил на различных судах Владивостокской базы тралового рефрижераторного флота. Накануне реформенного периода был он третьим механиком на среднем рыболовном траулере-морозильщике «Пущино». В тот год во Владивостоке появилась новая фирма «Дальвент». Она-то и купила траулер. Купила, можно сказать, вместе с экипажем. На предложение Владимира Прозорова заключить через нотариуса трудовой контракт генеральный директор «Дальвента» Василий Костюков ответил коротко: «В нашей фирме это не принято».
За последние три года на российском рыбопромысловом флоте произошло 335 аварий, в результате которых погибло 47 рыбаков. Минувшей зимой хозяин офшорной компании «Сойма», сэкономив на техобслуживании СРТМ «Новгородец», отправил судно в Баренцево море. Цена такой экономии — 10 человеческих жизней. О ситуации, в которой оказались сейчас многие российские рыбаки, ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства несколько раз сообщал президенту РФ, правительству, депутатам Госдумы. Однако перемен к лучшему пока не предвидится. Свидетельство тому — мытарства Владимира Прозорова в течение шести с лишним лет...
Возражать было опасно — можно остаться без работы. А найти новое рабочее место во Владивостоке рыбаку сейчас ой как не просто.
Подобная практика принята в большинстве частных фирм. При отсутствии договорных отношений между судовладельцем и экипажем, без контроля за выполнением этих договоренностей новые хозяева получили благоприятную почву для злоупотреблений, открытого попрания прав рыбаков.
В мае 91-го Владимира Прозорова перевели вторым механиком на транспортный рефрижератор РЕФ-601 «Полина». Судно требовало ремонта. Однако хозяин фирмы Василий Костюков убедил Регистр разрешить выход из порта на один переход до Сахалина. Там, мол, станем на ремонт. Но на Сахалине рефрижератор ремонтировать не стали, а загрузили рыбой. Капитан Владимир Расщупкин объяснил экипажу, что на ремонт пока нет денег.
— В Корее продадим рыбу, — сказал он, — а тогда уж и на ремонт станем.
Но вместо Кореи судно отправилось на Филиппины. Там продали часть сайры, закупили горючее и взяли курс на Сингапур. Сюда прилетел сам Василий Костюков. Оказалось, что цена на рыбу в Сингапуре слишком низкая, продавать невыгодно. Хозяин фирмы оформил документы на регистрацию судна в Панаме. Сменив российский флаг на панамский, решили идти через Суэцкий канал в Италию. В Ливорно простояли долго, однако реализовать сахалинскую рыбу не удалось. Пошли в Данию. Здесь рыбу продали. Капитан объявил экипажу, что денег на ремонт по-прежнему не хватает, надо еще поработать. Договор на фрахт заключили с одной из фирм Клайпеды. Доставили шифер в Калининград. В Калининграде загрузились минтаем. Отправились в Голландию, чтобы продать его. В здешнем порту судно арестовали из-за технических неисправностей. Прилетел Василий Костюков. Выдал экипажу часть зарплаты и отправил всех во Владивосток. Для ремонта судна нанял бригаду из Таллина.
На судах совместных, офшорных и дочерних предприятий за счет зарплаты плавсостава произвольно создается «фонд капитана», используемый бесконтрольно в личных интересах судовладельца и самого капитана, вводятся штрафы за нарушения, определяемые самим капитаном, который может снизить оплату труда наполовину, а также наложить дисциплинарные взыскания, напоминающие каторжные работы, превращающие рыбака в бесправного раба.
После возвращения в родной порт Владимира Прозорова перевели на судно, которое курсировало между Владивостоком и Кореей. За полтора месяца он заработал здесь всего 127 долларов. Решил уйти. В офисе «Дальвента» встретили его коммерческий директор фирмы Виктор Паршин и братья Костюковы: Василий и Сергей.
— Уйти ты можешь, — заявил В.Паршин, — только документы твои остались на судне, в Голландии. Когда ты их получишь — неизвестно.
Ему бы в суд обратиться. Но тут оказалось непредвиденное препятствие. Дело в том, что российские суды не принимают к рассмотрению заявления моряков и рыбаков, работающих в офшорных компаниях, на судах под иностранным флагом. Ни законов, ни каких-либо других юридических документов, защищающих права работников офшорных компаний, нет. Рыбаки океанического лова, оставаясь гражданами РФ, оказались в положении изгоев.
Короче, хозяева предложили Прозорову неплохой на первый взгляд вариант. Выдали ему 3 миллиона рублей, тысячу долларов и поручили доставить из Петербурга в Голландию редуктор для судна. Прибыв на место, Прозоров сразу же столкнулся со скандалом на корабле. Таллинские ремонтники требовали у капитана деньги за работу. Тот, как обычно, ссылался на отсутствие оных. Вызвали полицию. Капитану Расщупкину пришлось раскошелиться. Эстонцы уехали домой. Прозорову как соотечественнику вновь пришлось повременить с получением заработанного.
Судну после косметического ремонта разрешили выход из порта. Пошли в Клайпеду. Здесь продолжили частичный ремонт и набрали новый экипаж. В Клайпеде порядки попроще, поэтому выйти в море никто не запрещал, несмотря на то, что автоматика на судне барахлила. Капитан заключил контракт с фирмой «Валсом» на транспортировку грузов. На борт взяли 20 тонн продовольствия и пошли в Испанию. С новым экипажем были заключены трудовые контракты. В число «счастливчиков» попал и Владимир Прозоров. Правда, в этом документе оговорена была ответственность только механика, о работодателе не сказано ни слова.
Сейчас уже можно с достаточной определенностью сказать, что реформы особенно наглядно продвинулись в рыбной промышленности. На сегодня более 80 процентов основных производственных фондов отрасли находятся в частных руках. Правда, успех этот пока не принес дополнительных благ ни государству, ни рыбакам нашим, а во многих случаях послужил лишь корыстным целям новых судовладельцев.
Кое-как РЕФ-601 дошел до порта Лас-Пальмас. Здесь снова потребовался ремонт. Новый фрахтователь распорядился перегнать судно в Мавританию. Оттуда его направили в Нигерию за мукой. В Нигерии экипаж, состоявший в основном из литовских моряков, потребовал у капитана зарплату. Снова скандал. Решено было обратиться в Международную федерацию труда. Судно взяло курс на Лас-Пальмас. Тут-то его и встретил консул Республики Панама, объявив, что судовладелец должен его государству значительную сумму.
«Полина» вновь была арестована. Капитан попытался связаться с хозяином Василием Костюковым. Но от него ни ответа, ни привета. Появилось предложение продать судно. Посредники обещали найти покупателя и помочь оформить документы.
На свою беду, Владимир Прозоров испугался, что затея эта может обернуться судом, и стал энергично возражать. Тем самым вызвал огонь экипажа на себя. Ему пригрозили, что его ...закроют в одной из морозильных камер. Люди были слишком возбуждены.
Пришлось прыгать за борт. Так он оказался на чужом берегу без денег и документов. Двое суток прятался в пустом складе. Потом пришел на причал «София». Здесь встретил человека, который говорил по-русски. Объяснил ему ситуацию. Ему помогли устроиться подсобным рабочим в один из ресторанов в 17 километрах от порта. Когда подошло время получить первые деньги за работу, хозяин, широко улыбаясь, объяснил ему: «Русо бандита, русо террорист» и выразительно покрутил рукой вокруг шеи. В конце концов Прозорова здорово избили и он попал в больницу. Здесь его обнаружили работники Красного Креста. Подлечив, передали в полицию. Потом была недолгая отсидка за решеткой. На требования вызвать российского консула охранники только громко смеялись и крутили пальцем у виска. Через две недели его в наручниках доставили в Мадрид. Оттуда самолетом в Шереметьево. И вот сейчас Прозоров ходит по кабинетам, рассказывает о своих приключениях, итог которых, по его словам, «более шести лет — псу под хвост». Чтобы добраться домой, ему необходимо 800 тысяч рублей. Только кто же ему их даст?

СОДЕРЖАНИЕ