LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

ТАНЦЫ ВЕЧНОСТИ

Государственный Академический корякский ансамбль танца «Мэнго» вступает в новый, XXI-й век. С волненьем и — надеждой:

А. Гиль
Александр Гиль. Хабаровск 1987 год
Когда золотистым сентябрьским днем 1965 года в маленькой столице большого Корякского автономного округа Палане появился 22-летний Александр Гиль, мало кто подозревал, что именно ему предстоит осуществить нечто непредвиденное. Да и сам юный хореограф, за плечами которого были лишь диплом полтавской музыкально-драматической студии и скромный опыт работы в ансамбле песни и танца «Целинник», не знал предначертанной ему судьбы. Поддавшись трудно объяснимому первому влечению к красоте корякских танцев, что испытал, находясь в зале на одном из концертов во Дворце съездов, Александр сам напросился на Камчатку, в далекий автономный округ, полный загадок и мало изученных явлений. Ему вручили маленькую сцену в сельском клубе, нескольких любителей — танцоров — и строгое задание: к празднику создать программу.
Он, Саша Гиль, перевыполнил обозначенные планы. Он нарушил традицию, когда сценические действа оживленно возникали в разных клубах к какой-то красной дате и тут же исчезали в молчаливой пустоте. Объехав многократно округ, он отобрал и привез в Палану одаренных от природы девушек, парней. Заставил их работать, мыслить вместе с ним. Искать древние истоки, что могут стать живой опорой творчества.
Спустя два года Петропавловск, далее — Хабаровск и Москва с изумлением воскликнули: «Не может быть! Да это чудо!» Молодой коллектив Александра Гиля представил миру первый корякский балет — с невиданной доселе пластикой, дерзкой режиссурой, прекрасными актерами, возникшими из неизвестности. Древняя легенда «Мэнго», ожившая на сцене, стала той стартовой площадкой, откуда начался блистательный полет корякского ансамбля по странам мира. Откуда, собственно, стал возникать более зрелый, глубинный процесс познания, осмысления и трансформации в художественные образы обычаев, обрядов, символов, танцевальных особенностей традиционной культуры аборигенов Камчатки.
Проблем, промахов, разочарований являлось много. Но побеждали упорство и — восхищение: духовной искренностью, самобытной свободой и непредвиденным богатством раскрывающегося этнографического наследия. Гиль был не одинок. Могучий по щедрости, таланту поэт, писатель, фольклорист Камчатки Георгий Поротов, его коллега, друг — корякский поэт, прозаик, драматург Владимир Коянто (Косыгин), создатель первых корякских ансамблей, сказительница Татьяна Лукашкина, знаток искусства северян, педагог-хореограф из Ленинграда Татьяна Петрова-Бытова оказывали Гилю помощь, не допускали компромиссов и — доверяли постановщику. Но наибольший взнос в копилку знаний, опыта и чувств вносили те, с кем вместе рос, мужал, работал хореограф Гиль: его ученики. Они, ставшие ныне признанными звездами Камчатки, явились тем исключительным сообществом, сумевшим впитать и с максимальной честностью раскрыть на сцене порой незримые, но уникальные духовные богатства родной земли.
«Мэнго»
В 1974 году ансамбль «Мэнго» (так стал он называться в честь первого балета) обрел статус профессионального. Отучившись больше года в творческой мастерской Ленконцерта, подготовив новую концертную программу, ансамбль продолжил свой необыкновенный путь. Швейцария, Франция, Германия, США, Италия, Япония, разные уголки необъятной тогда страны — СССР — не перечислить всех дорог, не пересчитать наград, которые венчали весь ансамбль и многих его танцоров. Вслед за «Мэнго» стали заявлять о своей творческой состоятельности другие национальные коллективы. Искусство, возникшее из недр древности, стало возвращать народу то, что оказалось в забытье, что стерла память и неразумная политика предыдущих десятилетий. Старинные обряды воскресли снова в Эссо, Караге, Ковране. Фестивали традиционного искусства, выставки художников, уникальные изделия народных мастериц, мгновенно превращающиеся в музейные реликвии, — все возвещало об ожившем духе возрождения культуры коренных народов, несло надежду: Самому же «Мэнго» приходилось мириться с неимоверно сложной жизнью (гастроли по полгода, бытовая неустроенность даже в родной Палане, а параллельно — новые программы, съемки, этнографические путешествия по дальним уголкам Камчатки).
Трагедия произошла 7 июля 1988 года. В родном украинском селе трагически погиб заслуженный артист России Александр Васильевич Гиль.
«Мэнго»
Казалось, все остановилось. Первые два года мы вообще не слышали о «Мэнго». Сначала Петр Яганов, потом Иосиф Жуков — известные корякские артисты — пытались удержать ансамбль в пространстве творчества. Но тут подкралась новая — всеобщая — беда. Нежданный рынок, почти мгновенно превративший всю страну в сплошной безжалостный базар, наотмашь ударил по культуре, медицине, образованию. Государство, никогда и раньше особой щедростью не отличавшееся, вовсе отвернулось от людей. Живите, выживайте, исчезайте, наконец, — кому какое дело! А грубая внезапная граница, поделившая Камчатку на две половинки, довершила дело: проблемы округа, его культуры стали безразличны областному центру... Ансамбль «Мэнго» выжил. Хотя то унижение, что пришлось испытать (да продолжающееся и теперь), забыть, простить нельзя. Коллектив покидали знатные танцоры: пытались выжить мелкой группой. Ушел к далеким «верхним людям» талантливый танцор Николай Лазарев, за ним — звезда, надежда корякской хореографии Сергей Кевевтегин. Убит непревзойденный балетмейстер Валерий Етнеут... Почти иссякла в «Мэнго» молодежь. И даже редкие гастроли, оплаченные неимоверными усилиями, не очень утешали.
Но главное, что беспокоило больней всего,— шли годы, а единственной (вынужденной!) мечтой ансамбля было лишь одно: как сохранить, вручить потомкам накопленный живой багаж? Как не прервать магическую связь единства поколений, их душу, красоту?
О новых постановках речь велась всегда. Но на вопрос: «Когда возникнет новая программа?» — никто не мог ответить.
Солист ансамбля Иосиф Жуков
Солист ансамбля Иосиф Жуков
Но вот — случилось! Двенадцать лет спустя, 23 мая 2000 года (запомним эту дату) ансамбль «Мэнго», участвуя в фестивале искусств «Камчатская весна», представил публике Петропавловска масштабную и новую работу: концертную программу, в которой лишь два номера (из четырнадцати) были всем знакомы. Все остальное — одни премьеры. Увидел зритель постановки, основанные на старинных обрядах: «Камлание» (танец шамана) с незаурядным солистом Сергеем Кутынкававом, «Чукотские картинки». Побывал на национальном празднике нерпы «Унал». Порадовался ярким хореографическим сюитам «Мы с Камчатки», «Танец каюра», «Корякские игры». От души аплодировал заслуженным артистам России Татьяне Романовой, Петру Яганову, Светлане Беляевой, Иосифу Жукову, талантливым солистам Елизавете Долган, Павлу Чече, Анатолию Мохнаткину, Пантелею Шмагину, достойному танцору и сыну основателя ансамбля — Тарасу Гилю. Удивился обилию на сцене молодежи. И... Все повторилось. Как ровно 30 лет назад!
Возникли споры: тот ли это «Мэнго»? Насколько глубоки, близки к этнографическим истокам новые работы?
Примерно те же дискуссии звучали в далеком 70-м, когда Александр Гиль показывал свой второй балет «Эмэм Кутх». И в 75-м, когда Петропавловск знакомился с новой, созданной на берегах Невы, программой. Теперь, спустя немало лет, мы утверждаем: Гиль создал классику! Гиль покорил Камчатку, страну Россию, целый мир!
«Мэнго»
Не будем же спешить. Чуть больше двух лет назад пост художественного руководителя и директора корякского ансамбля занял Марк Нюмен, отличный хореограф, когда-то ряд лет проработавший вместе с Гилем. За первый год новый балетмейстер блистательно восстановил все лучшие работы Александра Васильевича. И все, видевшие «Мэнго» прошлой весной, почувствовали это. Теперь, за крайне сжатый срок, сделана огромная и — долгожданная работа. К тому же, в коллективе появилась значительная группа молодежи, о чем не приходилось и мечтать. Их, студентов только что открытого в Палане хореографического отделения при педагогическом училище, Марк Нюмен, не дожидаясь будущих дипломов, взял в штат ансамбля. И научил! Все критики отметили: хореографическая отточенность программы — на высоте. Молодые танцоры, которых впервые увидел Петропавловск, поражают темпераментом, исполнительской самоотдачей. И, несомненно, перспективны, как актеры.
Не пожалеем места и публично произнесем имена корякских дебютантов, с которыми мы связываем наше необходимейшее понятие — «надежду»: Сергей Тынаргинын и Василий Гоев (родом из Аянки), Вера Яганова (из Лесной), Нюргустан Окиргу (Ачай-Ваям), Татьяна Яганова и Леонид Пронин (из Паланы), восходящая звездочка ансамбля Сергей Падерин. Все они учатся в училище, работают в ансамбле. А это, согласитесь, нелегко:
И все же, подведем итог. Конечно, Марк Нюмен, возглавивший коллектив совсем недавно, взваливший на себя несметные проблемы, не мог все делать сразу. Но перечислим — для себя и для других: восстановлен гилевский багаж, пополнен молодежью коллектив, рождена большая новая программа, осенью 99-го ансамбль обрел редкий статус академического. Добавим к этому, что тоже крайне важно в наше время нищеты: есть помощь спонсора — АО «Марина Ич» — и личная поддержка губернатора округа — Валентины Тадеевны Броневич, благодаря чему искусство «Мэнго» в последние годы дважды видели в Израиле, на 850-летии Москвы. К тому же, губернатор Камчатской области Владимир Бирюков не так давно публично заявил: «Не может более фестиваль искусств в Петропавловске обходиться без ансамбля «Мэнго». Как видим, разделенная Камчатка вновь устремлена к единству. А последние достижения ансамбля, его художественного руководителя серьезны и важны. Теперь, когда все это позади, настал черед дальнейших обстоятельных раздумий (как это делал Гиль) и, вероятно, новых, более глубинных попыток проникнуть в тайны духовных основ северян. Ведь танцы древности — не дань экзотике. И гордость всей Камчатки — «Мэнго» — не есть посланец чьих-то конъюктур. То — голос вечности, к которой мы стремимся, которую хотим понять.

Валерий КРАВЧЕНКО,
заслуженный артист России
Фото автора

 


Содержание

BACK NEXT