|
положение в рыбной отрасли Камчатки критическое
Обращение Совета народных депутатов Камчатской области к Президенту России В.В. Путину
Уважаемый
Владимир Владимирович!
Депутаты Совета народных депутатов Камчатской области крайне встревожены критической ситуацией, складывающейся в рыбной промышленности полуострова. Экономика Камчатской области в предшествующий период не формировалась как многоотраслевая. Ее основу, как и основу жизнедеятельности, составляла и продолжает составлять рыбная промышленность, формирующая сегодня 62 % объемов промышленного производства. Все остальные отрасли сферы материального производства полуострова в большей части и по сути составляют инфраструктуру рыбной промышленности (коммунальную и социально-бытовую). Кроме рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов), рыбная промышленность включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры. Наиболее важные из них судоремонт, строительство, транспорт, портовое хозяйство, тарное и сетеснастное производство. Добычей и переработкой рыбы в области заняты 40 крупных и средних предприятий, около 260 малых. С этим учетом основные показатели социально-экономического развития Камчатской области в решающей степени зависят от результатов работы рыбопромышленного комплекса. Все население Камчатской области составляет около 360 тыс. человек. Непосредственно в рыбной промышленности занято порядка 25 тыс. человек. Расчеты показывают, что за счет налоговых и других обязательных платежей предприятий рыбной промышленности 14,8 тыс. человек было обеспечено работой в организациях бюджетной сферы, более 81 тыс. человек в других отраслях экономики, обеспечивающих работу рыбацких предприятий, а также проживание непосредственно связанного с рыбной промышленностью населения. Рыбная промышленность формирует пенсионное обеспечение 18 тыс. человек из 72 тыс. пенсионеров, проживающих в области, и 11 тыс. пенсионеров, проживающих за пределами Камчатки.
С учетом сложившегося в области коэффициента семейственности и структуры занятости в домашних хозяйствах рыбная промышленность обеспечивала доходами около 59 % проживающего населения. В целом рыбная промышленность формирует экономическую основу проживания на полуострове 80 % населения. В такой степени зависимого от рыбной промышленности региона в Российской Федерации нет. Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 26.11.2001 № 1588-р утвердило промышленные квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов для продажи на аукционах. Если в 2001 году через аукционы было реализовано 22 % квот от общего допустимого улова, то на 2002 год запланировано реализовать 44 % квот. Причем по некоторым видам, таким как краб и сельдь 100 %. Совет народных депутатов Камчатской области считает, что Правительство Российской Федерации не просчитало социально-экономические последствия своих действий в отношении Камчатской области. Последствия исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2001 № 1588-р для Камчатской области будут катастрофическими. Область, лишенная ресурсов, лишена основы для своей жизнедеятельности. Количество биоресурсов, выделенных Камчатской области, по сравнению с 2001 годом уменьшено втрое, а если брать наиболее используемые виды биоресурсов, то промышленная квота по ним уменьшена в четыре и более раз. Более того, вышеназванное распоряжение Правительства Российской Федерации не соответствует статьям 9, II Федеральных законов «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и «О континентальном шельфе Российской Федерации», которыми установлено, что преимущественное право на использование биоресурсов имеет население Севера и Дальнего Востока в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации. В соответствии с вышеназванными законами порядок использования живых ресурсов, разработка и установление правил и норм рационального использования, сохранения и воспроизводства живых ресурсов определяется Правительством Российской Федерации с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако обра щения глав Дальневосточного региона и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам распределения добычи водных биологических ресурсов не нашли понимания в Правительстве Российской Федерации. Неоднократные обращения Совета народных депутатов, администрации Камчатской области к Правительству Российской Федерации по проблемам рыбной отрасли в Камчатской области никаких результатов не дали.
Действия Правительства Российской Федерации не направлены и на исполнение Ваших указаний в отношении рыбной отрасли Камчатки. Так, 29 августа 2000 года по итогам рабочей поездки 24 июля 2000 года в Камчатскую область Вы утвердили за № 1731 Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития области. Пункты 3 и 4 Перечня предусматривают, что в целях развития береговой рыбопереработки в Петропавловск-Камчатской агломерации ежегодно закреплять квоты вылова водных биологических ресурсов Петропавловско-Командорской подзоны за предприятиями рыбопромышленного комплекса Камчатской области (отв. Ю.П.Синельник, Г.О.Греф, Б.А.Яцкевич, срок октябрь 2000 г.), а также рассмотреть вопрос об организации приобретения рыбодобывающих судов и оборудования для рыбоперерабатывающих предприятий Камчатской области на условиях финансового лизинга (отв. А.Л.Кудрин, Г.О.Греф, Ю.П.Синельник, срок сентябрь 2000 г.). Практически поручения не исполнены.
Уважаемый Владимир Владимирович! Еще не поздно вникнуть в суть наших проблем. Завтра встанут на прикол сотни единиц флота, у которого не будет работы, остановятся десятки рыбоперерабатывающих заводов в прибрежных поселках, тысячи людей останутся без работы. Не наша вина, что в области традиционно развивалась только единственная отрасль рыбная. В этом уникальность Камчатки, но и ее незащищенность. На основании вышеизложенного Совет народных депутатов Камчатской области обращается к Вам с просьбой провести встречу с представителями Совета народных депутатов Камчатской области, администрации Камчатской области, Ассоциации рыбопромышленников Камчатки и профсоюза работников рыбного хозяйства Камчатской области. Критическая ситуация, складывающаяся в рыбной промышленности Камчатки, ответственность за будущее населения полуострова вынуждают нас просить Вас об этом.
21 декабря 2001 года
Честная рыба, чистые дениги
УВЫ, ЗДЕСЬ МЫ ПЕРВЫЕ
Респондентов спросили, какое место, по их мнению, занимает Россия среди других стран мира по коррумпированности должностных лиц. Большинство (59 %) поставили нашу страну в «первую десятку коррумпированных стран». Другие (14 %) сочли, что по данному показателю она находится «в пределах между 10 и 50 местом». Только 5 % опрошенных полагают, что Россия относится к менее коррумпированным странам.
Значительная часть наших сограждан убеждена, что в России коррупции подвержено большинство должностных лиц (49 %) или даже все (15 %); 18 % респондентов считают, что коррупционером у нас в стране является каждый второй чиновник, и только 7 % верят, что этот порок свойствен меньшинству госслужащих.
По мнению большинства опрошенных, коррупцией пронизаны практически все структуры, где есть чиновники, должностные лица от высших, федеральных органов власти до жилищно-коммунальных служб и учреждений бытового обслуживания. Однако здесь есть свои «передовики». Отвечая на вопрос: «По вашему мнению, среди должностных лиц каких служб, организаций, учреждений чаще встречается коррупция?», респонденты чаще всего называли следующие инстанции (данные в % от числа опрошенных):
| Июль,1998 | Март,1999 | Январь, 2002 |
Милиция, таможня, правоохранительные органы | 47 | 48 | 55 |
ГИБДД | 35 | 32 | 36 |
Суд, прокуратура | 29 | 28 | 37 |
Высшие федеральные органы власти | 27 | 34 | 24 |
Местные органы власти | 18 | 19 | 22 |
|
Приведенные данные показывают, что устойчивая слава «главных коррупционеров» закрепилась за теми структурами, которые сами призваны бороться с разного рода правонарушениями, в том числе и с коррупцией.
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО НЕПОБЕДИМО?
Большинство россиян уверено, что в России искоренить коррупцию невозможно (57 %). Однако каждый третий полагает, что это осуществимо (34 %). Какие же рецепты искоренения коррупции предлагают респонденты?
Радикально настроены 17 % граждан они считают, что победить коррупцию можно только с помощью «расстрелов», «публичных наказаний», «отрубания рук».
По мнению 15 % респондентов, надо сделать законы жестче, строже и применять их на практике («пересмотреть законы полностью ужесточить»; «принять более точные, а не обтекаемые законы»; «создать законы, которых боялись бы коррупционеры»).
Каждый десятый полагает, что решению проблемы поможет «смена власти», «наведение порядка в органах управления» («надо почистить верхи»; «выгнать всех хапуг из власти»).
К ужесточению контроля над чиновниками призывают 5 % опрошенных. При этом они считают необходимым создать некую новую бюрократическую организацию, призванную осуществлять этот контроль («создать организацию надзора за государственными служащими»; «усиливать контроль за всеми органами власти»; «создать органы, которые следили бы за законностью действий прокуратуры»).
Полагаются на волю президента 2 % респондентов. Они считают, что именно В. Путин должен «прищемить всем им (коррупционерам) хвост». А 1 % участников опроса думают, что с коррупцией можно справиться, только если «подняться на это всем миром». Успех борьбы с коррупцией «зависит от каждого из нас», так как «это всенародное дело».
Значительная часть респондентов (43 %) не ответила на вопрос, как можно искоренить коррупцию. Некоторые из них (6 %) мотивировали свой отказ уверенностью в бесполезности борьбы с этим явлением («это неискоренимо в нашей стране»; «она была, есть и будет, особенно сейчас»; «нет, это только мечты»).
А. Петрова, Фонд «Общественное мнение»,
Всероссийский опрос городского и сельского населения,
26 января 2002 года, 1500 респондентов
ПИСЬМО В НОМЕР
ПРИМОРЬЕ ОКАЗАЛОСЬ В МИНУСЕ
Нам представляется необходимым дать пояснения для читателей «Тихоокеанского вестника» по публикации в номере 2 за 2002 год «Задача для школьников начальных классов».
В таблице правильно указана промышленная квота на вылов минтая на 2002 год, определенная Приморскому краю Правительством России в размере 272,469 тыс. тонн. Но, возможно случайно, не отмечен тот факт, что в эту квоту включены 38 тыс. тонн, «распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации». С таким же успехом это можно было бы применить, например, и к Камчатской области. Мы же предполагаем, что это резерв для «голубых» промысловых судов, которых лишилось Приморье. И не факт, что они все вернутся под российским флагом в Приморье. Таким образом, квота на вылов минтая в любом случае будет значительно ниже, и как следствие ниже цифры в графах «% от общей квоты 2002 год» и «Разность». Следовательно, в этих же графах цифры будут выше и, возможно, положительные, у других регионов Дальнего Востока, а Приморье в «Разнице» окажется с минусом.
Тому подтверждением являются материалы, опубликованные в этом же номере «Тихоокеанского вестника», в частности приказ Госкомрыболовства № 304 от 07.12.01. Если наше предположение по «резерву» Правительства верно, то только поэтому приказу квота Приморья должна уменьшится на 10,364 тыс. тонн и доля Приморья от «общей квоты» составит 46,2 %, то есть на 2,4 ниже против доли от «общей квоты» в 2001 году. А это никак не + 5 %.
Нам кажется, что с калькулятором «провести расчеты и по другим субъектам РФ» с объективной точностью на настоящий момент невозможно из-за неизвестных переменных данных.
Петр ЧУРКИН,
и.о. президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья
|