LOGO
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА

КИНО+ДАЛЬНИЙ ВОСТОК=ЖИЗНЬ

Мне посчастливилось заглянуть в прошлое — посмотреть документальные фильмы о Дальнем Востоке 60-х, 70-х и 80-х годов. Эти старые киножурналы, некоторые еще черно-белые, окунули в атмосферу былых лет, открыв передо мной жизнь Дальнего Востока в интереснейший период — активного становления и развития. Строительство гидроэлектростанций, БАМ, покорение Мирового океана мощнейшим флотом, извержение вулканов — все, чем дышал и жил Дальний Восток России, увековечено на кинопленке Дальневосточной студии кинохроники.
Жизнь свела меня с интереснейшим человеком, Геннадием Никифоровичем ЛЫСЯКОВЫМ. Его творческая биография прочно связана с Дальневосточной студией кинохроники, где он работает с 1960 года. Это высококлассный профессионал: известный документалист, режиссер-оператор, автор более тридцати фильмов о Дальнем Востоке, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии, председатель правления Дальневосточного филиала Союза кинематографистов РФ. С кинокамерой в руках он прошел не одну тысячу километров по дальневосточной земле, отснял многие километры кинопленки. Дальний Восток для Лысякова — родной дом, и знает он его как свои пять пальцев.
Его путь в кинорежи-ссуру был последовательным и целеустремленным — от осветителя и ассис-тента кинооператора до первых крупных операторских работ, отмеченных дипломами на всесоюзных и международных кино-фестивалях в Минске, Праге, Будапеште, Сан-Франциско; наконец, до режиссера-постановщика собственных документальных фильмов.
Нравственная позиция художника, как правило, основы-вается на личном жизненном багаже, на зорких наблюдениях. По своей натуре Геннадий Лысяков — человек неуспокоенной души. Он был среди операторов, снимавших Олимпиаду в Москве, на строящихся участках БАМа, на океанских кораблях, в качестве члена жюри Все-союзного кинофестиваля...
Познавая природу и жизнь людей, щедрых и сильных, Геннадий Лысяков с любовью рассказывает о них в репортажах, сюжетах, спецвыпусках, снятых для киножурналов «Дальний Восток», «Новости дня», в документальных фильмах «Океан», «Вахта в море», «Здесь начинается Россия», «Вулканы Камчатки», «Жемчужина на берегу моря», «Где купить живую рыбу?», «Азбука на снегу», «Где рождается утро»…
В ноябре 2000 года Геннадий Лысяков встретил свое 60-летие, свой юбилей, как творческий, так и жизненный, с чем мы его от всей души поздравляем. В интервью нашему журналу Геннадий Никифорович рассказывает о себе и о работе Дальневосточной студии кинохроники.
 
«СП»: Как получилось, что большая часть Вашей жизни связана с Дальним Востоком и кино?
Г.Л.: Мой отец был кадровым военным, пограничником. После его демобилизации, в 1954 году, семья переехала в Хабаровск. Так я оказался на Дальнем Востоке, который впоследствии практически полностью объехал, и могу сказать, что он для меня родная стихия.
Интерес к кино появился в детстве. Большую роль в этом сыграли мои родители, которые всегда во всем меня поддерживали. Отец подарил мне фотоаппарат — с этого все и началось. Но прежде чем прийти в кино, пришлось сначала потрудиться на работах, далеких от кинематографа. Учась еще в школе, я уже в 8–9 классах работал плотником, затем два года электриком. После школы работал еще год до поступления в ВУЗ. Такой был в те времена порядок. Поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. В институте были люди, которые болели творчеством, снимали любительские фильмы. Там я и стал заниматься в любительской киностудии. Первый фильм, который мы сняли, назывался «Дружина идет по городу». Он завоевал на Всесоюзном кинофестивале любительских фильмов специальный диплом.
Надо учесть, что в ту пору кинолюбительство было очень развито, и меня в 1959 году, с третьего курса, пригласили на работу в Дальневосточную студию кинохроники. Начинал с самой низшей ступени — осветителем. Отработал три месяца, и это пошло на пользу: нет света — нет фотографии, нет кино…. Затем работал ассистентом оператора. Это человек, который в любой момент заменяет оператора. Мне повезло: меня выбрал один из ведущих операторов того времени — Евгений Крячин. Я многому у него научился, это была самая лучшая школа моей жизни.
«СП»: Расскажите немного о работе Дальневосточной студии кинохроники.
Г.Л.: Это одна из старейших студий кинохроники в стране, запечатлевшая все события в истории Дальнего Востока, и плохие и хорошие. Это хроника жизни страны, хроника нашей с вами жизни. Открытие Зейской ГЭС, прибытие китобойной флотилии Дальнего Во-стока, землетрясение на Курилах, извержение вулкана Карым-ский, вулканов Шивелуч, Безымянный — это же события в истории не только страны, но порой и мировые события! Нашей задачей было рассказать обо всем этом. Мы, творческие работники кинохроники, отражали государственную точку зрения на те или иные события в стране.
Как и в любой отрасли в те времена, у нас был государственный план работы — в год мы должны были отснять 60 киножурналов и до 15-ти цветных документальных фильмов. Каждый выпуск киножурнала тиражировался и показывался во всех кинотеатрах Дальнего Востока через государственную систему проката. В 70-е годы, когда был так называемый «железный занавес», наш киножурнал «Дальний Восток» транслировался через телевидение Восточной Германии на Западную Европу, поскольку Дальний Восток был закрыт и о жизни Владивостока, Сахалина, Камчатки за рубежом практически ничего не знали.
Кроме того, выходил сатирический киножурнал «Фитиль». Его главным редактором был Сергей Михалков — председатель Союза писателей РФ, уважаемый человек, очень пробивной, принципиальный. Поэтому к «Фитилю» относились с уважением. В нем помещались злободневные сюжеты о проблемах в разных отраслях. В этих журналах, которые также распространялись через систему государственного проката, мы рассказывали о болевых точках и рыбной отрасли Дальнего Востока.
То есть кинохроника в силу своих специфических особенностей выполняет многие функции: это средство массовой информации, это кинолетопись страны. Прошло столько лет, а мы все прекрасно знаем, потому что у нас есть архив, который будет храниться вечно. В этом отношении, я считаю, моя судьба сложилась очень счастливо, потому что, с одной стороны, я был свидетелем многих событий, а с другой — я был их летописцем.
«СП»: С 1968 года вы являетесь кинокорреспондентом Дальневосточной и Центральной студий кинохроники по Камчатке. А как произошло первое знакомство с этим краем?
Г.Л.: Меня отправляли в командировки по Приморью, Сахалину, Хабаровскому краю, потом я попал на Камчатку. В марте 1962 года я прилетел на ТУ-104 в Петропавловск-Камчатский. Помню, шел снег. В первый приезд на Камчатку меня отвезли на Никольскую сопку, и когда я глянул на Авачинскую бухту, на порт, на пароходы, на эти березы, на вулканы, меня все это чрезвычайно поразило. И хотя к тому времени я уже объехал весь Дальний Восток, ничего подобного нигде не видел… С той поры я и влюбился в этот край. Я ему бесконечно благодарен за то, что он такой красивый и незабываемый. По-прежнему много работал, летал по регионам. Временами приезжал на Камчатку, снова уезжал — но все время чувствовал ее зов, тоску по ней…
«СП»: Фильмы о рыбаках Дальнего Востока занимают особое место как в истории Дальневосточной студии кинохроники, так и в Вашем творчестве. Хотелось бы узнать о самых первых из них.
Г.Л.: Жизнь Дальнего Востока неразрывно связана с морем, рыбным промыслом, поэтому естественно, что этой теме уделялось большое внимание. Фильмы «В поиске», «Сероглазка», «Краболовы», «Мы ловим окуня» — лишь некоторые из фильмов о рыбаках, их нелегкой судьбе.
Авторы фильма «В поиске» (1962 г., сценаристы — Б. Аленкин, В. Боев, режиссер — А. Данкевич, оператор — С. Кушель) рассказывают о СРТМе «Командор», на котором в 1962 году выходил на промысел окуня в Аляскинский залив знаменитый капитан Георгий Васильевич Мещеряков. Сейчас это звучит неправдоподобно, потому что средний флот сегодня так далеко не ходит.
В 1965 году был снят фильм «Мы ловим окуня» (сценарист — П. Шварц, режиссер-оператор — С. Кушель) о промысле окуня БМРТ «Куба» в том же заливе. Капитан-директором траулера был опытный рыбак — Владимир Михайлович Кислицин. В те годы на Дальнем Востоке работало около 30 больших морозильных траулеров, каждый из которых морозил по 40 тонн в сутки, добывал за год по 110, а то и по 150 тысяч центнеров рыбы. Дальневосточные рыбаки ставили мировые рекорды и гордились этим, вся страна гордилась.
Фильм «Сероглазка» посвящен суровой морской работе БМРТ «Ленинец» рыболовецкого колхоза (награжденного орденом Дружбы народов) имени В.И. Ленина, добывавшего пристипому у далеких Гавайских островов. В те времена каждый из колхозных траулеров добывал по 100 тысяч центнеров рыбы в год.
А это ведь было почти 40 лет назад! Развивался активный океанический промысел. Рыбаки открывали для себя новые горизонты и гордились этими открытиями. Люди работали с радостью, и все было нормально: страна крепла, все развивалось, осваивались новые промысловые районы. Это действительно было. И все это есть на кинопленке, все это снимали, а вся страна смотрела…
В 1966 году снимался большой полнометражный фильм «Дальний Восток». Вместе с капитаном Николаем Сотниковым на БМРТ «Браслав» я ходил на промысел окуня в Аляскинский залив. Мы уходили примерно на месяц, забивались рыбой и возвращались обратно. В Авачинский залив присылали две плавбазы из Владивостока, чтобы обеспечить прием окуня. Это был мой первый большой выход в море. Позже я стал единственным собкором кинохроники на Дальнем Востоке, постоянно выходившим в море на съемки.
«СП»: И это несмотря на то, что Вы очень подвержены морской болезни. Зная, что Вас укачивает, Вы снова и снова шли в море снимать. Почему?
Г.Л.: Не знаю, как это объяснить… Укачивает, и сильно иногда укачивает. Каждый раз после возвращения с моря давал себе зарок — больше никогда не пойду. Однако же ходил в море еще много раз и считаю, что не зря. Мне чрезвычайно везло в жизни: я работал со многими известными капитанами Дальнего Востока того времени. Это Губанов Виктор Павлович, Шевчук Николай Михайлович, Пономарев Анатолий Андреевич, Числов Константин Андреевич, Крикорьян Григорий Самсонович. Все они мои друзья, и я горжусь тем, что был с ними в море.
Я видел и записывал историю освоения Мирового океана. Были победы, но были и поражения. Взять, например, промысел сельди. Каждый капитан, промышляя селедку, знал, сколько он может поймать и сколько у него могут принять. Но каждый брал как можно больше, заливался под жвак этой селедкой в Олюторском заливе, подходил к рыбокомбинату — а там очередь из двадцати судов. И он понимал, что, пока будет стоять в очереди, эта селедка сортность будет иметь уже не первую, а примет четвертую. Он занимал очередь, отходил на 15 км, вываливал все, что у него было, и снова заливался. Пока очередь шла, он опять подходил. Это было варварское истребление рыбы. И государственный план здесь был ни при чем. Это истребление идет до сих пор, хотя сейчас плана нет. Каждый старается поймать как можно больше, а будет ли куда сдать — это уже второй вопрос. В свое время мы построили много добывающего флота, а обрабатывающих мощностей не хватало. Сами рыбаки это прекрасно осознавали и прямо говорили, что выполняется план по количеству, но не по качеству. Постоянное общение с капитанами дает мне право говорить о чрезмерном прессинге на запасы рыбы в Авачин-ском заливе уже в те времена. А в нынешнее — тем более.
История развивается по спирали, многое сейчас повторяется. Сегодняшние проблемы рыбаков Дальнего Востока перекликаются с проблемами того времени. Самый животрепещущий вопрос для рыбака во все времена — что останется нашим детям, будет ли у них возможность ловить рыбу? Важно понять, осознать уроки природы, решить насущные проблемы, только тогда мы сможем жить спокойно, не опасаясь за будущее наших потомков. Для этого Дальневосточная студия кинохроники снимала фильмы о море и его тружениках — рыбаках, в этом заключалась наша задача.
«СП»: Какой фильм о рыбаках вы считаете самым сложным и самым удачным в своей фильмографии?
Г.Л.: Несомненно, одним из самых сложных, проблемных фильмов был «Где купить живую рыбу?», снятый мною совместно с Сергеем Верченко в 1985 году. Фильм снимался во Владивостоке, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском, Москве, Мурманске. Речь шла об эффективном использовании сырца. И проблема везде была одна — рыбакам-колхозникам не разрешали вести свою переработку рыбы. Картина наделала много шуму: в результате, решением Совета министров СССР и Министерства рыбного хозяйства переработка рыбы, в частности камчатскому рыболовецкому колхозу имени В.И. Ленина, была разрешена. Это была большая победа.
«СП»: Время активного документального кино о рыбном промысле прошло лет десять назад. Сегодня, когда уже приугасло то священное чувство к кинематографу, у Вас, как у журналиста, любящего свою тему, оно изменилось или нет? Интерес как-то поддерживается или рыбная тема окончательно ушла из большого кино?
Г.Л.: Вопрос очень сложный. Государство, к сожалению, перестало практически поддерживать неигровое кино, документальное. Тем не менее, невзирая ни на что, на Дальнем Востоке нормально живут и работают две студии. Первая, старейшая студия, недавно отметившая 75-летие, — Дальневосточная студия кинохроники. Вторая — Дальневосточная рыбацкая студия, которая за-явила о себе пять лет назад, и заявила прекрасно. На первом международном кинофестивале «Человек и море» она получила два главных приза. Этот факт воодушевляет, потому что документальное кино, несмотря на все трудности, абсолютно необходимо. Пусть оно еще пока до конца не востребовано, но это отражение нашей жизни, живая фотография, и самое главное, это летопись эпохи, которая спустя многие годы станет достоянием истории страны. Поэтому мне, как кинематографисту с немалым стажем, очень приятно, что на Дальнем Востоке в это непростое время, когда по всей стране многие киностудии закрываются, работает новая зональная киностудия — Дальневосточная рыбацкая студия. Киностудия, которая снимает фильмы, получающие на международных фестивалях дипломы и призы. Я считаю, что это большой плюс: не забывается документальное искусство, летопись страны остается без пробела, и самое главное — интересы дальневосточных рыбаков будут представлены широкому зрителю России. А это уже немало.

Фильмография:

(Дальневосточная студия кинохроники)
    «Песни родного края», 1962 г., оператор
    «Схватка на борозде», 1963 г., оператор
    «Зебра уходит из города», 1963 г., оператор
    «Дальневосточные рассказы», 1964 г., 5 ч., оператор
    «Океан», 1965 г., оператор
    «А девушки все едут...», 1966 г., режиссер-оператор
    «Солнечный», 1966 г., режиссер-оператор
    «Три рассказа о депутатах», 1966 г., режиссер-оператор
    «Встреча в Хабаровске», 1967 г., режиссер-оператор
    «Ну что тебе сказать про Сахалин?», 1967 г., режиссер-оператор
    «Готовим ваш полет», 1967 г., режиссер-оператор
    «На Дальнем Востоке», 1968 г., режиссер-оператор
    «Крылатые рыбаки», 1968 г., режиссер-оператор
    «Курильск», 1969 г., оператор
    «У колхозных рыбаков», 1969 г., оператор
    «Здесь начинается Россия», 1970 г., режиссер-оператор
    «Вахта в море», 1971 г., режиссер-оператор
    «Покорение Зеи», 1972 г., режиссер-оператор
    «На краю земли», 1973 г., режиссер-оператор
    «Советская Камчатка», 1974 г., режиссер-оператор
    «Извержение», 1975 г., режиссер-оператор
    «Председатель Рафальский», 1975 г., режиссер-оператор
    «Азбука на снегу», 1976 г., режиссер-оператор
    «Поле Виктора Куряновича», 1977 г., режиссер-оператор
    «Термальные воды Камчатки», 1978 г., режиссер-оператор
    «Где рождается утро», 1979 г., 5 ч., режиссер-оператор
    «О, спорт — ты мир!», 1980 г., оператор
    «Праздник Олимпиады», 1980 г., оператор
    «Прощание с Олимпиадой», 1980 г., оператор
    «Вулканы Камчатки», 1981 г., режиссер-оператор
    «Там, где рождаются вулканы», 1982 г., режиссер-оператор
    «Жемчужина на берегу океана», 1983 г., режиссер-оператор
    «Дозор на Тихом океане», 1984 г., режиссер-оператор
    «Где купить живую рыбу», 1985 г., режиссер-оператор

Содержание

BACK NEXT