|
НЕЗАКОННЫЕ ОПЕРАЦИИ С
КРАБОМ
ГРАНИЦЫ КЛЮЧ ПЕРЕЛОМЛЕН ПОПОЛАМ
Этот участок от мыса Поворотного до устья реки Киевки морские браконьеры, безжалостно грабящие российские моря, называют лежбищем. Здесь они спокойно ведут промысел безо всяких лицензий и разрешений, здесь перегружают свой нелегальный товар, здесь укрываются от непогоды. Здесь в отдельные дни собирается до 40 бра-коньерских судов.
Пограничники, на которых возложена функция охраны морских биологических ресурсов, с побережья в бинокли каждый день наблюдают нелегальный перегруз браконьерски выловленной рыбопродукции. Но что они могут сделать? Пальнуть с берега из автомата или отправить на задержание нарушителей вплавь верного пса Ингуса? Увы, чаще всего такой вот визуальный контакт с браконьерами заканчивается тем, что пограничник потреплет пса по загривку да выматерится от души
Граница на замке. В советские времена это выражение стало таким же безусловным и безоговорочным понятием, как голубое небо или зеленая трава. Все мы знали враг не пройдет, ибо наши рубежи надежно защищены. А посему жили спокойно и счастливо.
И все было бы хорошо, если бы не одно «но». В один прекрасный момент, прямо как по указанию вождя народов, в нашей стране жить стало лучше, жить стало веселее. Лучше жить стали те, кто перестал обращать внимание на законы и занялся разграблением богатств страны, а «веселее» стало тем, кто стоит у них на пути.
Увы, времена, когда можно было говорить, что граница нашей Родины надежно защищена, прошли. Сейчас, по данным «В», только на участке Находкинского погранотряда, зона ответственности которого простирается от Владивостока до Николаевска-на-Амуре, граница не только не охраняется, но даже не наблюдается на участках общей протяженностью более 600 километров. А пресловутое «лежбище» в районе мыса Поворотного возникло после того, как согласно высочайшей директиве был ликвидирован пост технического наблюдения пограничников на мысе Зеленом.
Пост технического наблюдения (ПТН) это нечто вроде локаторной станции. Аппаратура ПТНа способна обнаруживать и распознавать цели, перемещающиеся по наблюдаемой акватории. Этот пост создавал существенные проблемы для браконьеров, которые, понятное дело, не любят обнаруживать себя. Прибрежный участок от мыса Поворотного до устья Киевки райское место для промысла. Здесь есть все и рыба, и краб, и трепанг, и морской еж, словом, все то, что недешево ценится на рынках сопредельных государств.
Посты технического наблюдения на севере Приморья и юге Хабаровского края также ликвидированы. В результате в этих районах, крайне богатых ценными породами рыбы и морепродуктов, образовался рай для браконьеров.
По оперативной информации, не раз и не два браконьерские суда с грузом нелегальной рыбопродукции уходили незамеченными через границу: выйдя из российских территориальных вод на траверзе Самарги, суда берут курс на юго-восток строго на Вакканай. Расстояние в 170 миль хороший сейнер проходит менее чем за 10 часов. При этом курс выбирается так, чтобы судно невозможно было обнаружить средствами пограничного контроля, расположенными на Сахалине. В Японии же таким гостям, особенно если трюмы забиты крабом, ежом или икрой, всегда рады.
Впрочем, в этом районе на участке от Светлой до Советской Гавани регулярно обнаруживают не только «беглецов», но и «пришельцев». Не раз здесь фиксировалось появление со стороны государственной границы неизвестных судов явно не наших обводов без опознавательных знаков и флагов государственной принадлежности.
Посты технического наблюдения сократили еще в 1998 году, прикрываясь красивой формулировкой о необходимости реформирования системы органов Федеральной пограничной службы. Никто почему-то не говорил о том, что реформы надо начинать, к примеру, с Заполярья. По странному стечению обстоятельств сокращения начали прежде всего с тех направлений, где пограничники больше всего мешали браконьерам. Никоим образом не пытаюсь связать эти факты, но выводы делайте сами. Впрочем, это только начало до 2005 года только на участке Находкинского погранотряда с зоной ответственности, напомню, от Владивостока до Николаевска-на-Амуре планируется сократить пять застав из 21. Предвкушаю, некоторые высоколобые сторонники цензуры после прочтения этих строк с полным правом спросят: зачем раскрывать государственную тайну, обозначать систему охраны госграницы, зачем показывать браконьерам лазейки, через которые можно спокойно сбежать от пограничников? Отвечаю как раз браконьеры всю систему охраны государственной границы, расположение сил и средств пограничников, данные о расчетном времени подхода патрульных и сторожевых кораблей знают гораздо лучше, чем многие обладатели высоких руководящих кресел.
ДРУЖБА ДРУЖБОЙ, А ТАБАЧОК ВРОЗЬ
Мы, конечно, верим в дружбу и сотрудничество с Россией, мы даже верим в перспективу подписания мирного договора. Но вот наличным мы верим еще больше. Примерно так рассуждают официальные японские власти, когда речь заходит о проблеме ввезенных в эту страну нелегально добытых российскими браконьерами морепродуктов. Словом, мирдружбажвачка.
Согласно данным японской официальной статистики, поставки из России живого и мороженого краба (без крабовой продукции) за 11 месяцев 2000 года составили около 69,8 тысячи тонн в сравнении с 65,6 тысячи тонн за аналогичный период предыдущего года. Но это официальные данные. Сколько краба не учтено в данных статистики одному только богу известно.
Ведь японские власти практически никогда не предоставляют по запросам российских правоохранительных органов информацию о количестве заходов в порты Страны восходящего солнца российских судов, об объемах сданной здесь рыбопродукции.
Японцев понять можно ведь россияне грабят не их территориальные воды. С другой стороны, немаловажен и финансовый фактор: российское сырье позволило в несколько раз повысить объемы произведенной на Хоккайдо рыбо и морепродукции. На пустом месте строятся перерабатывающие фабрики и заводы, многие тысячи японцев получили рабочие места и стабильный доход. Вот и получается, что наличие российских браконьеров для японских властей выгодно. Тем более что всегда можно сказать россиянам: наличие браконьеров это ваше личное горе, и бороться с ними должны не мы, а вы. Что, кстати, вполне логично. «Центровым» японскими портами, оккупированными российскими браконьерами, по праву считаются Румои, Отару и Вакканай. Ту же роль в Южной Корее играет порт Мокпхо, что на самом юге Корейского полуострова.
Объемы российской рыбопродукции, проходящей через эти порты, впечатляют. К примеру, по данным официальных японских органов, общая цена ввезенных только через один порт Ханасаки за первое полугодие 1999 года морепродуктов составила 2 млрд 290 млн 476 тысяч японских иен, что приблизительно равно 22 млн долларов США.
Сергей Кириенко в бытность свою председателем правительства РФ, выступая в Токио в июле 1998 года, заявил, что Россия ежегодно теряет 1,52 миллиарда долларов США на браконьерском промысле морепродуктов и их незаконном вывозе с Дальнего Востока за рубеж, в том числе и в Японию. Это он сказал, исходя из законов гостеприимства: на самом деле морепродукты вывозятся в основном в Японию. Вторит ему и глава администрации Хабаровского края Виктор Ишаев. Выступая на 17-м российско-японском симпозиуме «Пути развития и укрепления дружественных связей между Дальним Востоком и Японией» в мае 1998 года, он сказал: «...за рубеж уходит неучтенной, а по сути дела украденной продукции на сумму 1426 миллионов долларов, а по экспертным оценкам, эта сумма превышает 2,5 миллиарда долларов».
Львиная доля из числа ввозимых российскими компаниями в Японию морепродуктов приходится на краба. При этом наибольшей популярностью пользуются камчатский краб, краб-стригун и краб-опилио.
Справка «В»
Официально промысел камчатского краба разрешен в Охотском море между широтами 54°20' 57°00'. В заливе Петра Великого промысел камчатского краба запрещен.
Краб-стригун широко распространен в северной части Тихого океана. Наиболее плотные промысловые скопления его наблюдаются в Олюторском заливе в координатах 59°55' 61°10' с.ш., и 167°20' 169°40' в. д. и в Наваринском районе между широтами 60°40' 61°15'. Суточный вылов судами типа РС-300 в среднем составляет 2,53 тонны при ежедневной обработке 24 порядков ловушек.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?
Есть в нашем посольстве в Стране восходящего солнца российско-японская комиссия по урегулированию претензий, связанных с рыболовством. Руководитель российской части этой комиссии, атташе по рыболовству Владимир Толокнев в феврале нынешнего года направил письмо полномочному представителю президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константину Пуликовскому. Позволю себе процитировать текст письма почти полностью уж больно факты любопытные: «С начала сего года в связи с введением аукционной системы распределения квот вылова и введением лицензионной системы ни одному судну разрешений на промысел краба не выдано. Но, к сожалению, результаты выгрузки живого краба в портах северного Хоккайдо в январе говорят о том, что широкомасштабный браконьерский промысел судами под российским флагом (и флагами других стран, но с российскими экипажами) в водах России продолжается. Сдачи идут в основном в незамерзающие порты Вакканай, Момбэцу, Ханасаки. В отдельные дни в Вакканае сдают живого краба 2040 судов. То есть продолжающийся в январе с.г. браконьерский промысел краба и его контрабандные поставки в Японию и другие страны наносят ущерб уже напрямую российским предприятиям, которые ожидают проведения аукционов и вынуждены держать в простое свои суда, неся огромные эксплуатационные расходы на поддержание жизнедеятельности и сохранение судов.
Введение аукционной системы при отсутствии налаженной системы контроля со стороны соответствующих служб за промыслом в море заранее делает ее неэффективной, а внедрение нецелесообразным. Сохранение большого уровня браконьерски выловленного краба при низком уровне цен на него делает многие российские предприятия не только незаинтересованными в успешном осуществлении аукционов, но в условиях безнаказанности провоцирует их самих на подобные действия. То есть существует угроза создания ситуации еще большей утери контроля за обстановкой в море со стороны государства, что в конечном счете отрицательно скажется как на состоянии биоресурсов Дальневосточного региона, так и на социально-экономическом положении самого региона.
Непринятие самой российской стороной на протяжении уже длительного времени каких-либо действенных мер в отношении контроля за промыслом биоресурсов, прекращения браконьерского промысла, мер по сохранению запасов в собственной зоне вызывают у японской стороны сомнения в истинности наших намерений. В то же время отмечается (и в Японии, и в России), что продолжению крупномасштабного браконьерского промысла способствует не только тесное сотрудничество криминальных структур двух стран, но и соответствующее обеспечение прикрытия в море со стороны некоторых представителей федеральных органов. В браконьерском промысле и поставках краба в Японию участвуют более 200 судов».
Вот так. Скромно и со вкусом. Но вот что стало после распределения квот это еще интересней.
Александр МАЛЬЦЕВ
«Владивосток»
(продолжение в следующем номере)
Браконьерская путина 2001
На Дальнем Востоке практически завершена официальная лососевая путина. Однако масштабы браконьерства продолжают стремительно расти. Количество добытого незаконным путем лосося исчисляется сотнями тонн, а нанесенный ущерб миллионами рублей.
Тревогу вызывает тот факт, что все чаще и чаще нарушителями становятся те, чей долг неусыпно следить за соблюдением правил рыболовства. О чем свидетельствует следующий случай.
Два российских рыболовецких судна, на одном из которых находился инспектор сахалинской спецмор-инспекции, задержаны вблизи Курильских островов за ведение незаконного лова лосося.
Производственно-транспортный рефрижератор «Серебряный» и средний траулер «Дункан», принадлежащие компании «Сахпромфлот», были арестованы вблизи острова Онекотан (Север-ные Курилы) патрульным кораблем СВРУ ФПС России «Антиас». В момент задержания, сообщила пресс-служба Северо-восточного регионального управления Федеральной пограничной службы РФ, траулер «Дункан» перегружал на борт рефрижератора «Серебряный» выловленную рыбу. Ни одно, ни другое судно разрешений на ведение промысла не имело. Более того, траулер «Дункан» с инспектором сахалинской спецморинспеции на борту должен был вести патрулирование этого района и выявлять факты нарушения правил рыболовства.
В ходе проверки в трюмах рефрижератора обнаружено 54 тонны рыбы лососевых пород, которые, как выяснилось, были выловлены траулером. На борту «Дункана» обнаружено более 9 километров дрифтерных сетей. По оперативным данным, с 1 июля «Дункан» курсировал в районе Северных Курил. Обнаруженные на инспекторском судне рыболовецкие снасти, сообщает пресс-служба СВРУ ФПС, позволяют предполагать, что все это время траулер выполнял задачи прямо противоположные тем, которые перед ним были поставлены.
Капитан «Дункана» и инспектор, находившийся на его борту, уже задерживались пограничниками в море при схожих обстоятельствах год назад. Оба привлекались к ответственности, однако вновь нарушили закон.
В Магаданской области сотрудниками Магаданской спецморинспекции обнаружена самая крупная за время лососевой путины 2001 года партия браконьерской красной икры. Сотрудники Магаданской спецмор-инспекции совместно с бойцами ОМОНа и инспекторами «Охотскрыбвода» проводили рейд на побережье залива Одян, где и было изъято более тонны икры. Поймать владельцев браконьерской икры не удалось. И это, конечно, несколько омрачает радость нарушители опять не будут наказаны.
По оценке специалистов, ежегодно из Магаданской области вывозится около 400 тонн икры, что значительно превышает установленные законом объемы.
Теперь вернемся к нашему крабу одному из самых вожделенных объектов браконьерской наживы.
Браконьеры заплатят 300 тыс. руб. за нарушения, допущенные при добыче камчатского краба. Как сообщили в пресс-центре ФПС РФ, стали известны результаты разбирательства, проведенного в отношении задержанного в Татарском проливе пограничным сторожевым кораблем Невельской морской бригады российского рыболовецкого судна «Труженик» (порт приписки Находка).
«В ходе осмотра задержанного судна было выявлено превышение квоты вылова краба камчатского на 744 кг, а также нарушение правил ведения промыслового журнала. Теперь по результатам разбирательства экипажу «Труженика» придется возместить ущерб, причиненный государству незаконными действиями», отметили в пресс-центре.
На участке Находкинского пограничного отряда, в Японском море задержано судно, занимавшееся браконьерским промыслом краба. Как сообщили в пресс-службе ТОРУ ФПС, на борту СТР «Акрукск», порт приписки Владивосток, обнаружено более 12 тонн краба-опилио. Выяснено, что судно имеет разрешение только на добычу краба-стригуна. За нарушение режима государственной границы и нарушение правил промысла судно отправлено в порт Пластун для проведения разбирательства.
На три российских судна, задержанных кораблями морской охраны ТОРУ ФПС РФ в августе, наложены штрафы в сумме свыше 1 миллиона 700 тысяч рублей. Как сообщили «Восток-Медиа», владельцы рыболовного сейнера «Отличительный», порт приписки Невельск, должны будут возместить ущерб, нанесенный морским биоресурсам, в размере 1 миллиона 692 тысяч рублей. На борту сейнера, задержанного 6 августа, было обнаружено более 2 тысяч штук равношипного краба. Штрафы в размере 50 тысяч рублей наложены на РТС «Восток-2», порт приписки Невельск, и РШ «Симпсон», порт приписки Холмск. Эти суда были задержаны пограничниками за нарушение правил лова. За сутки было задержано еще одно судно РШ «Резон-2», порт приписки Невельск, занимавшееся незаконным промыслом краба. Шхуна конвоируется в порт Корсаков для разбирательства.
По информации ГТРК «Сахалин», у берегов Южного Сахалина задержан траулер «Градиент», приписанный к Невельскому порту. Во время досмотра промыслового судна его команда попыталась скрыть более 2 тонн выловленного без разрешения краба.
Всего с начала года, по данным Федеральной пограничной службы, за различные нарушения органы морской охраны этого ведомства оштрафовали более тысячи судов на общую сумму свыше 14 миллионов рублей и почти 180 тысяч долларов. Исков же о возмещении ущерба предъявлено более чем на 32 миллиона рублей.
На внутренних водоемах Дальнего Востока тоже положение не из легких.
По состоянию на 30 июля инспекциями рыбоохраны во взаимодействии с сотрудниками милиции подразделений УВД Магаданской области вскрыто 389 нарушений, связанных с незаконным выловом лососей.
400 граждан привлечено к административной ответственности. По вскрытым нарушениям предъявлено гражданам штрафов на сумму 221 618 руб. и ущерба на сумму 3 024 166 руб., изъято 5595 экземпляров горбуши, 816 экземпляров кеты и 660 кг икры.
С начала августа райгосрыбинспекциями Камчатрыбвода зафиксировано более тысячи наруше-ний Правил рыболовства. Сумма штрафов составила 223 010 руб., ущерб предъявлен на сумму более 5 млн руб. У камчатских браконьеров конфисковано 26 616 кг рыбы и 12 399 кг икры.
Татьяна ЛИХАЧЕВА
|