|
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ ОХРАНЫ В РЕТРОСПЕКТИВЕ
Продолжение. Начало в № 7
ГЛАВА 6.
КРЕПЧЕ ЗА «ЗЕЛЕНЫЙ» ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР
Весной 2000 года порт Петропавловск-Камчатский посетили подневольные гости соседней дальневосточной страны. Два японских траулера «Дайтоку-мару-11» и «Сэйдзю-мару-21» с магаданскими наблюдателями на борту были задержаны магаданскими же коллегами и отконвоированы в Петропавловск за беззастенчивый грабеж в Охотском море. «Сил нет смотреть на эту наглость», заявили инспектора. Действительно, для того, чтобы не заметить на двух судах 500 тонн неучтенки, т.е. где-то по половине полной загрузки каждого из них (полная загрузка составляет 470490 тонн), надо быть или слепым, или уверенным в безнаказанности.
Слепыми на задержанных японских судах наблюдатели не были, так как на берегу они работали водителями в береговых инспекциях ОМБИРа.
Ущерб от подконтрольных этим наблюдателям японских браконьеров «Дайтоку-мару-11» и «Сэйдзю-мару-21» составил 43 миллиона 103 тысячи 184 рубля. Вы думаете государство сполна получило причитающиеся ему деньги? Ничего подобного! Кто-то из высоких пограничных чинов подсуетился и 500 тонн отборного минтая было продано через небезызвестную фирму «Александрия» за 160 тысяч рублей, или по 320 рублей за тонну. Напомним, что на последнем аукционе не минтай, а только право на его вылов продавалось более чем за 900 долларов. Так что делайте вывод, сколько недополучило государство в результате этой сделки. О том, что большие московские и местные пограничные чины по какой-то причине очень симпатизируют данной фирме, не писал, наверное, только ленивый, поэтому отдельно останавливаться на этом вопросе не имеет смысла.
Все это, скорее, не исключение, а правило в квалификации и работе наблюдателей различных ОМБИРов.
В подтверждение этому приведем более свежий пример.
Несколько месяцев тому назад Камчатским ОМБИРом был задержан транспорт «Финский залив». В результате проверки на нем были обнаружены излишки продукции, перегруженной с южнокорейского промысловика «Манжок-6», который после длительных переговоров удалось проверить на предмет причастности к этим излишкам. Капитан и экипаж подтвердили «Манжок-6» браконьерничал. Почему образовались излишки по тупости или по корысти наблюдателя разбирается сейчас суд. Самое интересное в другом: наблюдателем на «Манжоке-6» оказался представитель Кавказского пограничного подразделения, отправленный в море Магаданским ОМБИРом по приказу вышестоящего командования, несмотря на возражение ОМБИРовцев о том, что этот представитель с Кавказа абсолютно не подготовлен к такой работе.
Еще один пример о работе японских лососевиков, которые при лимите 16 тонн на судно, ловили сверх лимита по 5075 тонн нерки, несмотря на то, что на каждом из них был представитель РИОМБИРа: на «Санье-мару» 62 т, «Сеэй-мару» 72 т, «Соноура-мару» 8 т, «Вакасио-мару» 63 т, «Эйкю-мару» 10 т, «Хакуе-мару» 88 т, «Дайтей-мару» 5 т, «Кумано-мару» 53 т.
А вот еще пример, правда, здесь наблюдателем был не слесарь и не шофер, а профессиональный рыбоохранник. «Мэйсе-мару-128» с пограничным наблюдателем на борту умудрилась вести промысел на Командорах в 700 милях (а это более 1000 километров!) от разрешенного района. Другие защитники отечественных границ при задержании вынуждены были открыть огонь по этому японскому браконьеру, когда он попытался уйти от погони.
И еще: южнокорейские суда «Шинан Хо», «Хан Джин Хо», «Хан Иль Хо» с представителями РИОМБИРа на борту нанесли России ущерб на 5 миллионов(!) долларов, переловив в общей сложности 1,5 тысячи тонн российских ресурсов. Откупившись за 2,8 миллиона долларов плюс по 40 тысяч долларов залога за каждого капитана, суда освободились от ареста. Дальнейшие оплаты, возможно, будут произведены после суда над отпущенными капитанами. Суд планируется провести в этом году.
ГЛАВА 7.
ОТ М. НАВАРИН ДО ВЛАДИВОСТОКА ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ
Когда генерал Николаев начал борьбу за передел власти на море, он обещал положить конец браконьерству и закрыть экономзону на замок. При этом заявлял, что доблестные погранвойска и его морские подразделения сконцентрируют на просторах дальневосточных морей тысячи кораблей, вертолетов, самолетов, живой силы и т.д. и т.п. Что же мы имеем на деле? Чтобы не быть голословным, опять обратимся к конкретному примеру. В декабре 2000 года в северной части Охотского моря Спецморинспекцией Госком-природы был задержан южнокорейский транспорт «Адонис», на борту которого оказалось около 3 тысяч тонн неучтенной продукции. Вычислив по судовым документам, с кем контактировал перегрузчик, инспектора выявили 6 траулеров потенциальных браконьеров. Дело было за немногим: попасть на эти шесть судов, работавших также на севере, но только Берингова моря. Хотя даже этого можно было не делать: ведь на борту каждого из этих судов работали пограничные наблюдатели. Ну и, опять же, обещанные Николаевым тысячи кораблей, вертолетов и самолетов: все это не предпологало никаких трудностей в реализации дела. Необходимо было только попросить пограничников о небольшой помощи в данном вопросе, что и сделали руководители Спецморинспекции. Они обратились за помощью к нынешнему командующему СВРУ генералу Лисинскому. Неизвестно, что предпринял пограничный генерал в связи с этим обращением, но все 6 судов, как по команде, выключили средства спутникового контроля и, не выходя на радиосвязь, покинули район промысла, увозя проворовавшихся подчиненных генерала в солнечно-долларовый город Пусан. Путь следования туда только по прямой составляет 3 тысячи миль и около двух недель ходу но на всем пути и во все это время ни один из обещанных Николаевым тысяч кораблей, вертолетов и самолетов не потревожил браконьеров. Лисинский же только развел руками: мол, не получилось, ушли супостаты. Сказал, что и самолет он якобы отправлял на перехват и даже за это деньги с корейцев потребует. И потребовал, и получил 300 тысяч долларов компенсации за работу самолета. Подчиненные же генерала постарались отработать корейские деньги, а заодно за честь мундира порадеть. Для этого они не нашли ничего более умного, чем составить задним числом коносаменты на перегруз, которые свидетельствовали о том, что излишки они официально перегрузили в Беринговом море. Не знали глупые, что все судовые документы на «Адонисе» уже были изъяты, и в те дни, на которые они составили фальшивые коносаменты, транспорт официально находился в Охотском море за тысячи миль от места указанного перегруза.
Так что граница у нас на замке как одиноко стоящие в степи ворота через них не пройти, поскольку они заперты, ну а обойти это, пожалуйста, с любой стороны, главное, что сами ворота на замке.
Все эти скандальные события, происходившие в течение последних трех лет, казалось бы, должны были разбудить совесть и служебный долг высокопоставленных пограничных командиров, но, как говорится
ГЛАВА 8.
ГОРБАТОГО МОГИЛА ИСПРАВИТ
«Да что они там все совсем бестолковые, что ли?» горячился мой знакомый, рассказывая о пограничниках-аналитиках. Разговор шел о последнем скандале, когда под крышей пограничников, и опять-таки с наблюдателями на борту, браконьерничали на Северных Курилах, официально отчитываясь о том, что суда вместимостью по 500 тонн по третьему, четвертому разу возят в Японию по 4050 тонн. Два судна «Тэйко-мару-63» и «Тора-мару-58» специалистам Спецморинспекции удалось схватить «за руку». Буквально сразу выяснилось, что возили они не по 50 тонн, а как минимум по 200, об этом говорила обнаруженная в их трюмах неучтенка. Остальные суда, как и водится, бросились наутек. «Крышующие» их «А.Пынько» судно Магаданского РИОМБИРа и камчатский пограничный сторожевик преследовать беглецов отказались. Сбежавшие почти месяц отсиживаются в Японии, не рискуя появиться в нашей экономзоне, а это косвенно подтверждает, что они также занимались браконьерством.
Все эти безобразия известны и в Москве. Как же реагируют на деятельность или, вернее, бездеятельность пограничников в охране биоресурсов? Об этом заключительная глава нашего не очень веселого рассказа.
ГЛАВА 9.
«И ЩУКУ БРОСИЛИ В РЕКУ»
Как известно, с 1 июля этого года вступает в силу новый КоАП, согласно которому охрана экономзоны будет полностью монополизирована пограничниками. Во что это выльется? Считайте сами. Если объем добычи с середины 1998 года до середины нынешнего года уменьшился на треть, то для способствования растаскиванию и распродаже остальных двух третей пограничникам понадобится не более 8 лет. При этом как промышленная отрасль рыбная промышленность перестанет существовать гораздо раньше.
Что касается утверждения золотопогонных руководителей охраны морских биоресурсов о том, что браконьерство идет на спад в результате того, что они навели порядок в экономзоне и рыбаки боятся нарушать закон, то пусть данное высказывание останется на их совести, если таковая существует.
Александр НИКОЛАЕВ
УЩЕМЛЯЮТСЯ ПРАВА НАШИХ РЫБАКОВ!
ЗАЯВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИИ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ САХАЛИНА
Ассоциация рыбопромышленников Сахалина (АРС) глубоко обеспокоена произошедшими в конце марта начале апреля массовыми случаями запрета на заход в порты Хоккайдо российских судов с экспортной морепродукцией. Обращает на себя внимание тот факт, что данные меры применены японскими контролирующими органами, в большинстве известных случаев, к законопослушным российским рыбакам, которые традиционно поставляли морепродукцию в японские порты, соблюдая при этом все требования таможенных служб обеих стран.
Активно выступая против подрыва браконьерами водных биоресурсов дальневосточных морей, поддерживая направленные на это меры правительств Японии и России, АРС считает, что установленные в последнее время японскими контролирующими органами ограничения введены поспешно, без учета и согласования действующего законодательства двух стран, и в конечном итоге приведут к негативным последствиям для экономического сотрудничества и добрососедских отношений.
В частности, требования японской стороны к нашим рыбакам представлять при заходе в порты Хоккайдо грузовую таможенную декларацию не учитывают специфики российского законодательства, обязывающего оформлять подобные документы лишь на морепродукты, добываемые в 12-мильной зоне Российской Федерации. При этом одновременно ущемляются права наших рыбаков, добывающих и экспортирующих аналогичную продукцию в пределах 200-мильной экономической зоны России на основе судового грузового свидетельства, поскольку введенный запрет, по сути дела, провоцирует их на поставки той же самой продукции в Японию, но уже через порты третьих стран. Как дискриминационные меры расценивают многие сахалинские рыбаки и решение японских властей запретить нашим экипажам сход на берег в портах Хоккайдо для краткосрочного межрейсового отдыха, закупку здесь необходимого судового снабжения, комплектующих для промысла и горюче-смазочных материалов.
Сахалинские рыбопромышленники обращают внимание и на тот факт, что вышеназванные ограничения были введены японской стороной практически сразу после того, как в Государственной Думе Российской Федерации прошли парламентские слушания, где обсуждались проблемы развития Курильских островов, на часть которых, как известно, претендуют определенные политические силы в соседней стране.
Учитывая сложившуюся обстановку, Ассоциация рыбопромышленников Сахалина обращается к руководителям российских и японских органов власти, заинтересованных министерств и ведомств с настойчивым призывом: в кратчайшие сроки обсудить и принять новый порядок работы и взаимодействия таможенных и портовых органов двух стран, не ущемляющий экономические интересы и не наносящий урон национальному достоинству законопослушных рыбаков.
Президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина
В.П. Горшечников
|