У ДРУЗЕЙ СЕВЕРЯН
«НА ЯМАЛЕ МЫ НЕПЛОХО ЖИВЕМ...»
Мы с газетой «Абориген Камчатки» и с редактором В. И. Успенской давно знакомы. Наш разговор снова «на живой глаз» получается. Большое спасибо, что имеем возможность встречаться.
Часто спрашивают; как живут на Ямале сейчас? Я считаю, что на Ямале мы неплохо живем. По России Ямал считается на третьем месте по обеспечению. Я очень горжусь своим Ямалом, краем земли. И забота о народе проявляется, зарплата редко задерживается, хоть задержки бывают. Я желаю, чтобы у вас тоже зарплата вовремя выплачивалась, заботились о народе, особенно о пенсионерах, оказывали поддержку многодетным семьям. Вот этого я вам желаю.
А то, что мы с вами встретились на Саммите, это говорит о том, что все-таки жизнь идет к лучшему. По крайней мере, мы с вами выйдем из этого дома, администрации г. Москвы, с надеждой, что лучшие шаги, верные шаги для будущей жизни нашего потомства мы сделали, благодаря тому, что существует дружный коллектив ассоциаций не только российского Севера и Дальнего Востока, но и всех регионов Арктики.
В. Успенская:
— Елена Григорьевна, вы и артисты ваших ансамблей открывали Саммит, проводили ритуальный обряд. Расскажите немного о фольклорных коллективах.
Е. Сусой:
— Ямало-Ненецкий округ представляет ансамбль «Снежинка» и хор «Певучий Ямал», в которых я много лет работала в качестве солистки. Сейчас я редко присоединяюсь к выступлениям, так как у меня работы другой много. Но когда они просят, я пою. Наши коллективы работают много лет. Мы рады, что они есть, что народ сохранил свои песни, танцы. Если бы все это народ растерял, то, конечно, никаких танцев не было бы или были бы просто придуманные, а их народными не назовешь.
Дай бог, чтобы наши регионы сохранили свои песни, танцы, обычаи, помнили и передавали потомкам. Чтобы олень с лица земли никогда не уходил, потому что это самый лучший и верный друг человека.
В. Успенская:
— Это Ваше пожелание будущему поколению, которое будет жить в новом тысячелетии?
Е. Сусой:
— Новое тысячелетие надо перешагнуть уверенным. Если, например, на Ямале в Х веке был ледниковый период, а в XVI веке обратно вернулись с Алтая ненцы, ханты, мансы, которые были вытеснены ледником. И вот, в XVI веке наши народы шагнули на территорию своей земли.
Пусть в XXI столетии тоже народы уверенно шагнут в этот период, имея большую мечту умножить силы своего края, оберегать небо и землю. И на помощь всегда надо звать наших языческих богов, про которых народ в легендах рассказывает и в песнях поет. Вот сегодня я во время ритуала исполняла родовую песню нашей семьи. Слышали?
В. Успенская:
— Прекрасно был исполнен ритуал во время открытия Саммита. Скажите свое мнение о проводимых мероприятиях.
Е. Сусой:
— Со всех регионов России и других стран приехали с четкими планами по защите Человечества, Природы и Культуры. Надо, чтобы в эту работу включился каждый человек, в ком есть совесть. Силы и желания идти вперед и вести за собой молодое поколение, чтобы никогда наши народы не исчезли.
Если мы, народы Севера, исчезнем с лица земли, то человечество потеряет крепкую кровь.
***
Осколки льда мне брось под каблуки,
Я раскрошу последний дар любовный,
Пусть холодом пылающей руки,
Забьется дробно танец мой бездонный.
Где сердца стук чеканит танца боль,
Колдует крылья ветер-одиночка,
От слез моих осталась только соль,
От каблуков осталась только точка.
***
Клеющих листьев зной
Тает в холодном сне.
Снег прокопыть зимой,
Зашелестит на дне,
Зашелестит на дне
Заиндевелый сон.
Синим парком весне
Трубный протянет стон.
Трубный протянет стон,
Ветки смешав в рогах,
И колокольцев гон
Тихнет в моих руках.
ХОДИМ НАОЩУПЬ
Я хочу сказать, что положение в Эвенкийском автономном округе самое наихудшее. Потому что на данный момент скоро возможно будет объявлено чрезвычайное положение. V нас нет света, тепла. Очень мало завозят продуктов питания. Все завозят коммерческие структуры. Жизнь тяжелая. С апреля-мая совершенно отсутствует дизельное топливо. Уже в девять часов люди привыкли ложиться спать. Дома в темноте. Ходишь наощупь. Особенно жалко детей. Начались занятия в школе, ребятишки в классах замерзают. Администрация округа все успокаивает, что ничего страшного, все будет. Все лето проговорили, осень прообещали, а люди страдают. Деньги для северного завоза выделяют, куда они деваются неизвестно.
Октябрь 99 г. Людмила Афанасьева, Вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов «Арун» (Возрождение) из Эвенкии.
Я ЛЮБЛЮ ЭТУ ЗЕМЛЮ
Ребятишкам из Корякского автономного округа с 1992 года не понаслышке известен Международный конкурс-выставка детского рисунка и плаката «Дети Русского Севера и Аляски в защиту природы».
Конкурс учрежден в 1990 году и проводился ежегодно в Магадане под названием «Дети Колымы и Чукотки в защиту природы». С 1992 года получил статус международного.
В 1998 году на конкурс было представлено около 1100 работ детей из России и США, в том числе из нашего округа, 20 из которых стали призерами международного этапа.
Как приятно было взять в руки красочный буклет с фотографиями работ девяти участников конкурса и увидеть там рядом с фотографиями рисунков ребят с Аляски, из Магадана, Омска, Новосибирска, иллюстрацию работы Ники Прониной из Паланы «Птица на гнезде», которую еще на окружном этапе выделили все члены оргкомитета.
А работа Марфы Килпалиной из с. Хаилино «Я люблю эту землю» попала в красочный календарь 1999 года. Марфа — постоянный участник конкурса. В Магадане по итогам конкурса-98 заняла первое место.
Помимо буклета и календаря с репродукциями, изготовлен также каталог всех работ, поступивших на выставку-конкурс в 1998 году.
Удивляет широчайшая география конкурса. Он популярен во многих административных центрах Магаданской, Иркутской, Омской, Новосибирской областей. Эвенкийского, Чукотского, Коми-Пермяцкого автономных округов, а также в штате Аляска (США).
Один нюанс очень заинтересовал нас, как организаторов конкурса по Корякскому автономному округу, и подтолкнул к действиям. Все работы, отправленные из Корякин, подписаны как от Камчатской области. Мы бы искренне хотели, чтобы это действительно так и было.
Если от Магаданской области в конкурсе участвуют 7 районов и из них около 30 поселков, то от Камчатки принимает участие только Корякский автономный округ. Причина, побудившая написать эту статью, — желание вовлечь в конкурс ребят со всей области, со всей Камчатки.
Перед началом окружного этапа конкурса в 1999 году мы пытались заинтересовать Камчатоблкомприроды и привлечь к участию в данном конкурсе, но особых результатов не достигли. Может быть, мы недостаточно убедительны и настойчивы?
Хотим предпринять еще одну попытку и предложить всем средним школам, школам искусств, художественным классам и другим детским объединениям административных центров Камчатской области организовать в этом году областной конкурс и дать возможность ребятишкам попробовать свои силы в данном состязании.
Уважаемые коллеги-экологи, все, кто работает в сфере экологического образования и воспитания! Мы призываем вас к организации регионального эта па конкурса. Давайте представим Камчатку наиболее полно, во всей ее северной красе.
В Камчатоблкомприроды работа по экологическому образованию и воспитанию поставлена на должном уровне. Я уверена, что все, кто обратится за помощью поорганизации этого конкурса или хотя бы за консультацией, найдут там поддержку и понимание.
Анна Колпакова, главный специалист «Корякэкологии», п.Палана.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
СОЗДАНИЕ ТЕРРИТОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
На юге Камчатской области уже более 10 лет земля является объектом различных экспериментов и приватизации. Бесконтрольное природопользование в связи с возможной добычей золота и газа привело к деградации среды обитания и разрушению последних островков аборигенной культуры. Поэтому перед нашими общинами принципиальным и жизненно необходимым является создание территории традиционного природопользования (ТТПП). Для того, чтобы преодолеть различные юридические и другие процедуры при создании такой территории необходимо обеспечить широкое самообразование членов наших общин. Этого мы хотим добиться с помощью грантов. Затем необходимо определить участки для ТТПП, провести топографические работы, выбрать оптимальное направление хозяйственной деятельности. После этого нужно закрепить за общинами территории традиционного природопользования, что обеспечит реализацию конституционного права на землю и защитит исконную среду обитания коренных жителей Елизовского района. Коренные народы Севера на юге Камчатки не хотят противопоставлять свои интересы остальному населению. Но охрана своей исконной среды обитания в прошлом была законом жизни для наших предков и поэтому для нас это не новые обязанности, а выполнение обязательств перед своими потомками.
Президент Союза общин коренных малочисленных народов Севера Камчатской области «Яяр» Людмила Игнатенко.
И СВОЯ БАНЯ ЕСТЬ
Тигильском психоневрологическом интернате рассказала его директор Александра Кузьминична Ларионова:
— Я работала в интернате с 1974года. Сначала это был интернат общего типа.
В 1988 году реорганизовали в психоневрологический мужской интернат. Сейчас здесь проживают 70 человек. К нам направляют больных не только с округа, но и со всей Камчатки. С округа же больных общего типа направляют в Елизовский интернат. Наш мужской психоневрологический интернат в области единственный, а женских на полуострове нет. Мы подчинены Корякскому управлению защиты населения, финансирует районный бюджет и округ немного помогает. Персонал большой: работает врач-психиатр, медсестры, санитарки, кухонные работники. Лечение получают наши подопечные каждый день. Каждый требует особого подхода. С одним надо построже, а с другим — только добрым словом. Зарплату же нам не дают с 1998 года, в авансах запутались, а налоги в фонды регулярно надо платить. Но, несмотря на это, с утра ездишь по магазинам, просишь, чтобы дали на питание что-нибудь. Есть у нас и библиотека, многие любят читать книги, газеты, В комнате — телевизор.
Наши мужчины уверены, что их накормят, полечат, вымоют. У нас и своя баня есть. В комнатах тепло — сами сделали печки, топим дровами. Когда был кризис с топливом, не давали в дома тепло, у нас же круглосуточно топили печи. Раньше мы держали свиней. Сейчас тяжело стало с комбикормом, поэтому свиноферму закрыли. Мы выращиваем картофель, другие овощи. Есть две теплицы, для огурцов, помидоров, перца. Теплицы ухожены, ребята с душой работают. Да они и сами могут рассказать.
Андрей Васильевич Логинов:
— Я работаю под руководством Комарова. Во второй теплице Владимир Диденко и Андрей Ефинец. Работаем дружно, когда непонятно, советуемся. Строится еще третья теплица. Есть грядки, где выращиваем другие овощи. Летом ходим по грибы, ягоды, собираем шишки. Живется здесь нам хорошо, мы ни на что не жалуемся. Пенсию получаем на мелкие расходы. Сейчас под руководством Ю. Г. Попова строится в Тигиле церковь. Два раза в месяц из Усть-Хайрюзово приезжает батюшка. Приходит он к нам. мы задаем ему много вопросов, он отвечает. Проводится служба, причастие, молебны.
Юрий Иванович Авыко:
— В интернате, кроме меня живут коренные жители. Это братья Баранниковы, Запороцкие, Миронов, Шадрин и другие. Мне 73 года. Я много лет работал в строительстве. Здесь хорошее питание. Гуляем, где хотим. В комнате отдыха телевизор. Я доволен жизнью в интернате.
|