• Страница 1.

• Страница 2.

• Страница 3.

• Страница 4.

• Страница 5.

• Страница 6.

• Страница 7.

• Страница 8.

Назад

 
 

РЫБА И НЕФТЬ В ОХОТСКОМ МОРЕ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

27-28 июня 1999 в Южно-Сахалинске состоялся межрегиональный семинар «Коренные народы и окружающая среда российского севера» организованный Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Точка зрения коренных народов на проблему добычи нефти в шельфе выражена в рекомендациях семинара, наиболее общая часть которых приведена ниже.
«Мы — участники межрегионального семинара, представляющие организации коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев, государственные и общественные экологические организации, ученые, международные и российские общественные организации... выражаем свою обеспокоенность угрозой потенциальной экологической опасности загрязнения Охотского моря при разработке шельфовых месторождений в рамках сахалинских проектов, подчеркиваем необходимость принятия срочных мер, направленных на оздоровление экологической обстановки на территориях и водоемах в зоне хозяйственной деятельности предприятий нефтегазовой отрасли....
Рекомендуем Сахалинской областной Думе, соответствии с федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», создать консультативно-экспертную группу по проблемам устойчивого развития исконной среды обитания и традиционного природопользования с участием в ней представителей коренных народов Севера.
Обратиться к Губернатору Сахалинской области с предложением:
включить, в соответствии с федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», представителей Ассоциации коренных народов Сахалинской области в комиссию по правам человека при Губернаторе Сахалинской области; информировать Ассоциацию коренных народов Севера Сахалинской области о проектах промышленного развития на стадиях ТЭО и ОВОС;
предоставить Ассоциации коренных народов Севера материалы СРП по проектам «Сахалин-1, Сахалин-2»;
содействовать инициативам Ассоциации Сахалинской области в проведении этнологической экспертизы, согласно ст 8 п.6 федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;...
Обратиться к Сахалинской областной Думе с предложением разработать:
законодательные и нормативные акты по определению процента отчисления от доходов при разработке шельфовых нефтегазовых месторождений (бонусов, роялти, налога на прибыль) на социально-экономическое развитие коренных народов Севера, на основании ст. 42 федерального закона «О недрах», ст.7 п.З федерального закона «О Соглашениях о разделе продукции»;
законодательные и нормативные акты, направленные на закрепление территорий традиционного природопользования и защиту исконной среды обитания коренных народов Севера, нормативные акты по процедуре создания трехсторонних комиссий и подписанию соглашений по урегулированию взаимоотношений коренных народов с предприятиями нефтегазовой отрасли, в соответствии с федеральными законами ст.7 п.З; 8 п.6 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ст.11 закона «О континентальном шельфе»;
нормативный акт о введении представителя от коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области в Наблюдательную комиссию по соблюдению всех Соглашений о разделе продукции, касающихся разработки нефтегазоносных месторождений Сахалинского шельфа согласно ст.11 федерального Закона «О соглашениях о разделе продукции»;
нормативный акт по процедуре участия общественности в обсуждении проектов хозяйственной деятельности, способные оказать негативное влияние на окружающую среду на основе российских и международных стандартов;...
Обратиться к Госкомэкологии РФ с требованием учитывать и оценивать влияние хозяйственной деятельности нефтегазовых комплексов на исконную среду обитания коренных народов Севера при экспертизе проектов, в соответствии со ст.8 п.6 федерального закона « О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;
включать представителей этих народов, по их рекомендации, в состав экспертных комиссий государственной экологической экспертизы проектов и программ осуществления хозяйственной и иной деятельности, касающейся исконной среды обитания коренных народов Севера Сахалинской области, проектов изучения и освоения Сахалинского шельфа;
оказывать содействие коренным народам при организации особо охраняемых территорий традиционного природопользования и хозяйственной деятельности;
Рекомендовать Госкомэкологии РФ, Госкомрыболовству РФ, администрации Сахалинской области, областной Думе, правлениям нефтегазовых компаний рассмотреть доклад ТИНРО-Центр «Оценка воздействия нефтегазовых разработок на биоресурсы Охотского моря» от 23 июня 1996 года, и при необходимости осуществить мероприятия, направленные на сохранение биоресурсов Охотского моря.
Поручить Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока:
учредить Дальневосточную Межрегиональную экологическую ассоциацию коренных народов Севера; обратиться с требованием к нефтяным компаниям учитывать международный опыт, использовать наилучшие существующие экологически безопасные технологии, строго соблюдать российские законы и международные соглашения по охране окружающей среды, обратиться к Правительству и Государственной Думе РФ с требованием проведения новой Государственной экологической экспертизы по современному состоянию проектов по разработке нефтегазоносных месторождений Сахалинского шельфа с учетом конституционных прав коренных малочисленных народов бассейна Охотского моря на сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни и, в случае необходимости, создания Правительственной Комиссии по изучению вопроса национальной и экологической безопасности и сохранения биоресурсов Охотского моря в связи с реализацией программы разработки нефтегазоносных месторождений в шельфе;
обратиться к ведущим международным организациям, занимающимся проблемами экологической безопасности, устойчивого развития и соблюдения прав человека оказать содействие коренным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в осуществлении контроля за деятельностью транснациональных компаний по освоению нефтегазоносных месторождений шельфов морей Дальнего Востока и Северо-востока России в целях обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития, обеспечения прав человека и коренных народов».
Эти рекомендации разосланы во все региональные Ассоциации коренных малочисленных народов, экологические организации и во все органы власти.

***
Коренным народам в союзе с экологическими и другими общественными организациями необходимо решительно защищать и свою традиционную культуру и обеспечивающую ее среду обитания Тем более, что такое право коренных народов предусматривается всеми международными нормами, а теперь предоставлено и Российским законодательством . Вода камень точит, гласит народная мудрость и упорные действия местных организаций могут изменить ситуацию.
Примером активной и результативной работы служат действия Спецморинспекции Сахалинского региона. Их иск о возмещении ущерба к ОАО «Роснефть-Сахалин-Морнефтегаз» (проект Сахалин-1) от 04.11.97 на сумму 142 634 640 руб. полностью удовлетворен Сахалинским областным арбитражным и Высшим Арбитражным судом РФ. В настоящее время рассматривается иск к ОАО «Роснефть-Сахалин-Морнефтегаз» на сумму 6 млн деноминированных рублей за незаконный сброс в море 2183 т и 1355 т выбуренного шлама в буровой сезон 1997 г.
Другой пример — активная информационная позиция Экологической вахты Сахалина. Именно на ее материалах, регулярно присылаемых по интернату Д. Лисициным, Н. Баранниковой, С. Алексеенко, построена данная статья.
Такие организации как Институт эколого-правовых проблем ЭКОЮРИС, Центр правовой защиты коренных народов Севера при ЭКОЮРИСЕ, национальная группа IWGIA, редакция «Живой Арктики» готовы оказать правовую, консультативную поддержку, помощь в распространении информации всем организациям и лицам, желающим выступить на защиту общественных экологических интересов


ИЗ ДРЕВНЕГО КАЛЕНДАРЯ
Традиционно главным у оленных коряков считался осенний праздник, который у пенжинских коряков назывался ангыт иг и ылавут — «праздник голов», а у северных коряков-оленеводов — к оянняйтат — «праздник олененка». Этот праздник приходился на сентябрь-октябрь и ассоциировался с началом года. Отмеченные у ачайваямских оленеводов обряды не позволяют отнести их к корякскому сакральному комплексу, так как ачайваямские оленеводы являются чукчами по происхождению. Остальные обряды этого праздника (а главный из них — поклонение оленьим головам, одетым на копья) не имеют аналогий в чукотских оленеводческих праздниках. После осеннего следующим календарным праздником был зимний забой оленей, начинавшийся приблизительно в первой декаде декабря и кончавшийся в течение недели. Следующим праздником бью так называемый «праздник возвращения Солнца», проводившийся в период зимнего солнцестояния — с 22 декабря по 13 января. Это был единственный из сакральных актов, имевший более или менее точную астрономическую привязку. Во время этого праздника производились различные гадания относительно будущего года. Гадали на забиваемых животных. Устраивали оленные и пешие гонки.
Приблизительно в конце февраля проводился еще один забой оленей для нужд хозяйства, а также делалась половозрастная разбивка стада. В течение апреля справлялся праздник первого теленка, во время которого «кормили» фетишей-охранителей, угощали гостей и совершали обряды, призванные приумножать животных. С конца марта по май различные хозяйства праздновали кильвей — «праздник оленьих рогов».