история Северной Пацифики | главная | экология | туризм | рыбная индустрия | новости | издательство | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИСША, в то время еще Североамериканские Соединенные Штаты, вышли к берегам Тихого океана только в середине XIX века: в 1850 году после приобретения части полуострова Калифорнии у Мексики возник штат Калифорния, благодаря «золотой лихорадке» 1849-1856 г.г., собравшей на тихоокеанском побережье огромное количество искателей приключений. Только в 1840 г. порт Сан-Франциско становится главным портом американских браконьеров в Северной Пацифике. До этого американцы не имели своих портов на Тихом океане.
Но первые промысловые экспедиции американцев на Тихом океане относятся к концу XVIII века, когда освободившиеся от гнета британской короны Североамериканские Штаты организуют первые экспедиции на тихоокеанский Запад.
В 1787 году первая такая экспедиция была организована американскими купцами в Бостоне на двух кораблях «Леди Вашингтон» и «Колумбия». В 1788 году, обогнув мыс Горн, корабли достигли залива Нутка (49 градус северной широты), где заготовили много пушнины и отправили «Колумбию» под руководством Роберта Грея в португальский порт в Китае Кантон. Дальнейший путь в Бостон Роберт Грей продолжил по Индийскому и Атлантическому океанам, совершив, таким образом, первым из американских моряков кругосветное плавание.
В 1792 году Роберт Грей отправил небольшое судно для заготовки пушнины на Аляску, а сам в это время на «Колумбии» из залива Нутка отправился на юг и открыл реку Колумбию, а также водрузил флаг США в ее устье (но только в 1859 году штат Орегон был официально присоединен к территории США в качестве 33-го ее штата).
Продажа американской пушнины в Кантоне резко повысила интерес американцев к Тихому океану, и в конце XVIII века американские промысловые суда обнаружили в Беринговом, а позже и в Охотском морях бесчисленные стада китов и начали их промышлять.
Это были так называемые «бостонские корабельщики» или просто «бостонцы», так как в основном на западное побережье Тихого океана приходили суда из порта Бостон в Новой Англии (с атлантиченского побережья Америки).
До 1830-х годов это были самые яростные конкуренты русских зверобоев в Русской Америке. Затем на смену им пришли канадцы компания Гудзонова залива, построившая Форт-Ванкувер (позже Ванкувер).
После продажи Русской Америки в 1867 году дальневосточная российская окраина оказывается без какой-либо охраны со стороны правительсвенной армии и флота, поэтому браконьеры почувствовали полную безнаказанность и обрушились на лежбища моржей, морских котиков и каланов. В числе американских браконьеров в здешних местах побывал и будущий американский писатель Джек Лондон, в то время никому еще неизвестный морской бродяга Джон Гриффит.
Примерно в это же время американские рыбаки начинают промысел трески на Явинской банке в районе Западной Камчатки. Несколько американских рыбаков, потерпевших крушение своих судов у берегов Камчатки, так и остались на полуострове, занимались торговлей, обзавелись семьями. Например, Свен Карлсон (Карльсон) , потомки которого сейчас разбросаны по самым разным уголкам России и планеты.
В 1893-94 гг. правительства четырех тихоокеанских стран, озабоченные размахом браконьерства в Северной Пацифике, вынуждены были подписать четырехстороннее соглашение о мерах по охране морских зверей морских котиков и морских бобров (каланов).
Россия отправляет на охрану морских зверей боевые крейсеры.
В 1919 году глава Правительства России В.И. Ульянов (Ленин) ведет переговоры с американским миллиардером Вандерлипом о передаче Камчатки США на правах концессии. Но этому проекту не суждено было осуществиться, так как на Камчатку с ее запасами рыбы и морепродуктов (лосось, краб) в то время претендовала Япония.
В 1950-х годах Соединенные Штаты Америки испытали на себе, что такое рыбопромысловая экспансия, когда среднетоннажный и крупнотоннажный флоты Советского Союза, подорвав собственные рыбные запасы традиционных для промысла видов (треска, сельдь, окунь, камбала), обрушился на приамериканские воды на промысел аляскинской камбалы, бристольского окуня, калифорнийского хека, гавайской пристипомы.
И только введение 200-мильных морских исключительных экономических зон в конце 1970-х годов смог остановить эту экспансию.
Но возникла проблема промысла иностранного флота в открытой части Берингова моря, где не существовало никаких законов и правил по рациональному ведению промысла, что в конечном итоге привело к экологической катастрофе.
По инициативе США и России промысел в открытой части Берингова моря был запрещен до полного восстановления запасов. В настоящее время здесь ведется только научный промысел.
В настоящее время у американских рыбаков больше претензий к российским, что, конечно же, вступило в противоречие с историей. Дело в том, что рыба не знает границ между государствами ни территориальных, ни экономических, а нерестится и нагуливается там, где ей хочется, где это требуется по законам биологии (и ее подраздела ихтиологии), а не в соответствии с дипломатическими ритуалами по обмену нотами.
В итоге сегодня российские рыбаки добывают в Беринговом море минтай, который воспроизводится у берегов Аляски, ловят нерестовую американскую треску в Кроноцком заливе, перехватывают бристольскую нерку, которая идет на нерест вдоль восточного побережья Камчатки
Но американские рыбаки пока только полны возмущения и не могут понять главного, что уже прошли в своей истории россияне на Дальнем Востоке, нужно уметь договариваться, даже если это, на первый взгляд, не в вашу пользу. Польза от разумного компромисса может быть получена через годы и даже через многие годы, но история говорит о том, что польза в результате такой договоренности о рациональном природопользовании (на промысле морских котиков или китов, лососей или минтая) ВСЕГДА есть (только вот бесценных для разведения морского крупного скота морских коров Стеллера не удалось сохранить, так их было мало и настолько они были уникальными для Северной Пацифики).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
история Северной Пацифики | главная | экология | туризм | рыбная индустрия | новости | издательство | ||||||||||||||||||||||||||||||||