О СОСТОЯНИИ
РЫБОХОЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ПРИБРЕЖНЫХ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
выводы и предложения
межведомственной комиссии
Рыбохозяйственный комплекс является ведущим в экономике Дальнего Востока. Его сырьевая база характеризуется близостью районов промысла от основных портов базирования рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих комплексов; наличием водных биологических ресурсов и их уникальным видовым составом; благоприятными условиями для развития промышленной марикультуры; наилучшими возможностями организации воспроизводства биологических ресурсов. Северная часть Тихого океана с дальневосточными морями относится к одному из наиболее продуктивных районов Мирового океана. В Дальневосточном бассейне от общероссийского улова добывается 100% трепангов, 99% крабов и лососевых, 90% камбаловых и водорослей, около 60% моллюсков, более 40% сельди. Все это предопределило ведущую роль Дальневосточного бассейна в рыбохозяйственном комплексе России.Для большинства прибрежных регионов Дальнего Востока рыбная отрасль является градообразующей.
Современное состояние рыбохозяйственного комплекса прибрежных регионов Дальнего Востока определяется следующими факторами:
большим количеством зарегистрированных пользователей водных биологических ресурсов;
снижением запасов основных промысловых объектов в Дальневосточном бассейне, в связи с чрезмерной их эксплуатацией;
потерей позиций отраслевой науки Дальневосточного бассейна в комплексном изучении закономерностей формирования запасов водных биологических ресурсов и динамики численности основных объектов промысла (ввиду потери бассейнового принципа научных исследований);
низким техническим состоянием основной части промыслового флота и береговых рыбоперерабатывающих мощностей;
значительным количеством числа убыточных предприятий, часть из которых находится на грани банкротства и в состоянии банкротства;
отсутствием механизмов экономического стимулирования списания предприятиями изношенного рыбопромыслового флота и приобретения на его замену высокотехнологичных судов;
снижением рыбопромышленного производства (из-за разрушения хозяйственных связей, повышения цен на энергоносители, роста транспортных тарифов, кредитной и таможенной политики, отсутствия государственной поддержки и пр.);
недостаточностью экономических условий для сдачи морепродуктов на российский берег;
низким спросом населения Российской Федерации на рыбные товары (из-за высоких цен на рыбопродукцию, на формирование которых также повлияла аукционная основа продажи квот на вылов водных биоресурсов);
снижением грузооборота (простоями) морских рыбных портов из-за спада рыбопромышленного производства;
подрывом иностранным промыслом водных биологических ресурсов Берингова и Охотского морей (из-за отсутствия должного контроля за деятельностью иностранных судов, при которой фактический вылов водных биоресурсов значительно превышает отчетные данные, что ведет к резкому перелову ресурсов, сверх утвержденного ОДУ);
наличием значительного дисбаланса между объемами допустимого улова водных биоресурсов по основным объектам промысла в исключительной экономической зоне Российской Федерации и производственными мощностями их изъятия;
значительным снижением объемов российского вылова водных биологических ресурсов в исключительных экономических зонах иностранных государств и открытых районах Тихого океана (из-за низкой экономической эффективности промысла в этих районах и отсутствия механизмов стимулирования);
недостаточно контролируемым за пределами таможенной территории Российской Федерации вывозом рыбы и морепродуктов, выловленных в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также рыбопродукции, произведенной из них в море.
В целях развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока, способного эффективно функционировать в условиях формирования рыночной экономики, осуществления на основе современных технологий глубоких качественных преобразований в обрабатывающем производстве для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения страны в рыбных товарах целесообразно:
проведение на основе новейшей техники и передовых безотходных и малоотходных технологий технического перевооружения, реконструкции береговых обрабатывающих предприятий с ориентацией, в первую очередь, на сырье прибрежного рыболовства и выпуска из него продукции;
развитие отраслевой науки, укрепление ее научно-технического потенциала для обеспечения промышленности устойчивой сырьевой базой;
создание оптимальной структуры промыслового флота за счет замены подлежащих списанию судов новыми типами, оснащенными современным промысловым и технологическим оборудованием;
наращивание экспортного потенциала рыбной отрасли за счет коренного изменения структуры производимой продукции путем полной переработки добываемого сырья, организации производства биологически активных веществ, лекарственных препаратов;
создание региональных оптовых российских рыбных рынков в целях привлечения отечественных и иностранных покупателей в российские порты для приобретения рыбопродукции российского производства на аукционной или другой рыночной основе;
обеспечение в должной мере охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов путем создания единого постоянно действующего координационного центра по организации взаимодействия сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
развитие промышленной марикультуры;
разработка и внедрение современных схем привлечения частного отечественного и иностранного капитала для развития рыбохозяйственного комплекса;
упорядочение и снижение сроков (нормативов) оформления судов таможенными, пограничными, санитарно-карантинными и ветеринарными службами;
сохранение практики льготных железнодорожных тарифов на доставку рыбных товаров на внутренний рынок;
субсидирование кредитных ставок по лизингу и под оборотные средства.
К вопросу о предоставлении отдельным градообразующим предприятиям рыбной промышленности дотаций из федерального бюджета 2002 года и совершенствованию мер по развитию социально-значимых (градообразующих, базовых) береговых рыбоперерабатывающих предприятий и рыболовецких кооперативов (колхозов)
Результаты изучения ситуации в рыбохозяйственном комплексе прибрежных регионов Дальнего Востока свидетельствуют о необходимости проведения четкой экономической политики, направленной на обновление и создание перспективных современных производств, усиление инвестиционной активности.
В настоящее время стремление повысить объемы выпуска продукции путем восстановления отсталых предприятий, предоставляя им дотации из федерального бюджета, бесперспективно и не отвечает задачам формирования современной конкурентной производственной среды, становлению рыночных отношений.
Более целесообразным представляется развитие рыбного хозяйства путем преобразования структуры производства, направленной на обеспечение приоритетного развития прибрежного рыболовства, выпуска продукции, имеющей повышенный спрос и высокий уровень эффективности.
В этой связи необходима селективность государственной поддержки и создание механизмов государственного стимулирования развития социально-значимых (градообразующих, базовых) береговых рыбоперерабатывающих предприятий и рыболовецких кооперативов (колхозов).
В целях стимулирования развития береговых социально-значимых (градообразующих, базовых) береговых рыбоперерабатывающих предприятий и рыболовецких кооперативов (колхозов) Дальнего Востока, создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности и усиления адресности государственной поддержки предприятий рыбной отрасли, учитывая определяющую социально-экономическую значимость этих предприятий для регионов Дальнего Востока, целесообразно:
1. Считать государственную поддержку социально-значимых (градообразующих, базовых) береговых рыбоперерабатывающих предприятий и рыболовецких кооперативов (колхозов) одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Администрациям прибрежных регионов Дальнего Востока до 1 октября 2001 года определить на конкурсной основе социально-значимые (градообразующие, базовые) береговые рыбоперерабатывающие предприятия и рыболовецкие кооперативы (колхозы) и представить результаты конкурсного отбора в Госкомрыболовство России и Минэкономразвития России на утверждение.
3. Распространить практику государственной поддержки развития береговых рыбоперерабатывающих предприятий районов Курильских островов Сахалинской области на береговые рыбоперерабатывающие предприятия, рыболовецкие кооперативы (колхозы) прибрежных регионов Дальнего Востока.
При этом, начиная с 2002 года, обеспечить:
гарантированное (на несколько лет, в процентном отношении от ОДУ) наделение этих предприятий квотами на вылов водных биологических ресурсов (ВБР). В случае отсутствия или нехватки у этих предприятий собственных рыбопромысловых судов, предусматривать выделение им сблокированных квот;
приоритетное их участие в мониторинге и научных исследованиях водных биоресурсов в районах, прилегающих к прибрежным регионам Дальнего Востока, при условии сдачи для последующей переработки улова (касается только объектов возможной переработки) на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях;
закрепление за ними береговых рыбопромысловых участков в установленном порядке на длительный срок, с учетом места расположения.
4. Госкомрыболовству России, Минэкономразвития России, Минфину России, совместно с администрациями прибрежных регионов Дальнего Востока, до 1 октября 2001 года проработать вопросы и внести предложения:
о совершенствовании структуры управления (в рамках координации деятельности) социально-значимыми (градообразующими, базовыми) береговыми рыбоперерабатывающими предприятиями и рыболовецкими кооперативами (колхозами), а также о создании региональных рынков сырца рыбы и морепродуктов;
о разработке механизма по компенсации социально-значимым (градообразующим, базовым) береговым рыбоперерабатывающим предприятиям и рыболовецким кооперативам (колхозам) затрат, произведенных на поддержание и развитие инфраструктуры.
5. Российскому фонду федерального имущества обеспечить приоритет социально-значимым (градообразующим, базовым) береговым рыбоперерабатывающим предприятиям и рыболовецким кооперативам (колхозам) в закупке по действующим рыночным ценам незаконно добытых водных биологических ресурсов и продукции из них, конфискованных или арестованных на основании судебных решений;
6. Минимуществу России, Минобороны России, ФПС России обеспечить приоритет в вопросах передачи социально-значимым (градообразующим, базовым) береговым рыбоперерабатывающим предприятиям и рыболовецким кооперативам (колхозам) невостребованного имущества и освобождаемых территорий, принадлежащих воинским формированиям, дислоцирующимся на Дальнем Востоке, а также в сдаче в долгосрочную аренду или продаже зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений, являющихся федеральной собственностью;
7. Минэкономразвития России включить социально-значимые (градообразующие, базовые) береговые рыбоперерабатывающие предприятия и рыболовецкие кооперативы (колхозы) прибрежных регионов Дальнего Востока в Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 19962005 годы, а Курильских островов и в Федеральную целевую программу социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на период до 2005 года;
8. Минэкономразвития России, Минфину России, Госкомрыболовству России, совместно с администрациями прибрежных регионов Дальнего Востока, в рамках Федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы на 20022010 годы» (подпрограммы «Водные биологические ресурсы и аквакультура»), определить объекты государственной значимости и приступить с 01 января 2002 года к их приоритетному финансированию, включая льготное целевое кредитование социально-значимых (градообразующих, базовых) береговых рыбоперерабатывающих предприятий и рыболовецких кооперативов (колхозов).
К вопросу создания в прибрежных регионах рыночных механизмов реализации промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации, и экономического стимулирования списания предприятиями изношенного промыслового флота и приобретения на его замену высокотехнологичных судов, с учетом состояния запасов водных биологических ресурсов
В целях создания в прибрежных регионах рыночных механизмов реализации промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выделенных субъектам Российской Федерации, и экономического стимулирования списания предприятиями изношенного промыслового флота и приобретения на его замену высокотехнологичных судов целесообразно:
1. Распространить принцип платности за промышленные квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов независимо от способа их распределения. При этом не взимать плату за промышленные квоты, выделяемые:
для обеспечения нужд личного потребления коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
в целях стимулирования развития береговых социально-значимых (градообразующих, базовых) береговых рыбоперерабатывающих предприятий и рыболовецких кооперативов (колхозов);
для стимулирования списания предприятиями изношенного промыслового флота и приобретения на его замену высокотехнологичных судов отечественной постройки;
для прибрежного рыболовства.
2. Внести изменения в действующий порядок проведения аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов на основе анализа проведенных аукционов 2001 года и предложений субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.
Аукционную систему применять только:
для реализации тех объемов квот, которые определены для вылова иностранными пользователями в соответствии с межправительственными соглашениями (на всероссийских аукционах);
с целью реализации высвобождающихся квот в результате аннулирования разрешений на вылов водных биоресурсов;
для пользователей, которые в результате конкурсного распределения промышленных квот не удовлетворены полученными объемами (5% от ОДУ, на региональных аукционах).
3. Промышленные квоты, за исключением квот, подлежащих реализации на аукционной основе, распределять между рыбопромышленными предприятиями, независимо от их формы собственности, на конкурсной основе (в соответствии с определенными критериями), что позволит исключить субъективный фактор в процессе распределения квот.
Полученные в результате конкурсного распределения объемы платных промышленных квот должны подлежать оплате каждым пользователем через территориальное казначейство в бюджеты: федеральный бюджет 50 %; субъекта Федерации 50 %.
Цены на промышленные квоты утверждать Правительством Российской Федерации по представлению Госкомрыболовства России.
Платежи осуществлять тремя частями: 20 % в течение 10 банковских дней с момента извещения пользователя о результатах конкурса и подтверждения ему выделенных объемов, второй (40 %) к 1 июля, третий (40 %) к 1 октября соответствующего года. При невнесении пользователем платежей в установленные сроки результаты конкурса аннулировать и выделенные пользователю квоты (в пределах неосвоенных) изымать с последующей продажей на аукционной основе (на региональных аукционах).
|