история Северной Пацифики | главная | экология | туризм | рыбная индустрия | новости | издательство | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПРИМОРЬЕВ 1861 году на посту Владивосток поселяется первый гражданский житель будущей столицы Приморья Яков Лазаревич Семенов (1831-1913 гг.).
В 1867 г. он заводит промысел морской артели и организует артели по ее сбору по всему побережью края и отправляет продукцию морским путем в Шанхай (Китай). Но потерпел неудачу и в 1878 году перебирается на Южный Сахалин.
В 60-70–е годы предпринимаются первые попытки промышленного рыболовства в крае: Тунушев начал промысел трески в бухте Де-Кастри, а Лемешевский предпринял попытку промысла лососевых в Императорской Гавани.
В 1879 г. жителями г. Владивосток Я.Л. Семеновым и Г.Ф. Демби создается фирма «Семенов, Демби и Ко», с которой фактически и начинается история рыбной промышленности Дальнего Востока России. Но, как и на протяжении всех последующих, вплоть до настоящего времени, лет, развитие рыбной промышленности края шло за счет освоения рыбных ресурсов других регионов Дальнего Востока России, так и эта компания получила свое развитие за счет рыбных промыслов Южного Сахалина.
Собственно развитие рыбных промыслов в Приморье начинается с залива Петра Великого и обеспечения рыбным продовольствием жителей Владивостока. Коммерческого значения рыбная промышленность края в те годы не имела. Главным объектом промысла была сельдь, на втором месте был приморский лосось.
Продолжалась добыча морской капусты, промысел которой не облагался пошлиной. Ежегодная добыча капусты составляла 257,2 тысячи пудов.
С введением в 1886 году пошлины в размере 5 коп. с пуда это промысел начал приносить доход краю: с 1890 по 1896 гг. в казну поступило 150,6 тысяч рублей.
Главной доходной статьей края мог бы стать (как стал при Советской власти) китобойный промысел, основателями которого были О.В. Линдгольм, Ф.Ф. Гек, А.Г. Дыдымов, Г.Г. Кейзерлинг, но русско-японская война 1904-1905 гг. подорвала русский китобойный промысел, который возрождается вновь уже в СССР.
До революции 1917 г. в Приморье в 1915-1916 гг. построены три крабоконсервных завода. «Это были небольшие, маломощные предприятия, стоимость оборудования которых не превышала 20 тыс. руб. Производительность одного завода составляла 50-70 ящиков консервов в сутки. Они сбывались на рынках Англии и Америки, а сушеные крабы в Корее».
После установления Советской власти в Дальневосточной республике 13 ноября 1922 года по представлению Уполномоченного Народного Комиссариата Продовольствия СССР создается как самостоятельный орган Дальневосточное управление рыболовства и охоты, государственной рыбной и пушной промышленности (Дальрыбохота).
Право рыбного и морского звериного промысла в территориальных водах Дальнего Востока предоставлялось через сдачу в аренду с публичных торгов промысловых участков как для граждан СССР, так и для иностранных подданных.
В феврале 1923 года во Владивостоке состоялись первые торги, на которые были выставлены 730 морских рыболовных и краболовных участков (в основном, бывшего Охотско-Камчатского края) сроком на один год. Таким образом, определился и официальный центр рыбной промышленности Дальнего Востока, что, в конечном итоге, внесло развитие рыбной промышленности Дальнего Востока в последующие годы колоссальную диспропорцию в развитии и, в конечном итоге, стало причиной разрушения берегового рыбопромышленного комплекса рыбацких краев и областей ДВ. Но это произошло уже в 1950-х годах, когда Минрыбхоз СССР принял решение о бесперспективности развития дальневосточного берега и направлении всех усилий отрасли на освоение Мирового океана и ...
1 февраля 1923 года при управлении «Дальрыбохота» был создан отдел «Госрыбпром». 10 октября 1923 г. отдел был выведен в самостоятельную хозяйственную единицу Дальневосточное управление государственной рыбной промышленности (Дальгосрыбпром). Первым его начальником был Т.М. Борисов.
Свою деятельность он начал с эксплуатации одного из четырех селедочных рыбопромысловых участков (производительностью 5 миллионов штук рыбы) в заливе Петра Великого силенок на все четыре еще не хватало, но при этом Дальгосрыбпром стал одним из учредителей Охотско-Камчатского Акционерного Рыбопромышленного Общества, распространившего свое влияние на весь Дальний Восток.
В марте 1925 года предпринимаются попытки по созданию государственной крабоконсервной промышленности в крае.
25 ноября 1925 г. на базе Дальгосрыбпрома создается Дальневосточный государственный рыбопромышленный трест. В 1925/1926 гг. было добыто коллективом Дальгосрыбтреста 374,9 тыс. ц рыбы, в 1926/27 1,8 мил. пуд., в 1927/1928 1,7 млн. пуд.
В конце 20-х годов, как и по всей стране, в Приморье начинается процесс насильственной коллективизации и создания на базе рыболовецких артелей прибрежных рыболовецких колхозов. Параллельно государство начинает создавать и собственные структуры, особенно в тех сферах, где предполагается быстрая и значительная валютная отдача в первую очередь молодое Советское государство начало работу по созданию собственного китобойного и крабового флотов и монополизации этих наиболее прибыльных -- видов деятельности. Так появляется китобойная флотилия «Алеут», так создается «Кработрест» (будущий «Дальморепродукт»). В этот же период начинает создаваться в Приморье и собственный рыбопромысловый и рыбоперерабатывающий флот в конце 20-х годов рождается будущая знаменитость России Владивостокская база тралового и рефрижераторного флота.
В 1950-60-е годы объединенный промысловый флот Приморья, Сахалина и Камчатки нанес сокрушительный удар по рыбным запасам дальневосточных вод.
И тогда на приморском побережье (в незамерзающих южных бухтах) будет создана база для крупнейшего в мире рыбопромыслового и рыбообрабатывающего флота Советского Союза, чтобы начать промысловую экспансию Мирового океана Преображенская база тралового и рефрижераторного флота, Южморрыбфлот, Находкинская база активного морского рыболовства, Дальневосточная база тралового флота.
Позже, после введения 200-мильных морских исключительных экономических зон, весь этот флот вынужден будет вернуться в дальневосточные воды и следствием этого стала экологическая и экономическая катастрофа и фактическая гибель рыбной промышленности Дальнего Востока России, которая и происходит в настоящее время.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
история Северной Пацифики | главная | экология | туризм | рыбная индустрия | новости | издательство | ||||||||||||||||||||||||||||||||||