Архив «ТВ»
7(58), 4 апреля
 :  На главную  :
10 января 2002 24 января 2002 7 февраля 2002 21 февраля 2002 7 марта 2002 21 марта 2002 5 апреля 2002 18 апреля 2002 2 мая 2002 16 мая 2002 30 мая 2002 13 июня 2002 27 июня 2002 11 июля 2002 25 июля 2002 8 августа 2002 22 августа 2002 5 сентября 2002 19 сентября 2002 3 октября 2002 17 октября 2002 31 октября 2002 14 ноября 2002 28 ноября 2002 13 декабря 2002 26 декабря 2002  
       

Рыбная промышленность соседней Норвегии:
изучаем опыт

 
Учитывая большой интерес читателей к рыбной индустрии зарубежных стран с рыночной экономикой, редакция «ТВ» начинает освещать тему «Достижения и проблемы рыбного хозяйства соседних с Россией стран». Редакция приглашает ведущих ученых, специалистов отрасли присылать свои статьи по данной тематике. Мы надеемся, что ознакомление наших читателей с рыбным хозяйством соседних с нами стран, а это около 20 государств, среди которых такие лидеры мирового рыболовства, как Норвегия, Китай, Япония, США и другие, позволит сопоставить их достижения и опыт с развитием отечественного рыбного хозяйства и, возможно, внести коррективы в наши действия.
Первая статья профессора В.К. ЗИЛАНОВА касается рыбного хозяйства нашего соседа на северо-западе — Норвегии. Такой подход не случаен. Именно Норвегия является мировым лидером в этой области среди развитых стран с рыночными отношениями.
 
Министерство рыболовства Норвегии (государственный орган) совместно с Ассоциацией рыбаков Норвегии (неправительственной организацией) ежегодно выпускают обзор «Факты рыбной промышленности Норвегии», который я имел возможность приобрести во время своего последнего посещения Норвегии в составе делегации специалистов-рыбников от северо-западных регионов России. В период пребывания в Норвегии нам была предоставлена возможность встретиться с министром рыболовства Отто Грегуссеном, министром финансов Эриком Педерсеном (в прошлом занимал пост министра рыболовства), а также ознакомиться с деятельностью различных общественных ассоциаций, научных и других организаций государственных структур, осуществляющих свою деятельность в области рыбной промышленности Норвегии. Все это дало возможность по-новому оценить достижения рыбного хозяйства соседней Норвегии и перспективы ее дальнейшего развития на период до 2020 года, как их определяют норвежские государственные органы, ученые, ассоциации рыбаков и рыбопромышленников.
 

СУХИЕ ЦИФРЫ СТАТИСТИКИ

В своем ежегодном издании о фактических сведениях по норвежской рыбной промышленности Министерство рыболовства и Ассоциация рыбаков Норвегии (самая крупная неправительственная организация) в скупых цифрах, всего на 27 страницах вмещающих около 20 таблиц и рисунков, дает объемную картину состояния отрасли за последние 13 лет. Из них вытекает, что общий вылов, включая марикультуру, за этот период колебался от 1,6 млн тонн до почти 3,2 млн тонн. Наибольший вылов был достигнут в 1997 и 1998 годах, а с 1999 года наблюдается небольшой спад. Колебание общего вылова за тринадцатилетний период вызвано, прежде всего, состоянием запасов двух основных для норвежского морского рыболовства групп: донных видов (трески, пикши, сайды и др.) и пелагических видов (сельди, мойвы, скумбрии). Ожидается, что в морском промысле и в перспективе будут наблюдаться колебания уловов в зависимости от численности этих двух крупных групп запасов, а также от адекватного управления ими и особенно от способности норвежских рыболовных властей регулировать промысловые усилия в соответствии с состоянием запасов. Решение последних двух проблем определяется не только действиями норвежских органов в области управления запасами и рыболовством, но и договоренностями по этим вопросам в Баренцевом море с Россией, а в Норвежском и Северном морях еще и с Европейским Союзом, Исландией, Данией, Гренландией и Фарерскими островами. Вызвано это тем, что целый ряд рыбных запасов является общим для всех перечисленных стран. Переговорный процесс по этой проблеме с каждым годом приобретает все более напряженный и затяжной характер, что делает проблематичным достижение разумных для всех ее участников решений. Причем таких решений, которые бы, прежде всего, обеспечивали устойчивость морских рыбных запасов, а следовательно, и устойчивость развития национального рыбного хозяйства страны.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то, что в последние десятилетия Норвегия начала ускоренно формировать новую сырьевую базу своего рыбного хозяйства посредством интенсивного развития аквакультуры, а точнее ее морской части — марикультуры. В качестве основных объектов выращивания были рекомендованы учеными атлантический лосось (получивший в последующем торговую марку «норвежский лакс», «норвежская сёмга») и форель, а также гибриды лососевых. В результате проведенной огромной целенаправленной работы ученых, рыбоводов-практиков, государственных центральных властей и властей в провинциях производство выращенных в садках лососевых в фермерских морских хозяйствах возросло с 640 тонн в 1971 году (55 ферм) до 460 тысяч тонн в 1999 году (около 250 ферм), стоимостью около 1,6 млрд долларов США. Причем из года в год объем выращиваемой продукции марикультуры устойчиво возрастает. По своей стоимости 460 тысяч тонн лососевых, выращенных 4 тысячами работающих на фермах, сравнялись со стоимостью почти 2,5 млн тонн морской рыбы, выловленных в естественных условиях более чем 21 тысячью рыбаков. Впервые за всю историю норвежской рыбной промышленности в 1999 году продукция марикультуры сравнялась по стоимости с продукцией от морского промысла. Все это позволило норвежской рыбной промышленности выйти в своей стране на второе место по стоимости экспорта своей продукции после стоимости экспорта нефти, опередив такие приоритетные направления экспорта, как газ, металлы и другие. Вот уже в течение последних трех лет — 1998–2000 годов — объем экспорта рыбной продукции, как марикультуры, так и морской и пресноводной в естественных водоемах, в стоимостном выражении составляет 8,7–9,1 процентов (3,2–3,6 млрд долларов США) от общего объема всего норвежского экспорта. Ожидается, что эти показатели, несмотря на возможное снижение вылова морского промысла, не только сохранятся, но и будут возрастать в будущем за счет увеличения экспорта продукции марикультуры.
Таким образом, норвежская рыбная промышленность, основная направленность которой выпуск высококачественной продукции на экспорт, уже в настоящее время уверенно занимает по этому показателю 2 место в мире и обеспечивает 53 процента мирового объема выращенных лососевых за счет марикультуры, сформированной за последние десятилетия ушедшего XX века.
 

НОВЫЙ ПОДХОД К СТАРОЙ ПРОБЛЕМЕ — УСТОЙЧИВОСТИ СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Достигнутые Норвегией впечатляющие результаты по развитию марикультуры со всей очевидностью свидетельствуют о формировании принципиально нового подхода к созданию в XXI веке основы основ рыбной промышленности — устойчивой управляемой сырьевой базы. И в этом отношении Норвегия является бесспорным мировым лидером. Ожидается, что в ближайшие годы общий объем продукции марикультуры составит 650–800 тысяч тонн ежегодно, в том числе сёмги 450–600 тысяч тонн, форели 65–100 тысяч тонн, а также других объектов марикультуры. Все это будет выращено на примерно 270 морских фермах при общем количестве выданных лицензий около 800. В настоящее время наращивание объемов производства сёмги и форели сдерживается только емкостью мирового рынка, спросом на эту продукцию, поставляемую в более чем 100 стран мира.
Норвежцы нашли весьма оригинальный и экономически выверенный в рыночных условиях способ регулирования объемов выращивания сёмги и форели посредством выдачи разрешений на приобретение кормов, необходимых для выращивания того или иного количества рыбы. Причем кормовой коэффициент составляет около 1,1–1,2 единицы, то есть на 1 кг выращенной рыбы требуется 1,1–1,2 кг сбалансированных кормов, а на ряде ферм этот показатель даже ниже единицы — 0,8–0,9. Развилась целая индустрия по изготовлению кормов для выращивания как молоди, так и взрослых рыб. В год производится более 500 тыс. тонн сбалансированных кормов. В производстве кормов большое значение имеет рыбная мука, особенно ее качество. И вот уже здесь естественное морское рыболовство, и в частности добыча мойвы, песчанки, путассу, сельди и других менее ценных видов рыб, служит сырьем для изготовления высококачественной рыбной муки. Из этого следует, что уже морское рыболовство становится «подсобным» (хотя и важным) производством для главного — формирования устойчивого выращивания наиболее ценных в пищевом отношении объектов марикультуры с высокой рыночной стоимостью — сёмги и форели. Не менее важно и то, что в обработке, доставке, продаже продукции марикультуры занято около 20 тысяч человек. Это новые рабочие места. Причем на длительную перспективу.
Возникает вполне естественный вопрос: «А в каком направлении в первой половине нового века будет развиваться марикультура Норвегии?» Ответ на это дают сами норвежские специалисты, объединенные в Ассоциацию норвежских рыболовных фермеров, с которыми мы встречались в Тронхейме. По их информации, в последние годы уже выдано около 120 лицензий (кроме 800 на выращивание лососевых) на выращивание в морских фермах атлантической трески, 90 лицензий на выращивание белокорого палтуса, более 100 лицензий на выращивание других морских рыб, среди которых северный голец, зубатка, желтохвост и объекты разведения моллюсков и ракообразных. Все это — не экспериментальное научное выращивание, а промышленное — с целью поставки продукции как на внутренний, так и внешний рынок. Так, только центральным предприятием по выращиванию мальков трески ожидается передача в 2002 году фермерам около одного миллиона мальков, из которых в морских садках через три года будет выращено 3–4 тысячи тонн высококачественной трески весом 3–4 кг каждая. Ожидается, что в ближайшие годы объем выращивания морских объектов превысит 100 тысяч тонн. Безусловно, с увеличением спроса на эти новые объекты марикультуры в странах Европы, Азии и Америки, куда планируется поставлять их на экспорт, объемы выращивания будут все возрастать.
Кратко определим ключевые составляющие успехов Норвегии в развитии марикультуры:
— оптимальные природные условия;
— удачно подобранные объекты выращивания;
— целенаправленность научно-исследовательских разработок на конечный результат — внедрение в практику;
— тесное сотрудничество промышленности, ученых, правительства и местных властей;
— своевременная, продуманная разработка законов в области марикультуры и лицензирования этого вида деятельности прямого действия (закон о выращивании рыб, закон о загрязнении, закон о болезнях рыб и их предотвращении);
— обязательное обучение фермеров;
— контроль за развитием марикультуры;
— изучение рынков сбыта продукции марикультуры;
— государственный мониторинг всего процесса марикультуры.
Министр рыболовства Норвегии Отто Грегуссен так определил достижения и будущее норвежской марикультуры: «Я убежден в том, что нам удалось в полной мере использовать этот потенциал при тесном и плодотворном взаимодействии рыбной отрасли, научных организаций и органов власти всех уровней. Энтузиазм являлся той движущей силой, которая будет постоянно способствовать и дальнейшему развитию марикультуры как одной из опор норвежской экономики».
Огромная работа по решению весьма сложных научно-практических задач в области марикультуры позволила норвежской рыбной промышленности выйти по этому направлению в мировые лидеры. По существу, норвежская рыбная индустрия, благодаря успехам в марикультуре, уже обеспечила направленное формирование устойчивой управляемой сырьевой базы из высокоценных в пищевом отношении видов рыб и пользующихся спросом у потребителя, что создает не только занятость местного прибрежного населения, а также обработчиков, сбытчиков в других регионах страны, но и устойчивость ее развития и доминирование ее продукции на мировом рыбном рынке в первой половине XXI века.
 

МОРСКИЕ РЕСУРСЫ ВО БЛАГО РЫБАКОВ

Несмотря на то, что продукция марикультуры в Норвегии в объеме 450–460 тыс. тонн лососевых ежегодно по своей стоимости сравнялась со стоимостью добываемой ежегодно в объеме 2,5–2,6 млн тонн морской рыбы, все же последнее направление — морское рыболовство — остается для норвежцев ведущим в рыбной промышленности страны и особенно для населения, проживающего вдоль протяженного побережья с многочисленными фиордами и расположенными в них рыбацкими поселками. По существу, в большинстве из них, и прежде всего в северо-западной и северной Норвегии, у Лофотенских островов и Финмаркена, благополучие и развитие поселков во многом зависит от успехов морского рыболовства, рыбообработки и сбыта рыбопродукции. Ведь почти 90 % своей рыбной продукции Норвегия направляет на экспорт, занимая по стоимости экспорта рыбной продукции (3,7 млрд долларов США) второе место в мире после Таиланда (4 млрд долларов США). Для сравнения: Россия по этому показателю (0,8–1,2 млрд долларов США) находится на 16–20 месте в мире.
О значении рыбной промышленности в экономике Норвегии в целом, и особенно в решении социальных вопросов населения прибрежных поселков, говорит, в частности, такой факт, как опережение по стоимости экспорта рыбы экспорта газовой промышленности. И только экспорт нефти устойчиво занимает первое место в экономике Норвегии. Однако, по мнению ряда ведущих специалистов-нефтянников, ожидается через 10–15 лет значительное снижение запасов и добычи нефти, ввиду исчерпаемости их на основных месторождениях: в норвежском секторе Северного моря и у западной Норвегии. В этой связи министр рыболовства Норвегии Отто Грегуссен и председатель Ассоциации норвежских рыбаков Одмунд Бое консолидированы в подходе к развитию в будущем рыбной промышленности. Они понимают, что в условиях ожидаемого падения доходов от нефти рыбная промышленность должна будет взять на себя большее бремя по увеличению национального норвежского дохода. «Такое развитие, — заявляют министр и председатель Ассоциации рыбаков, — потребует динамичных преобразований прибрежного рыболовства с хорошо организованной инфраструктурой, предприятиями и созданием устойчивого бизнеса. Традиционное рыболовство предполагает, что морские ресурсы управляются и поддерживаются в надлежащем режиме с тем, чтобы сохранить стабильными ежегодные квоты на вылов. В аквакультуре произойдет увеличение выращивания и производства лосося, форели и многих других видов, которые становятся выгодными с коммерческой точки зрения… Правительство определило приоритетные области в морских исследованиях, которые представляют наибольшее значение для развития морского рыболовства и аквакультуры». Еще раз хочу обратить внимание читателей, что это консолидированная точка зрения представителя государственной власти, министра рыболовства Норвегии, и представителя общественного неправительственного объединения — председателя Ассоциации норвежских рыбаков. Это еще раз подчеркивает то огромное значение, которое имеют ассоциации, объединения рыбаков в решении не только повседневных текущих проблем рыбного хозяйства, но и при принятии решений по долгосрочной рыболовной политике Норвегии. К сожалению, в российской рыбной промышленности роль и значение общественных, неправительственных ассоциаций и объединений как при рассмотрении текущих вопросов, так и при выработке долгосрочной рыболовной политики необычайно низка, а попросту говоря — с ними не считаются вообще. Вот почему многие решения в отечественном рыболовстве принимаются правительством и федеральными органами посредством администрирования и, как правило, не способствуют устойчивому развитию рыбной промышленности страны. Достаточно привести только один пример — «аукционы по продаже квот в воде» и «платность ресурсов». По последней проблеме я поинтересовался в Министерстве рыболовства Норвегии: «Не собираются ли норвежцы ввести у себя аукционы по продаже квот в воде или ввести платность за пользование морскими живыми ресурсами для своих рыбаков при их промысле в исключительной экономической зоне Норвегии и в рыбоохраной зоне в районе Договора о Шпицбергене?» Ответ был дипломатичный, но твердый: «Мы не видим в этом экономического смысла, к тому же наш традиционный, исторический опыт свидетельствует, что рыбные запасы принадлежат всем, а не кому-то одному, кто может ими торговать. Мы — норвежцы — никогда не брали плату не только со своих рыбаков, но даже с иностранных, включая и российских рыбаков, которые немалое количество рыбы, вылавливают в нашей зоне». Более откровенны по этому вопросу были рыбопромышленники. Один из них прямо сказал: «Мы не сумасшедшие и кое-что понимаем в рыбном бизнесе. У нас нет стремления его уничтожать».
Создалась довольно необычная экономическая ситуация в морском рыболовстве Баренцева моря, когда рыбаки Норвегии и России в равной степени используют общие запасы трески, пикши, окуня, палтуса, мойвы и других видов. Более того, они распределяют общие допустимые уловы (ОДУ) между собой по традиционно установленным принципам. А вот далее российское правительство, в отличие от норвежского правительства, выставляет часть этих квот на аукционы, что ставит наших рыбопромышленников в неравные конкурентные отношения с норвежцами. К тому же, эти проданные на аукционе квоты в силу особенностей биологии основных промысловых видов, их миграций могут быть реализованы в полном объеме только в норвежской экономической зоне, в смежном участке или в районе Договора о Шпицбергене. Отсюда вытекает, что российские инициаторы и организаторы «аукционов по продаже квот в воде» невольно или сознательно толкают наших рыбаков на выбор проданных аукционных квот в норвежской 200-мильной зоне, что может привести к политической напряженности между двумя странами. Выход из создавшегося положения — это отмена каких— либо аукционов по общим и трансграничным рыбным запасам в Баренцевом море.
 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КВОТ В НОРВЕГИИ

В Норвегии, как и во всех странах с развитым рыболовством и рыночными отношениями в условиях принятия концепции управления рыбными запасами посредством установления общих допустимых уловов (ОДУ), остро проходит процесс по распределению ОДУ на квоты среди рыбопромышленников и рыбаков. Однако при этом такой процесс идет открыто, публично и строго в соответствии с установленными принципами и посредством определенных процедур и механизмов. Основные принципиальные положения относительно распределения квот среди рыбопромышленников и рыбаков отражены в национальном законе Норвегии «О морском рыболовстве» (за № 40), который устанавливает коллегиальное принятие решения по данному вопросу. В этих целях создан специальный «Совет по мерам регулирования», в который входят 14 членов, в том числе 5 — от Объединения рыбаков Норвегии (добывающий сектор), 2 — от Объединения рыбообработчиков (перерабатывающий сектор), 2 — от Директората рыболовства (исполнительная власть), 1 — от Бергенского института морских исследований (наука), 1 — от Директората окружающей среды (природозащитники), 1 — от сбытовых кооперативов, 1 — от Саамского парламента и 1 — от профсоюза рабочих пищевой промышленности. На Совете в качестве наблюдателей присутствуют представители Министерства рыболовства, Союза судовладельцев, Ассоциации рыбаков и т.д. Порядок работы Совета также определен все тем же законом «О морском рыболовстве». Как видно из состава членов Совета, в этом коллегиальном органе при выработке решения учитываются представители всех направлений отрасли и прежде всего добывающего сектора. В процессе же выработки решений огромна роль представителей объединений, ассоциаций рыбаков-добытчиков, неправительственных организаций. С учетом важного значения прибрежного рыболовства в экономико-социальной жизни рыбаков, осуществляющих промысел пассивными орудиями лова в Баренцевом море, и конкурирующего с ними активного тралового промысла, прежде всего достигается консенсус по разделу национальной квоты среди этих двух направлений добычи. В последние 7 лет суда прибрежного пассивного лова при промысле трески, пикши, как правило, получают от 61 до 70,4 %, а суда тралового промысла — 29,6 % от общего объема национальной квоты. Как видно из этого соотношения, предпочтение отдается рыбакам, осуществляющим прибрежный промысел пассивными орудиями лова — ярусами, плавными сетями, сюрреводами и т.д., которые свой улов продают, как правило, для переработки на береговые норвежские предприятия. Распределение квот внутри группы судов пассивного прибрежного лова и среди тральщиков осуществляется с учетом традиционности промысла, производственных мощностей судов в определенных районах и периодах лова. Все это происходит уже в объединениях и ассоциациях самих рыбаков.
Несколько другое соотношение между прибрежным промыслом и кошельковыми судами и траулерами установлено при промысле пелагических видов, и в частности сельди. Здесь соотношение зависит от общего объема квоты. При малом ее объеме (20 тыс. тонн) все выделяется прибрежным рыбакам. При объеме, допустим, 500 тыс. тонн 39,7 % — прибрежным рыбакам, 50,8 % — кошельковым судам и 9,5 % — траулерам. По всем другим квотируемым объектам лова также установлены посредством консенсуса соответствующие процентные соотношения. Таким образом, принятый на «Совете по мерам регулирования» процентный раздел квот между добытчиками далее направляется на рассмотрение в Министерство рыболовства, где принимается окончательное его одобрение и дается указание Директорату рыболовства издать соответствующее предписание по промыслу на очередной год. Это предписание является руководящим документом для рыбаков и контролирующих органов. Общий механизм подготовки и принятия решений по распределению квот среди рыбопромышленников и рыбаков в Норвегии представлен на схеме. Этот механизм и принципы, лежащие в его основе, а главное участие в нем самих рыбаков и рыбопромышленников, наряду с представителями других секторов рыбной промышленности и ученых, позволяет избежать давления административных рычагов чиновников разного уровня. К тому же все это осуществляется в соответствии с законами, и прежде всего с законом «О морском промысле», большинство статей которого имеют прямое действие. Следует также отметить, что промысел в прибрежной зоне Норвегии для собственных нужд (для питания) осуществляется населением вне объемов установленных промышленных квот.
Безусловно, в самом «Совете по регулированию» и на предварительных этапах по распределению квот между двумя основными претендентами — рыбаками прибрежного пассивного промысла и траулерами, кошельковистами идет упорная дискуссия по отвоевыванию каждой десятой доли процента. Однако эта дискуссия находится в рамках того правового поля, принципов и традиций, которые отражены в законодательной базе и наработанной годами деловой этике. Как видно, основное отличие норвежской системы распределения квот в Баренцевом море от существующей для этого же бассейна в России — это минимальное участие в этом процессе представителей министерства и максимальное участие представителей рыбопромышленников и рыбаков — ассоциаций и объединений. И главное — все это регулируется соответствующим законом с учетом исторического опыта и традиций.

Схема принятия решений по разделу квот на вылов рыбы среди норвежских рыбопромышленников


Предложения ученых по ее распределению 
 
Норвежская квота Предварительное рассмотрение предложений ученых и рыбаков в Директорате рыболовстваРассмотрение предложений по разделу квот в Совете по мерам регулирования и принятия решенийОдобрение в Министерстве рыболовстваИздание предписаний по разделу квот в Директорате рыболовства
 
Предложения рыбаков по ее распределению 

Другой особенностью морского рыболовства Норвегии является преобладающее использование сырьевой базы собственной 200-мильной экономической зоны, где добывается до 75 % от годового вылова. На втором по значению месте стоит экономзона Европейского Союза — 15 %. Здесь промысел ведется на взаимной основе и по соглашению. Российская экономзона дает норвежцам чуть более 1 % годового вылова, а зона Договора о Шпицбергене — около 2 %, зона Ян-Масна — более 4 %. Такие отдаленные районы промысла, как зоны Гренландии, Канады, Исландии и Фарерских островов едва в сумме дают около 3 % годового норвежского вылова. Исходя из такого традиционного использования норвежским морским рыболовством сырьевых рыбных ресурсов, Норвегия и осуществляет широкомасштабные их исследования, ведет мониторинг запасов, контроль за рыболовством и активно участвует во всех международных организациях, где идет обсуждение состояния таких запасов и оценка ОДУ, и это прежде всего в ИКЕС, НАФО, НЕАФК, МКК, ФАО и других. Норвежские ученые и специалисты пользуются высоким авторитетом в международных рыболовных и научных кругах, что позволяет им отстаивать интересы своего национального морского рыболовства.
 

КОНТУРЫ ДОЛГОСРОЧНОЙ РЫБОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

В последние годы в связи с пониманием исчерпаемости запасов нефти и газа, которые в настоящее время держат на плаву экономику Норвегии, все большее внимание государственных деятелей этой страны, ученых, специалистов обращается на потенциальные возможности рыбного хозяйства. И это не случайно. Исторически морской промысел всегда был становым хребтом выживания норвежцев. Кроме того, научно-технический прогресс в морской аквакультуре открывает новые возможности по созданию устойчивости сырьевых ресурсов, а следовательно, ритмичность поступления продукции на мировой рынок. Уверенность в будущем придает и введение принципов управляемости естественными морскими ресурсами на основе осторожного и экосистемного подхода, что также создает устойчивость уже естественной сырьевой базы морского рыболовства. Все это рассматривается норвежцами как база для выработки и осуществления своей рыболовной политики и программы развития отрасли на долгосрочную перспективу — до 2020 года. Я не оговорился — именно до 2020 года. Министр рыболовства Норвегии Отто Грегуссен, выступая перед Объединением рыбопромышленников в Тронхейме, особо подчеркнул, что приоритетами долгосрочного развития рыбной индустрии является оптимальное использование морских живых ресурсов, значительное расширение научных исследований и опытных разработок, которые должны повысить эффективность отрасли и конкурентоспособность норвежских рыбных товаров на мировом рынке. Предполагается довести экспорт рыбной продукции с 30 млрд в настоящее время до 120 млрд норвежских крон к 2020 году. Ставится задача увеличить выпуск самой высококачественной и разнообразного ассортимента рыбной продукции на мировой рынок и уменьшить поставку сырья и полуфабрикатов. Все это будет достигаться за счет новых научных разработок. В этих целях инвестиции в научные исследования и разработки, связанные с устойчивой сырьевой базой и новыми технологиями переработки рыбы, будут ежегодно возрастать. Особое внимание уделяется безотходной технологии переработки сырья. Большие надежды возлагаются на наращивание объемов марикультуры. Уже в настоящее время Норвегия способна увеличить выращивание лососевых до 600–800 тыс. тонн, трески — до 80 тыс. тонн, морского гребешка — до 20 тыс. тонн, мидий — до 300 тыс. тонн, зубатки — до 10 тыс. тонн, палтуса белокорого — до 10 тыс. тонн. По существу, по всем этим объектам сдерживающим фактором для увеличения объема производства являются рынки сбыта. В этой связи долгосрочной программой особо предусматривается расширение рынков сбыта норвежской рыбопродукции не только в Европе, но и в Азии, и в Америке. Решая свою долгосрочную программу по развитию рыбного хозяйства, Норвегия придает большое значение международному сотрудничеству, особенно со странами Европейского континента, так как здесь основные ближайшие рынки сбыта норвежской рыбной продукции и необходимость в совместном управлении мигрирующими сырьевыми ресурсами. В рыболовной долгосрочной политике Норвегии большое внимание придается тесному сотрудничеству с Россией, особенно по рациональному использованию рыбных запасов, прежде всего в Баренцевом море. В этой связи ставится задача в долгосрочном плане укреплять сотрудничество с Россией в научных исследованиях и управлении морскими живыми ресурсами, а также по контролю за рыболовством. Одновременно с этим планируется наращивать деловые, стратегические связи между норвежскими и российскими предприятиями рыбной индустрии, делая долгосрочную ставку на экспорт норвежских рыбопродуктов на российский рынок.
В социальном плане цели долгосрочной рыболовной политики Норвегии направлены на придание рыбохозяйственной отрасли привлекательности с экономической точки зрения для работающих в ней людей, создания новых рабочих мест как в добывающих, так и в обрабатывающих секторах.
Конечная же стратегическая задача, которая ставится перед рыбной промышленностью Норвегии на период до 2020 года, — это достичь такого уровня доходов от производства и сбыта рыбной продукции, которая бы могла компенсировать ожидаемое снижение государственных доходов от добычи нефти.
 
В. ЗИЛАНОВ, профессор.
Мурманск — Киркенес — Тромсё — Тронхейм — Кристиансунн — Осло — Москва
 

Норвегия.
Вылов промысловых объектов в 2001 г.

По предварительным данным, в 2001 г. норвежскими судами было добыто 2,6 млн т рыбы, примерно столько же, как и в 2000 г.
Стоимость добычи, включая моллюсков и ракообразных, составила NOK 11,2 млрд (USD 1,2 млрд), на 15 % больше, чем в 2000 г., вследствие высоких цен на сельдь и скумбрию.
Основным объектом промысла в 2001 г. по-прежнему была треска — 207 тыс. т на сумму NOK 2,9 млрд, составившей 8 % общей добычи и 25 % ее стоимости.
Использование добычи в 2001 г. отличалось от предыдущих лет. 41 % добычи пошел на заморозку или производство фарша, 43 % — на переработку в рыбную муку, рыбий жир и на производство животного корма, доля свежей рыбы составила всего лишь 7 %. Пять лет назад это соотношение составляло, соответственно, 21 %, 38 % и 29 %.
 
ДВрыбинфоцентр
 

Норвегия.
Экспорт морепродуктов в Японию в 2001 г.


ПродукцияОбъем% к 2000Стоимость% к 2000
Семга38,1-0,21351,9-14,1
Скумбрия142,0-8,11350,2+12,5
Форель32,7+49,9811,0+4,4
Мойва24,7+5,9227,7-10,3
Креветка1,5-12,373,1-28,7
Палтус гренландский1,9-40,049,7-7,4
Сельдь6,3-35,547,7-7,4
Прочая11,2+19,1194,8+13,8
Итого258,5-1,34106,1-2,8
Примечание: объем — тыс. т, стоимость — NOK 1млн.
ДВрыбинфоцентр
 

Семга культивированная.
Норвежский экспорт по странам-импортерам в январе-октябре 2000-2001 гг.


СтранаЯнв.-окт. 2001Янв.-окт. 2000% 01/00Место
ОбъемСтоим.ОбъемСтоим.ОбъемСтоим.
Всего31186181973543151129595186-1,0-14,6-
ЕС21293553539322232646764751-4,6-20,9-
Дания574091339119687081911836-16,4-30,01
Франция461391209441477791492841-3,4-19,02
Япония3728411523893526912480505,7-7,73
Германия2249363614724279824165-7,4-22,84
Швеция172024446531548848974311,1-9,25
США1017140576611872469533-14,3-13,66
Нидер-ды15396377496142304320318,2-12,67
Испания14404345852137944171824,417,18
Италия125233250491087533914215,2-4,29
Россия10140228025613620082065,313,510
В-британия854921002910871322670-21,4-4,911
Бельгия65611726526768215496-3,1-19,913
Гонконг6027150610539317077111,8-11,814
Израиль4675113756416813994212,2-18,716
Тайвань3239791825421183241-40,3-56,818
Китай2649718983158109974-16,1-34,620
Сингапур189651278257987061-26,5-41,122
Канада983294798633218213,9-8,425
ЮАР3448974287882419,91,733
Примечание: объем — в тоннах, стоимость — в NOK 1000
ДВрыбинфоцентр
 
 
РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СОСЕДНЕЙ НОРВЕГИИ: ИЗУЧАЕМ ОПЫТ
Достигнутые Норвегией результаты по развитию марикультуры свидетельствуют о формировании принципиально нового подхода к созданию основы основ рыбной промышленности — устойчивой управляемой сырьевой базы.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ ОХРАНЫ В РЕТРОСПЕКТИВЕ
В течение последних месяцев уже неоднократно приходится сталкиваться с заявлениями высоких пограничных чинов о том, что погранвойска навели в экономзоне должный порядок. Но это — чистейшей воды выдумка.
Владимир ГОРШЕЧНИКОВ:
«МЫ ГОТОВЫ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ СТОЛЬКО ПОЛНОМОЧИЙ, СКОЛЬКО ГОСУДАРСТВО НАМ ПЕРЕДАСТ… »
 
 
Новости Далнего Востока
sign Администрации Камчатской области удалось доказать в правительстве, что испанские супертраулеры не должны вести промысел в Охотском море.
sign Представители Счетной палаты России закончили проверку последствий рыбных аукционов на полуострове Камчатка.
sign Приморский край лишился квот на вылов 29,2 тыс. т минтая.
sign На состоявшейся сессии Российско-Японской смешанной комиссии определены условия добычи лосося для японских рыбаков в экономической зоне Японии, а также квота на промысел лососей в 200-мильной зоне Росси.
sign C 27 по 29 марта в Петропавловске-Камчатском прошло совещание руководителей и ведущих специалистов Тихоокеанского и Северо-Восточного региональных управлений Федеральной пограничной службы (ФПС) России
sign Российские рыбаки перечислили в 2001 году в государственный бюджет и различные социальные фонды более 15 млрд рублей.
sign Верховный суд РФ отказался рассматривать жалобу...
новости из комитета
sign СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ ГК РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ
sign ПЕРЕСТАНОВКИ В АППАРАТЕ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ
sign ДО 2015 ГОДА ЗАПЛАНИРОВАНО ПОСТРОИТЬ 209 НОВЫХ СУДОВ
sign БЕЛОРУСИЯ БУДЕТ ЛОВИТЬ РЫБУ В РОССИИ
sign ОДНОЙ СТРОКОЙ
 
 
ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ:
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Доклад представителя Сахалинской областной Думы С. А. Пономарева на парламентских слушаниях в Москве
 
 
Г. СЕЛЕЗНЕВ:
«ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ»
 
 
НОРВЕГИЯ.
Вылов промысловых объектов в 2001 г.
НОРВЕГИЯ.
Экспорт морепродуктов в Японию в 2001 г.
Семга культивированная.
Норвежский экспорт по странам-импортерам в январе-октябре
2000-2001 гг.
 
 
ПРАВИЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ЕЖИ ВОСТОЧНОЙ КАМЧАТКИ
Морские ежи издавна добываются человеком. В водах Мирового океана в 90-х годах их общий вылов составил 55 тыс. т.
РЫБНЫЕ НОВОСТИ
sign Рыбная промышленность РФ в январе-феврале 2002 г. увеличила производство по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.
sign Очередные закрытые (только для российских участников) аукционы по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов пройдут 25 и 26 апреля на Европейско-Азиатской бирже.
sign Японские власти намерены полностью перейти на новую систему оформления импорта российских морепродуктов
sign Евросоюз обвалил приморский рынок минтая.
sign Значительное уменьшение в объемах добычи горбуши прогнозируют камчатские ученые.
sign Наиболее высокие темпы роста промышленного производства среди регионов Дальнего Востока в январе-феврале 2002 года зафиксированы в Хабаровском крае.
sign Благодаря искусственному разведению чавычи и кижуча, объемы стада лососевых, нерестящихся в реках западного побережья США, были значительно увеличены.
По материалам ДВрыбинфоцентра
• РЫНОК САППОРО.
прогноз цен и поставок морепродуктов в апреле 2002 г.
• СЕЛЬДЬ ИКРЯНАЯ
• ТОКИЙСКИЙ ОПТОВЫЙ РЫНОК
цены на 15 марта 2002 г.
• СУРИМИ.
производство на Хоккайдо в январе 2002 г.
• КРАБ-СТРИГУН.
продажи на оптовом рынке Сендай
• КРАБ.
импорт на Хоккайдо в январе 2002 г.
• РОССИЯ.
Аукционы квот
• НА ПРОШЕДШЕМ АУКЦИОНЕ КРАБ КОЛЮЧИЙ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ПОВЫШЕННЫМ СПРОСОМ
 
 
• ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений действующего законодательства
при распределении промышленных квот морских биоресурсов на 2002 год
• ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЯЛ КВОТЫ… НЕЗАКОННО
К такому выводу пришли два контролирующих органа одновременно — Контрольно-счетная палата и Прокуратура Камчатской области.
• ПРАВДА О САХАЛИНСКОЙ НЕФТИ
По материалам общественных слушаний в Южно-Сахалинске
 
 
В НОРВЕГИИ ПОДЕЛИЛИ РОССИЙСКИЙ ШЕЛЬФ
Аукционы — безнравственны
Такую позицию занимает верхняя палата парламента России.
 
 
ЕСТЬ ЛИ ОСЕТРЫ НА КАМЧАТКЕ?
глава из книги Алексея ТОКРАНОВА «О «бесчешуйном звере» и других обитателях камчатских вод»
ИНТЕРНЕТ- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
«СЕВЕРНАЯ ПАЦИФИКА: ОТ А ДО Я»
АНТУР
БМРТ — большой морозильный рыболовный траулер
БСТ — большой сейнер тунцеловный
ВОЛОСОЗУБ
ДЕНЬ МАЯКОВ
ЖЕМЧУГ
«КБОР»
Корсаковская база океанического рыболовства
КОШЕЛЕВА вулкан
МОРСКОЙ ЗВЕРОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
НАХОДКИНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ
ПОНОМАРЕВ Анатолий Андреевич
СТАВНОЙ НЕВОД
ХАКОДАТЭ
ЧИСТЯКОВ Петр Егорович
ЯРД
 
 
ВАС ТОПЯТ — ВЫ МОЛЧИТЕ!..
сейчас и проблема отдельного судна грозит стать уже роковой для всей отрасли
«ПОДАРОК» РЫБАКАМ ОТ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА...
УЧЕНЫЕ NASA СМОГЛИ ВЫРАСТИТЬ ФИЛЕ РЫБЫ ОТДЕЛЬНО ОТ НЕЕ САМОЙ
НЕТРАНСГЕННЫЙ «ФРАНКЕНФИШ»
НА ДНЕ ОКЕАНА ОБИТАЮТ ГИГАНТСКИЕ СПРУТЫ
ФОРУМ РАССМАТРИВАЕТ ПРОБЛЕМЫ БЕРИНГОВА МОРЯ
ШАГ ВПЕРЕД К РАЗВИТИЮ ЛОСОСЕВЫХ ФЕРМ
колонка ITAR-TASS
ЛОДКА ИЗ БУТЫЛОК
АКУЛЫ И СПИД
ПОВТОРИТ ЛИ ТУВАЛУ СУДЬБУ АТЛАНТИДЫ?
WWW.FIS.COM
В БРАЗИЛИИ ОБНАРУЖЕН НОВЫЙ ВИД РЫБ
ЧИЛИ: ЭКСПОРТ РЫБНОЙ МУКИ И РЫБЫ 2001 Г.
УЧЕНЫЕ РАСШИФРОВЫВАЮТ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОДЫ РЫБ
ПОЛЬША СОКРАЩАЕТ ФЛОТ НАПОЛОВИНУ
 Copyright © 2000–2002 ООО «Редакция «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

 
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом" IDGroup.ca — исследование канадского рынка товаров и услуг с учетом предложений и объективных возможностей российского производителя, экспортера  и  импортера почтовая подписка на «Тихоокеанский вестник» Почтовый Ящик Редакции