Архив «ТВ»
7(58), 4 апреля
 :  На главную  :
10 января 2002 24 января 2002 7 февраля 2002 21 февраля 2002 7 марта 2002 21 марта 2002 5 апреля 2002 18 апреля 2002 2 мая 2002 16 мая 2002 30 мая 2002 13 июня 2002 27 июня 2002 11 июля 2002 25 июля 2002 8 августа 2002 22 августа 2002 5 сентября 2002 19 сентября 2002 3 октября 2002 17 октября 2002 31 октября 2002 14 ноября 2002 28 ноября 2002 13 декабря 2002 26 декабря 2002  
       

Владимир ГОРШЕЧНИКОВ:

«МЫ ГОТОВЫ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ СТОЛЬКО ПОЛНОМОЧИЙ, СКОЛЬКО ГОСУДАРСТВО НАМ ПЕРЕДАСТ… »

 
Начавшаяся еще в декабре 1999 года в рыбацких регионах страны волна протестов против аукционной продажи квот постепенно все же привела к тому, что правительство объявило о предстоящих коррективах в своей политике как в отношениях с рыбаками, так и в организации системы распределения водных биологических ресурсов. В частности, побывав на Сахалине осенью минувшего года, министр экономического развития и торговли Герман Греф впервые публично заявил, что со временем аукционы прекратятся, а квоты начнут делить между собой сами рыбаки. Именно тогда страну облетело красноречивое признание инициатора аукционной продажи квот о том, кто же на самом деле эффективно и реально сможет устранить коррупцию в одной из ведущих отраслей экономики. Герман Греф, в частности, заявил по этому поводу: «Рыбаки сами себе взятки давать не будут… »
Что же изменилось за минувшие месяцы, насколько реальными оказались заявления члена правительства? Об этом — интервью с президентом ассоциаций рыбопромышленников Сахалина и рыбопромышленников Дальнего Востока, депутатом областной думы Владимиром ГОРШЕЧНИКОВЫМ.
 
— Помнится, комментируя «по горячим следам» памятное заявление Грефа, Вы справедливо заметили, что на переход к новой системе распределения квот потребуется время. Однако минуло уже более четырех месяцев, а ситуация, по мнению многих, только обостряется — на аукционы в нынешнем году выставлено даже большее количество ресурсов, чем в прошлом, в бюджет же страны от подобной продажи квот запланировано собрать около 7 миллиардов рублей. Из всего этого даже далекий от проблем рыбной промышленности россиянин может сделать вывод: по крайней мере до осени — то есть до того момента, как Государственная Дума России вновь приступит к рассмотрению бюджета следующего года, — вопрос о дальнейшем проведении или, наоборот, прекращении аукционов по продаже квот снят с повестки дня. Выходит, заявления представителей правительства в очередной раз оказались лишь сугубо политическим маневром, призванным ослабить продолжающиеся протесты рыбаков, депутатов, губернаторов приморских регионов и сенаторов Совета Федерации?
 
— Давайте начнем с того, что решение об аукционной продаже квот вообще было по сути своей политическим. Ведь и Герман Греф, и даже глава нашего правительства Михаил Касьянов неоднократно заявляли, что главной целью введения такой формы распределения водных биоресурсов является даже не пополнение бюджета, а — борьба с коррупцией. Проще говоря, аукционы должны были отсечь от «кормушки» некую политическую силу, а именно — тех государственных служащих, которые, используя свое положение в личных целях, наживались на самом процессе дележа национальных природных богатств. Именно поэтому, как я полагаю, и наши расчеты, и аргументы губернаторов и депутатов о том, что аукционы с экономической точки зрения абсолютно невыгодны ни государству, ни рыбакам, ни регионам, так и не были восприняты в правительстве.
Но если речь идет именно о политическом решении, то надо отдавать себе отчет в том, как именно оно реализуется. А здесь схема довольно проста и понятна каждому. Сначала определяется общая цель, к которой политик как бы прокладывает стратегическое направление, пользуясь определенными инструментами. Выглядит это примерно так же, как если бы капитан прокладывал маршрут своего судна к определенному порту. Так вот, когда курс определен, по нему начинает движение не только само государство, но и все, кем оно управляет и с кем взаимодействует — экономика, определенные регионы, общество и даже отдельные граждане. Затем, чтобы такое движение было непрерывным и поступательным, государством выстраивается целая цепочка тактических шагов, которые предпринимают не только правительство, но и вообще все участники движения. В этом смысле, например, известное многим постановление Правительства РФ № 1010 — это,в определенной мере, стратегическое решение. Ведь именно оно определило, по крайней мере на два года, сугубо тактические шаги, скажем, тех же министерств и ведомств — последовавшие в виде, например, издания приказа Госкомрыболовства о новой форме распределения квот, в виде соответствующих документов Минэкономразвития об организации и порядке проведения торгов на Европейско-Азиатской бирже и т.п.
Так вот, именно о смене стратегического направления и объявил Герман Греф осенью прошлого года. Цель, как он при этом подчеркнул, остается прежней — борьба с коррупцией. Однако движение к ней начнется по принципиально иному вектору, на протяжении которого предстоит сделать и принципиально иные тактические шаги. На смену аукционам должна прийти совершенно другая форма распределения квот — с помощью рыбацких объединений и ассоциаций. А ведь это — уже совершенно не рыночный механизм раздела ресурсов, за который на протяжении всего последнего времени и выступало Минэкономразвития. Словом, опять принято сугубо политическое решение, и именно это является главным для оценки того, как будут развиваться дела в отрасли в течение предстоящих нескольких лет, а возможно — и десятилетий.
Однако вы правы в том, что общая ситуация в отрасли и рыбацких регионах сегодня еще более обострилась. Мало того, что на аукционы переданы абсолютно все квоты на такие валютоемкие объекты, как краб, креветка и другие, так в нынешнем году сахалинские, например, рыбаки лишились еще и весьма значительных объемов ресурсов на такие традиционные промысловые объекты, как минтай, треска и сельдь. Из-за этого к лету на прикол может встать если не половина, то уж никак не менее трети нашего промыслового флота. Если же учесть, что нынешний год — еще и «неурожайный» на нерестовые подходы лосося, то перед тысячами рыбаков и рыбообработчиков Дальнего Востока маячит вполне реальная угроза массовой безработицы. Причем местные органы власти вряд ли смогут чем-то помочь нам в этой ситуации, поскольку и они от аукционной продажи квот несут немалый урон. Скажем, по расчетам специалистов администрации Сахалинской области, в прошлом году именно из-за аукционов местный бюджет недосчитался 50–60 миллионов рублей, а в нынешнем году эти потери могут возрасти более чем в три раза.
Понятно, что все это вызвало обоснованную тревогу и новую волну протестов со стороны самих рыбаков, профсоюзов и ряда губернаторов приморских территорий. Так, Приморский крайком профсоюза работников рыбного хозяйства обратился в Генеральную прокуратуру и Федеральную службу безопасности РФ с требованием привлечь к судебной ответственности Германа Грефа с весьма примечательной формулировкой — «за умышленное создание экономических условий, ведущих к разорению отечественных производителей рыбной продукции».Совет Федерации вновь направил президенту страны обращение с критикой аукционной продажи квот и призывом защитить интересы отечественных пользователей водных биоресурсов. И список подобных примеров можно продолжить.
Думаю, что именно последние наши общие действия и побудили правительство вновь вернуться к вопросу об аукционной продаже квот. По крайней мере, по имеющейся у нас информации, именно его собираются обсудить в правительстве нынешней весной с участием не только представителей Госкомрыболовства и Минэкономразвития, но и депутатов Госдумы, и сенаторов Совета Федерации, и губернаторов приморских территорий. Не исключено, что на этом заседании вновь удастся побывать и представителям рыбаков.
А поскольку к этому времени уже будут обобщены и проанализированы итоги годового распределения квот через аукционы, то, безусловно, мы получим новые аргументы в пользу их скорейшей отмены. И я, например, надеюсь, что правительство наконец-то примет давно назревшее решение.
 
— Но Вы уже участвовали в прошлом году в таком же заседании правительства, и итог его был неутешителен — аукционную продажу квот было решено продолжать. Что же в таком случае дает сегодня основания для надежд?
 
— Очередные и притом сугубо политические шаги самого инициатора аукционной продажи квот Германа Грефа. Выступая не столь давно на съезде Торгово-промышленной палаты Российской Федерации перед крупнейшими предпринимателями и политиками страны, он подчеркнул, что во взаимоотношениях правительства с бизнесом наступил новый этап. Министр экономического развития и торговли РФ прямо заявил, что правительство намерено передать целый ряд своих функций и полномочий так называемым саморегулируемым организациям.
А что такое саморегулируемая организация? Если судить, опять же, по высказываниям Германа Грефа, то это — системообразующее некоммерческое объединение, которое не только организационно сплачивает целую группу предпринимателей и предприятий, но еще и занимается решением ключевых для нее проблем либо в какой-то одной отрасли, либо даже в ряде отраслей. Причем, заявив это, министр экономического развития и торговли привел еще и весьма красноречивый пример того, где именно и какие функции и полномочия могут быть переданы правительством именно подобным саморегулируемым организациям.
Герман Греф, в частности, сказал: «Меня могут критиковать за то, что мы, с одной стороны, пытаемся убирать барьеры, с другой стороны, какие-то полномочия все больше возлагаем на плечи государственных организаций. К примеру, мы говорили об устранении излишних барьеров — вдруг начали квоты на рыбные ресурсы распределять на аукционах, здесь некоторое противоречие. Есть много разных аспектов, например, та же система лицензирования. Мы, к сожалению, не сумели уйти от всех барьеров в силу того, что целый ряд полномочий, которые сейчас осуществляются государством, невозможно сегодня передать как нерегулируемые. Мы готовы эти полномочия передать, если бы у нас была развита система саморегулируемых организаций… »
Примечательно, что в своем выступлении на съезде Торгово-промышленной палаты Герман Греф неоднократно возвращался к примеру с аукционной продажей квот. Объясняя, на какой еще положительный эффект рассчитывает государство, планируя передачу ряда функций и полномочий подобным общественным объединениям, он, в частности, заявил: «… Саморегулируемые организации — это ключик и для борьбы с коррупцией. Я назвал те же рыбные квоты, продажу рыбных квот на аукционах. Всем известно, что по разным экспертным оценкам до 1 миллиарда долларов вращалось в теневом обороте как всевозможные платежи за получение рыбных квот. Поэтому мы ввели процедуру аукционов и такой коррупционный момент устранили из этого процесса. Но должен честно сказать, что мы не видим перспектив у аукционного распределения квоты. Если участники рынка будут сами между собой распределять квоты, то некому будет давать взятки. Они сами установят правила распределения, сами будут следить за соблюдением этих правил и бессмысленно будет бороться друг с другом. Бессмысленно будет покупать друг у друга, они сами отследят социальную справедливость. Должен сказать, что это не выдумка России. Во всем мире такого рода ресурсы либо распределяются самими саморегулируемыми организациями, либо под их непосредственным контролем, либо с их участием… »
Итак, как видите, сегодня речь идет уже не только о передаче квот для раздела саморегулируемым организациям, но даже — о передаче им полномочий в сфере лицензирования, а проще говоря, в выдаче разрешений на определенные виды предпринимательской деятельности. Таким образом, после политических заявлений о смене стратегического направления в сфере раздела водных биоресурсов, последовало и заявление о сути уже второго тактического решения, которое, по-видимому, будет реализовано сначала ведомственным документом Минэкономразвития, затем — соответствующим постановлением Правительства. Более того, Герман Греф добавил, что готов уже сейчас определить сроки передачи и сферу полномочий, а в одну из весенних сессий правительство планирует внести на рассмотрение Госдумы России и законопроект о саморегулируемых организациях. Таким образом, возможно, уже в нынешнем году будет создано отдельное нормативно-правовое поле, внутри которого и начнут действовать все, кто имеет отношение, например, к распределению квот, к вылову водных биоресурсов и их переработке.
 
— А есть ли в рыбной отрасли те самые саморегулируемые организации, которым правительство может передать ряд своих нынешних полномочий и функций?
 
— С началом рыночных реформ в приморских регионах страны возникло немало подобных объединений, на деле доказавших, что они способны результативно отстаивать интересы рыбаков, активно взаимодействуя как с местными, так и с федеральными органами власти. Взять, к примеру, действующие уже не один год Ассоциацию рыбопромышленников Сахалина и Ассоциацию рыбопромышленников Дальнего Востока. Ведь уже сегодня мы реально участвуем в решении практически всех ключевых проблем рыбохозяйственного комплекса региона. Это — и определение общедопустимого улова (ОДУ) на научно-промысловых советах, и раздел бесплатных квот между объединениями и предприятиями области, и согласование списка новых субъектов рыбохозяйственной деятельности, и управление ходом сезонного промысла через штабы по проведению путин и многое другое. Мы участвуем и в тех направлениях деятельности рыбопромышленных предприятий, которые каждому определяются при лицензировании: это — соблюдение правил рыболовства и безопасности мореплавания, выполнение требований международных конвенций, подготовка стат- отчетности и тому подобное. Причем делается это всегда коллегиально, с учетом всего спектра мнений. Например, в Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, объединяющей более 120 различных предприятий и организаций, абсолютно все важные решения — будь то текущее распределение квот между нашими ассоциантами или позиция АРС в ходе предстоящих местных и общероссийских выборов — принимаются только после обсуждения на специально избранном самими же рыбаками управляющем органе — Совете нашей ассоциации.
Хотел бы особо подчеркнуть: практически, с самого начала своей деятельности ассоциации не замыкались в кругу сугубо отраслевых вопросов. Представители АРС, например, выступили инициаторами и разработчиками областных законопроектов о рыбохозяйственной деятельности, о воспроизводстве водных биоресурсов и ряда других, а руководство АРДВ готовило и направляло в Госдуму РФ и Совет Федерации свои предложения и поправки к федеральному закону о рыболовстве. Таким образом, наши ассоциации напрямую участвовали в формировании необходимого и государству, и рыбакам нормативно-правового поля. А это как раз и означает — во всяком случае по смыслу недавних заявлений Германа Грефа, — что именно наши ассоциации и являются теми самыми саморегулируемыми организациями, которые уже сегодня выстраивают тщательно продуманную, стройную и необходимую всем систему взаимоотношений между властью и бизнесом.
— В таком случае напрашивается вопрос: готовы ли рыбацкие объединения, вроде Ваших, взять на себя ту ношу, которую Герман Греф планирует передать саморегулируемым организациям ?
 
— Если говорить об Ассоциации рыбопромышленников Сахалина и Ассоциации рыбопромышленников Дальнего Востока, то ответ однозначен — да, мы готовы взять на себя столько полномочий, сколько государство нам передаст.
Говорить же от имени других я не только не уполномочен, но еще, откровенно говоря, и не готов. И, конечно же, не потому, что не знаю, как действуют такие объединения наших коллег на Дальнем Востоке или, например, на Северном бассейне страны. Мы регулярно обмениваемся информацией о своей работе и координируем действия при решении общеотраслевых вопросов. Так что мнения рыбаков страны по ключевым вопросам нам известны хорошо.
Проблема здесь, к сожалению, в другом. Во-первых, сама специфика отрасли всегда способствовала традиционной разобщенности рыбаков. Вспомните, как еще в советские времена капитаны промысловых судов ревниво охраняли свои секреты, стремясь добиться наивысших результатов на промысле. С приходом же рыночных отношений конкуренция началась уже не за то, кто получит больше премий или государственных наград, теперь главная цель — само существование, стабильное развитие конкретного рыбопромышленного предприятия или объединения. И в этом смысле аукционы по продаже квот лишь расширяют пропасть между нами, поскольку на подобных торгах мы начинаем бороться друг с другом, по сути дела, за покупку права на выход в море. Отсюда, кстати, и вполне прогнозируемые скачки цен на конкретные виды водных биоресурсов, выставляемые Минэкономразвития на продажу. Например, на последних мартовских аукционах в Москве стоимость квот на минтай и краба выросла в три раза. А куда, скажите, нам деваться, если каждый понимает: рыбак, потерявший право на выход в море, — уже не рыбак?..
Во-вторых, не каждое из отраслевых объединений, в силу объективных и субъективных причин, способно взять на себя решение тех вопросов, которые государство планирует нам передать. Проще говоря, они не только не имеют определенных законом прав решать конкретные вопросы, но еще и не обладают необходимым опытом работы внутри отрасли, развитой системой взаимоотношений с властными органами. Более того — еще и не каждое из отраслевых объединений готово отстаивать интересы рыбаков в явно непростом, а порой и вовсе остром диалоге с правительством. Чего уж греха таить: многие все еще предпочитают участвовать в таком диалоге в роли просителя, расчитывая получить какие-либо преимущества, дополнительные квоты и так далее. Но ведь государство-то передаст свои полномочия лишь тому, кто действительно готов к подобному повороту событий и способен взять на себя вполне конкретные обязательства по реализации этих самых полномочий. Так что, оценивая свои возможности, свою позицию в предстоящих переменах, каждый из нас должен припомнить и известную поговорку: взялся за гуж — не говори, что недюж…
 
— Получается, что и самим рыбакам уже сегодня надо готовиться к решениям, которые правительство примет для реализации новой стратегии в распределении ресурсов, в управлении отраслью и во взаимодействии с отраслевыми объединениями? С чего же, на Ваш взгляд, надо здесь начинать?
 
— Как и прежде — с объединения интересов, с объединения усилий. Именно такую задачу, кстати заметить, уже поставил перед сахалинскими рыбопромышленниками губернатор нашей области Игорь Фархутдинов. И мы уже высказали свои предложения в этой связи. Наверное, пришло время заключить между крупнейшими рыбопромышленными объединениями области отдельное соглашение о представительстве интересов всех сахалинских рыбаков в местных органах власти, в Госкомрыболовстве, в Минэкономразвития и других правительственных структурах. Причем, говорю сейчас даже не о представительстве общих интересов при распределении тех же квот. Квоты на нынешний год, в конце концов, между регионами либо уже поделены, либо будут распределены через те же аукционы. Речь — совсем о другом. Как только правительство приступит к реализации новой стратегии, мы должны быть готовы к передаче полномочий. А для этого, согласитесь, надо обосновать подобную готовность сахалинцев, предложить наш регион в качестве модельного, где можно приступить к внедрению новых форм взаимоотношений государства и отраслевых объединений, предъявить опробованную и четкую схему взаимодействия с местными органами власти и многое другое.
На первых порах эту ношу необходимо взять на себя какому-либо из наших объединений рыбопромышленников, поскольку ведь надо начинать эту и непростую, и рассчитанную явно не на один месяц работу. Впоследствии же, думаю, сахалинские рыбаки могли бы образовать и новое некоммерческое объединение или союз, устав которого должен полностью соответствовать положениям разрабатываемого сегодня федерального законопроекта о саморегулируемых организациях. Точно так же, думаю, имеет смысл начинать наше движение к единому представительству интересов и в рамках региона, в масштабах всей страны. Если, как любил говорить один известный политик, процесс пойдет, то, глядишь, к концу нынешнего года и все российские рыбаки будут готовы к тем изменениям, о которых в последнее время все чаще заявляют представители правительства.
Записал С. Сактаганов
 

В НОРВЕГИИ ПОДЕЛИЛИ РОССИЙСКИЙ ШЕЛЬФ

 
В Министерстве природных ресурсов подготовлены (и, видимо, в ближайшее время уже будут подписаны) документы о проведении конкурсов и аукционов на основе СРП (соглашения о разделе продукции) в рамках программы «Лицензирование шельфовых участков на 2002–2020 гг.». Два участка западно-камчатского шельфа — Облуковинский и Колпаковский (проект «Камчатка-1») — намечено выставить на торги уже в 2002 и 2003 годах. Что, видимо, весьма радует компанию «ЮКОС», которая — а это известно доподлинно — именно к этим участкам имеет трепетный интерес. Но Министерство природных ресурсов проявляет поразительную скромность и не спешит уведомить общественность о начале тотального наступления на шельф Охотского моря. Как, впрочем, и о том, что все полномочия по подготовке СРП передаются компании «Роснефть». Если еще недавно мы высказывали догадки, что участие «Роснефти» в разработке камчатского газа на самом деле ширма для ее нефтяных притязаний, то теперь этот факт становится очевидным.
То, что для Камчатской области пока является лишь угрозой (хотя, скорее всего, и неотвратимой), в Корякском автономном округе на глазах обретает очертания печальной реальности. Так, недавно губернатором округа В.А.Логиновым и президентом компании «Интернейшнл Петролеум» господином Робертом Максвеллом подписан Протокол о проведении геолого-разведочных работ на нефть и газ на территории КАО. Суть протокола в том, что канадская компания «СИ-И-ПИ» в прошлом году переработала имеющиеся геологические и геофизические материалы по нефтегазоносности территории округа в пределах лицензионных площадей Тигильского района, на которые у нее имеется право поисковых геолого-разведочных работ, в 2002 году продолжит изыскания с участка бассейна реки Воямполка, а в 2003 году — в районе села Хайрюзово. Общие объемы инвестиций составят около 30 миллионов канадских долларов.
При этом канадская компания до сих пор не представила данные об экологической экспертизе и оценке воздействия поисково-оценочных работ на окружающую среду. Но администрацию Корякии почему-то не тревожит столь пренебрежительное отношение к природоохранному законодательству — ладно бы только канадскому, но ведь и российскому. Цепочка стремительно развивающихся событий на Камчатке, конечно, не является стечением случайных обстоятельств. На нефтегазовые месторождения нашего шельфа давно (а в последнее время и предельно откровенно) с вожделением смотрят промышленники. Уже несколько лет они все активнее внедряются в регион. Но толчком ускорения, как считают дальневосточные экологи, послужил недавний двусторонний семинар в Норвегии, которому организаторы дали название «Возможности российского шельфового нефтегазового рынка».
Инициаторами проведения семинара с российской стороны выступили Министерство природных ресурсов и Минэкономразвития России, а с норвежской — Министерство нефти и энергетики, Норвежский нефтяной директорат (NPD) и Союз шельфовых нефтегазодобытчиков (INTSOK). Участие в семинаре приняли более 120 человек, в том числе представители субъектов Российской Федерации из Мурманской, Камчатской, Сахалинской областей и Корякского автономного округа, представители российских геофизических и нефтяных компаний («Роснефть», «ЮКОС», «Росшельф»), а также специалисты западных нефтяных компаний («Exxon Neftegas», «Shell», «Statoil» и др.). Собравшиеся в столице Норвегии поборники нефтяного освоения российского шельфа заслушали сообщения, касающиеся политики России в отношении западных инвестиций, обсудили действующие проекты СРП и перспективы недропользования на континентальном шельфе. Представители западных компаний отметили, что потенциальные углеводородные ресурсы континентального шельфа России огромны — по прикидкам некоторых специалистов, более 100 млрд т условного топлива. Поэтому их мнение сводится к тому, что раз уж такие масштабные проекты СРП, как «Сахалин-1» и «Сахалин-2», работают, уже сегодня стоит начинать вкладывать инвестиции в освоение углеводородных ресурсов на континентальном шельфе России. Разумеется, при этом они старательно умалчивают, на кого, собственно, работают указанные проекты СРП. И уж, конечно, ни в коем случае не намекают, что на иностранные компании, ставшие инвесторами уничтожения сахалинского шельфа, — но уж никак не на жителей Сахалинской области.
 
Татьяна ФЕДОРОВА,
«Новая Камчатская правда»
(По материалам ТИА «Острова»
Магаданского центра окружающей среды, этно-экологического информационного центра «Лач»)
 

Аукционы — безнравственны

Такую позицию занимает верхняя палата парламента России. Но обо всем по порядку.
С 18 по 24 марта на Камчатке в очередной раз работал сенатор верхней палаты Федерального Собрания от Камчатской области Лев Николаевич Бойцов. Как обычно, чтобы не тратить рабочее время на длительные перелеты между Камчаткой и столицей, Лев Николаевич прилетел в выходные, так же, на выходные, он планировал свои вылет в Москву. В первый рабочий день недели сенатор пригласил представителей местных СМИ на пресс-конференцию, на которой, помимо различных вопросов, очень много времени им было уделено рыбной промышленности.
Последние три недели перед прилетом на Камчатку Лев Николаевич много занимался именно этими во-просами. Он провел большую беседу с представителями камчатского рыбного бизнеса, находившимися в это время в Москве на последних аукционах, поэтому, можно сказать, владеет информацией на все 100%. Благодаря ему камчатские представители присутствовали на заседании комитета по делам Севера, а руководителю «АКРОСа» В.Б. Воробьеву даже удалось там высказать свое отношение к проводимым аукционам.
В целом мнение как комитета по делам Севера, так и верхней палаты парламента об аукционах сугубо отрицательное, и сейчас сенаторы ожидают, когда Президент даст им ответ на вопросы, касающиеся рыбной промышленности. Ориентировочно ответ должен поступить 26 марта, но Правительство, которое готовит материалы для ответа, всячески тянет время, и окончательный срок поступления его ответа может измениться.
Подобная деятельность правительства, когда оно месяцами готовит ответы Федеральному собранию, как отметил Лев Николаевич, является не единственным недостатком главного исполнительного органа страны. Серьезные нарекания со стороны Федерального Собрания вызывает вялая деятельность Правительства в вопросах годового прироста валового продукта. «Три процента в год против обещанных и запланированных 7–8 % — это не рост! Так мы через несколько лет отстанем от тех, кто плетется далеко позади нас», — сказал Л.Н. Бойцов. И если верхняя палата пока еще официально не выражает своего неудовольствия по данному вопросу, то Госдума готова к кардинальным действиям. Единственное, что ее пока сдерживает, это нейтральная позиция Президента.
После пресс-конференции мы попросили Льва Николаевича ответить на несколько интересующих нас вопросов.
 
Корр.: Лев Николаевич, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов для газеты «Тихоокеанский вестник».
Л.Б.: Во-первых, я очень благодарен вам за то, что я имею возможность в Москве читать вашу газету. Я ее штудирую от корки до корки, фломастером отмечаю самые интересные места, на что обратить внимание. И каждый раз кладу на стол председателя комитета по делам Севера и каждому члену комитета особенно те материалы, которые касаются рыбных ресурсов. Хотя они и не рыбники, но читают очень внимательно, поскольку эти вопросы касаются всех приморских территорий и северных тоже.
Я считаю, что данное сотрудничество нам нужно и в дальнейшем развивать, для того чтобы ваша газета способствовала успешной работе комитета по делам Севера.
 
Корр.: Спасибо за столь высокую оценку нашей деятельности. Лев Николаевич, а каково лично Ваше отношение к рыбным аукционам?
 
Л.Б.: Абсолютно отрицательное! Это делается вопреки мировой практике. Если уж пускать на аукционы, так исключительно экзотические ресурсы — и то в небольших количества, а о массовых, так сказать, народных объектах, таких как минтай, треска и сельдь, даже речи быть не может.
Что интересно, ведь рыбаки готовы платить деньги за ресурсы и спокойно внесли бы в бюджет запланированные 7 миллиардов рублей, если бы ресурсы продавались по фиксированным ценам. Но кому-то выгодно подогревать ажиотаж и, играя на низменных человеческих страстях, вздувать цены до заоблачных высот. На прошедшем аукционе минтай продавали по 900 с лишним долларов за тонну — при пороге рентабельности 200–250 долларов.
Что фактически покупали рыбаки? Рыбу? Нет, лицензию на браконьерство!
Кому это выгодно? Самим рыбакам? Нет! Стране? Безусловно, нет! А вот отдельные личности, конечно, погрели на этом руки.
А вы спрашиваете про отношение к аукционам. Еще раз повторю — ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ!
 
Корр.: А каково Ваше отношение к аукционам, проводимым на местах Камчатской администрацией?
 
Л.Б.: Во-первых, это не московские аукционы с их запредельными ценами. Здесь цены фиксированные и довольно умеренные. Опять же все происходит по двустороннему договору, руки никто никому не выкручивает. Я думаю, что этот процесс полностью находится в правовом поле.
Во-вторых, это просто необходимость, скажем так, суровая правда жизни. Иного источника для покупки топлива просто не было. Что было делать в данной ситуации? Замерзать? Окажись я на месте губернатора, возможно, поступил бы точно так же.
 
Корр.: Лев Николаевич, кстати, о губернаторском месте. Каково Ваше мнение по обсуждаемому в стране вопросу о том, что лучше — выбирать губернаторов или назначать?
 
Л.Б.: Назначать. Только назначать, если Вы говорите о Камчатской области. Скажу прямо, почему я такого мнения. Практически все регионы в России до-та-ци-он-ные! Камчатская область, как известно, входит в их число. Попробуйте взглянуть на этот вопрос со стороны. Ведь это просто смешно выглядит: «Дайте нам денег, а мы тут сами будем решать, куда и как их потратить».
Другой вопрос — это национальные республики в составе России. Попробуйте, например, назначить президента, допустим, в Татарстане. Тут, конечно, необходимо дать возможность народу сделать самостоятельный выбор. Но и с национальными республиками все не так однозначно. То есть в каждом конкретном субъекте Федерации этот вопрос необходимо рассматривать индивидуально. Решение, по моему мнению, находится в изменении избирательной системы. Например, установление 50 % порога для избираемого губернатора. Если кандидат сверхавторитетный и за него проголосовало не просто большинство, а более 50 % от всего населения, имеющего право голоса, понятно, что губернатор должен быть выборным. Ну а если нет — тогда пускай губернатора назначает Президент страны. А вообще, по этому вопросу — еще работать и работать.
 
Вопросы задавал А. Санеев
 
 
РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СОСЕДНЕЙ НОРВЕГИИ: ИЗУЧАЕМ ОПЫТ
Достигнутые Норвегией результаты по развитию марикультуры свидетельствуют о формировании принципиально нового подхода к созданию основы основ рыбной промышленности — устойчивой управляемой сырьевой базы.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОРСКОЙ ОХРАНЫ В РЕТРОСПЕКТИВЕ
В течение последних месяцев уже неоднократно приходится сталкиваться с заявлениями высоких пограничных чинов о том, что погранвойска навели в экономзоне должный порядок. Но это — чистейшей воды выдумка.
Владимир ГОРШЕЧНИКОВ:
«МЫ ГОТОВЫ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ СТОЛЬКО ПОЛНОМОЧИЙ, СКОЛЬКО ГОСУДАРСТВО НАМ ПЕРЕДАСТ… »
 
 
Новости Далнего Востока
sign Администрации Камчатской области удалось доказать в правительстве, что испанские супертраулеры не должны вести промысел в Охотском море.
sign Представители Счетной палаты России закончили проверку последствий рыбных аукционов на полуострове Камчатка.
sign Приморский край лишился квот на вылов 29,2 тыс. т минтая.
sign На состоявшейся сессии Российско-Японской смешанной комиссии определены условия добычи лосося для японских рыбаков в экономической зоне Японии, а также квота на промысел лососей в 200-мильной зоне Росси.
sign C 27 по 29 марта в Петропавловске-Камчатском прошло совещание руководителей и ведущих специалистов Тихоокеанского и Северо-Восточного региональных управлений Федеральной пограничной службы (ФПС) России
sign Российские рыбаки перечислили в 2001 году в государственный бюджет и различные социальные фонды более 15 млрд рублей.
sign Верховный суд РФ отказался рассматривать жалобу...
новости из комитета
sign СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ ГК РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ
sign ПЕРЕСТАНОВКИ В АППАРАТЕ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА РФ
sign ДО 2015 ГОДА ЗАПЛАНИРОВАНО ПОСТРОИТЬ 209 НОВЫХ СУДОВ
sign БЕЛОРУСИЯ БУДЕТ ЛОВИТЬ РЫБУ В РОССИИ
sign ОДНОЙ СТРОКОЙ
 
 
ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ:
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Доклад представителя Сахалинской областной Думы С. А. Пономарева на парламентских слушаниях в Москве
 
 
Г. СЕЛЕЗНЕВ:
«ЮЖНЫЕ КУРИЛЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ»
 
 
НОРВЕГИЯ.
Вылов промысловых объектов в 2001 г.
НОРВЕГИЯ.
Экспорт морепродуктов в Японию в 2001 г.
Семга культивированная.
Норвежский экспорт по странам-импортерам в январе-октябре
2000-2001 гг.
 
 
ПРАВИЛЬНЫЕ МОРСКИЕ ЕЖИ ВОСТОЧНОЙ КАМЧАТКИ
Морские ежи издавна добываются человеком. В водах Мирового океана в 90-х годах их общий вылов составил 55 тыс. т.
РЫБНЫЕ НОВОСТИ
sign Рыбная промышленность РФ в январе-феврале 2002 г. увеличила производство по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.
sign Очередные закрытые (только для российских участников) аукционы по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов пройдут 25 и 26 апреля на Европейско-Азиатской бирже.
sign Японские власти намерены полностью перейти на новую систему оформления импорта российских морепродуктов
sign Евросоюз обвалил приморский рынок минтая.
sign Значительное уменьшение в объемах добычи горбуши прогнозируют камчатские ученые.
sign Наиболее высокие темпы роста промышленного производства среди регионов Дальнего Востока в январе-феврале 2002 года зафиксированы в Хабаровском крае.
sign Благодаря искусственному разведению чавычи и кижуча, объемы стада лососевых, нерестящихся в реках западного побережья США, были значительно увеличены.
По материалам ДВрыбинфоцентра
• РЫНОК САППОРО.
прогноз цен и поставок морепродуктов в апреле 2002 г.
• СЕЛЬДЬ ИКРЯНАЯ
• ТОКИЙСКИЙ ОПТОВЫЙ РЫНОК
цены на 15 марта 2002 г.
• СУРИМИ.
производство на Хоккайдо в январе 2002 г.
• КРАБ-СТРИГУН.
продажи на оптовом рынке Сендай
• КРАБ.
импорт на Хоккайдо в январе 2002 г.
• РОССИЯ.
Аукционы квот
• НА ПРОШЕДШЕМ АУКЦИОНЕ КРАБ КОЛЮЧИЙ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ПОВЫШЕННЫМ СПРОСОМ
 
 
• ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений действующего законодательства
при распределении промышленных квот морских биоресурсов на 2002 год
• ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЯЛ КВОТЫ… НЕЗАКОННО
К такому выводу пришли два контролирующих органа одновременно — Контрольно-счетная палата и Прокуратура Камчатской области.
• ПРАВДА О САХАЛИНСКОЙ НЕФТИ
По материалам общественных слушаний в Южно-Сахалинске
 
 
В НОРВЕГИИ ПОДЕЛИЛИ РОССИЙСКИЙ ШЕЛЬФ
Аукционы — безнравственны
Такую позицию занимает верхняя палата парламента России.
 
 
ЕСТЬ ЛИ ОСЕТРЫ НА КАМЧАТКЕ?
глава из книги Алексея ТОКРАНОВА «О «бесчешуйном звере» и других обитателях камчатских вод»
ИНТЕРНЕТ- ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
«СЕВЕРНАЯ ПАЦИФИКА: ОТ А ДО Я»
АНТУР
БМРТ — большой морозильный рыболовный траулер
БСТ — большой сейнер тунцеловный
ВОЛОСОЗУБ
ДЕНЬ МАЯКОВ
ЖЕМЧУГ
«КБОР»
Корсаковская база океанического рыболовства
КОШЕЛЕВА вулкан
МОРСКОЙ ЗВЕРОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
НАХОДКИНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ
ПОНОМАРЕВ Анатолий Андреевич
СТАВНОЙ НЕВОД
ХАКОДАТЭ
ЧИСТЯКОВ Петр Егорович
ЯРД
 
 
ВАС ТОПЯТ — ВЫ МОЛЧИТЕ!..
сейчас и проблема отдельного судна грозит стать уже роковой для всей отрасли
«ПОДАРОК» РЫБАКАМ ОТ ГОСКОМРЫБОЛОВСТВА...
УЧЕНЫЕ NASA СМОГЛИ ВЫРАСТИТЬ ФИЛЕ РЫБЫ ОТДЕЛЬНО ОТ НЕЕ САМОЙ
НЕТРАНСГЕННЫЙ «ФРАНКЕНФИШ»
НА ДНЕ ОКЕАНА ОБИТАЮТ ГИГАНТСКИЕ СПРУТЫ
ФОРУМ РАССМАТРИВАЕТ ПРОБЛЕМЫ БЕРИНГОВА МОРЯ
ШАГ ВПЕРЕД К РАЗВИТИЮ ЛОСОСЕВЫХ ФЕРМ
колонка ITAR-TASS
ЛОДКА ИЗ БУТЫЛОК
АКУЛЫ И СПИД
ПОВТОРИТ ЛИ ТУВАЛУ СУДЬБУ АТЛАНТИДЫ?
WWW.FIS.COM
В БРАЗИЛИИ ОБНАРУЖЕН НОВЫЙ ВИД РЫБ
ЧИЛИ: ЭКСПОРТ РЫБНОЙ МУКИ И РЫБЫ 2001 Г.
УЧЕНЫЕ РАСШИФРОВЫВАЮТ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОДЫ РЫБ
ПОЛЬША СОКРАЩАЕТ ФЛОТ НАПОЛОВИНУ
 Copyright © 2000–2002 ООО «Редакция «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

 
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом" IDGroup.ca — исследование канадского рынка товаров и услуг с учетом предложений и объективных возможностей российского производителя, экспортера  и  импортера почтовая подписка на «Тихоокеанский вестник» Почтовый Ящик Редакции