Выдержки
из Отчета Счетной палаты РФ
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОВЕРКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЕННОЙ НА ОСНОВЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ СУБЪЕКТАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ В ЧАСТИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, А ТАКЖЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ «САХАЛИН-1» И «САХАЛИН-2»
VI. ВЫВОДЫ:
1. В части соответствия федеральному законодательству порядка заключения и положений Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2»:
Правительство Российской Федерации заключило Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» с нарушениями норм статей 13 и 17 действующего при их подписании Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
В нарушение ст. 13 указанного закона конкурсы на право пользования недрами на условиях Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не проводились. Таким образом, подписание Минтопэнерго России (в качестве представителя государства) Соглашений «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» является неправомочным действием органа госу-дарственной власти.
Соглашения о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в нарушение ст. 10 Закона Российской Федерации «О недрах» и ст. 40 Закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», действующих на момент заключения данных Соглашений, фактически являются бессрочными.
В соответствии с положениями Соглашения «Сахалин-2» таможенные органы Российской Федерации, а также государственные органы, на которые возложен контроль за охраной окружающей природной среды, должны руководствоваться не нормами законодательства Российской Федерации, а положениями данного Соглашения.
Предусмотренное Соглашениями о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» исключение из общей суммы платежей в бюджеты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов на углеводороды за период добычи предполагаемого в соответствии с условиями Соглашений объема нефти снижают расчетные поступления в бюджет в среднегодовом исчислении на сумму 1875 млн долларов США, а за весь период на 61692 млн долларов США, в том числе в федеральный бюджет 51766,7 млн долларов США.
Тем не менее в соответствии с нормой ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» Соглашения «Сахалин-1» и «Сахалин-2» введены в действие и подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.
2. В части обеспечения прав и интересов Российской Федерации:
2.1. В Соглашениях не предусматривается утверждение годового отчета об исполнении программ работ и смет затрат, отсутствуют реальные ограничения на состав и объем затрат, возмещаемых российским сырьем.
В Соглашении «Сахалин-1» отсутствует требование о проведении ежегодного аудита, не определена номенклатура возмещаемых затрат.
2.2..В Соглашениях «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в недостаточной мере учтены интересы государства по вопросам экологии, недропользования, обеспечения поступления средств в бюджеты, а также государственного контроля.
2.3. Вопреки Положению о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденному постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. № 588 и от 13 августа 1998 г. № 950, Министерство природных ресурсов Российской Федерации как государственный орган управления государственным фондом недр не осуществляет контроль за недропользователями при реализации Соглашений раздела продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
2.4. Правительством Российской Федерации не решены вопросы пересмотра действующих нормативных актов природоохранных органов, пограничной, таможенной и налого-вой служб с учетом положений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
2.5. Со стороны Правительства Российской Федерации отсутствует контроль за выполнением условий Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и за учетом добытого углеводородного сырья по объемам.
2.6. Не решаются в полной мере задачи, поставленные перед Комиссией Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции (определение и решение вопросов по упорядочиванию различных согласовании, разрешений, одобрений и заключений, включая вопросы Госэкспертизы по техническим, экономическим и экологическим проблемам). Указанной Комиссией не решены проблемы, связанные с порядком возврата таможенных платежей и НДС.
2.8. Совет представителей уполномоченного государственного органа (Соглашение «Сахалин-1») и наблюдательный совет (Соглашение «Сахалин-2») не осуществляют в полном объеме функции по защите интересов Российской Федерации, предусмотренные данными Соглашениями:
уполномоченный государственный орган до ноября 1998 года не провел ни одного заседания, а согласование ежегодных смет расходов и программ работ производилось только путем переписки, а также не обеспечил выполнение требований к оператору проекта по ведению бухгалтерского учета на русском языке, наличию первичных документов в офисе города Южно-Сахалинска, не настоял на проведении ежегодных аудиторских проверок;
в состав уполномоченного государственного органа не включены представители Минфина России, федеральных налоговых органов, а также специалисты, владеющие международной практикой в области бухгалтерского учета и финансово-экономической деятель-ности;
наблюдательный совет не обеспечил предоставление оператором Соглашения «Сахалин-2» отчетов о финансовой деятельности в соответствии с условиями Соглашения и российским законодательством.
2.9. Не было проведено ни одного заседания Межведомственной рабочей группы по защите интересов российских предприятий в конкурсах и тендерах на осуществление подрядных работ и услуг, образованной 29 декабря 1997 года решением Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализа-ции соглашений о разделе продукции.
2.10. Минтопэнерго России недостаточно эффективно проводит работу по созданию информационной базы потенциальных российских подрядчиков. Информация создается не по всей номенклатуре продукции и услуг, использование которых возможно при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
2.11. Сторонами Соглашений не обеспечивается безусловная конкурсность при определении подрядчиков по Соглашениям «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (приобретение оборудования и услуг). Исходные процедуры заключения подрядных контрактов (проект «Сахалин-1») и порядок организации материально-технического снабжения и подрядных работ (проект «Сахалин-2») содержат требования, в соответствии с которыми договоры на подрядные работы должны заключаться исключительно на конкурсной основе.
В то же время за III квартал 1997 года из 35 заключенных компанией «Сахалин Энерджи» договоров 23 были заключены без конкурса, причем большинство из них с иностран-ными подрядчиками.
2.12. Требования к процедуре конкурса (на поставщиков, контракты и заказы) и его победителя определяет инвестор. Выбор подрядчика проводится при отсутствии требований к тому, чтобы конкурс проводился по одному переменному параметру при всех прочих жестко фиксированных граничных условиях, либо по нескольким переменным параметрам, но при наличии единой формулы (с весовыми коэффициентами по каждому переменному параметру), сводящей переменные конкурсные параметры к скаляру. Подобный подход создает легитимную возможность для принятия произвольных решений на любом этапе конкурса.
2.13. Операторы Соглашений не обеспечивают 70-процентный уровень участия российских производителей товаров и услуг. Оператор Соглашения «Сахалин-2» рассматривает это требование лишь применительно ко всему сроку реализации проекта, что при фактической бессрочности проекта освобождает оператора от выполнения данного обязательства.
5. В части поступления российской стороне бонусов и других платежей при реализа-ции Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2»:
5.1. Согласно п. 2 Договора от 7 апреля 1997 года между Правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области о распределении российской доли доходов при реализации Соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2» федеральная часть каждого бонуса составляет 40 процентов от его суммы. Такое распределение противоречит ст. 42 Закона «О недрах» оно соответствует платежам за пользование недрами территориального моря, в то время как 30-40% территории Пильтун-Астохского месторождения принадлежит континентальному шельфу Российской Федерации, а платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации полностью поступают в федеральный бюджет.
В соответствии со ст. 42 Закона «О недрах» платежи за пользование недрами должны представлять комбинацию платежей за пользование недрами территориального моря и платежей за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации. Заключение указанного Договора привело к снижению суммы бонусов, причитающейся федеральному бюджету за период с момента вступления в силу Соглашения «Сахалин-2» до момента освоения Пильтун-Астохского месторождения, не менее чем на 2,7 млн долларов США.
5.2. Минтопэнерго России с согласия и при попустительстве Минфина России нецелевым образом использовало бюджетные средства, приходящиеся на долю Российской Фе-дерации, в том числе в интересах коммерческих банков. Проведенные перечисления платежей организациям Минтопэнерго России и частично на счета администрации Сахалинской области являются незаконным изъятием средств федерального бюджета, которые подлежат возврату. Ущерб федеральному бюджету оценивается не менее чем в 19,7 млн долларов США.
Нефтегазовая Вертикаль
БАШКОРТОСТАН БУДЕТ ДОБЫВАТЬ НЕФТЬ НА ШЕЛЬФЕ САХАЛИНА
«Альфа-Эко» и правительство Башкирии подписали соглашение о сотрудничестве, в котором обговаривалось также и участие «Башнефти» в изучении Пограничного участка, расположенного вблизи перспективного проекта «Сахалин-6», а впоследствии и в его разработке. Совместная разработка сахалинской нефти «Альфа-Эко» и «Башнефтью», контрольный пакет акций которой находится у Башкирии, предусмотрена генеральным соглашением о сотрудничестве между правительством Башкирии и трейдерской компанией. Кроме того, «Альфа-Эко» взяла на себя обязательства по поставке давальческой нефти на нефтехимические заводы республики и ежегодному экспорту около 1 млн т башкирских нефтепродуктов. Срок действия соглашения 5 лет.
На Сахалине у «Альфа-Эко» уже есть плацдарм ЗАО «Петросах», 95% акций которого были выкуплены в 2000 г. у арабской компании Nimir Petroleum. «Петросах» уже несколько лет ведет добычу нефти на месторождении Окружном, запасы которого оцениваются в 4 млн т. А в начале этого года «Петросах» получило лицензию на геологическое изучение участка «Пограничного», извлекаемые запасы двух структур которого Рымникской и Керосинной оцениваются в 80 млн т углеводородов. Лицензия «Петросаху» выдана на условиях коммерческого риска. А это означает, что если на этом участке будет подтверждено наличие нефти, то компания получит право на его разработку на бесконкурсной основе. Источник в правительстве Башкортостана сообщил, что не исключается возможность того, что «Башнефть» выступит совладельцем «Петросаха» или новой компании по добыче углеводородов на Сахалине. Как отметил высокопоставленный источник в «Альфа-Эко», «будущее сотрудничество с «Башнефтью» может строиться как на оказании сервисных услуг по бурению и проведению геологической разведки месторождений Сахалина, так и на продаже доли в «Петросахе» или создании новой компании». Однако, по его словам, пока участие «Башнефти» в капитале добывающей компании не обсуждается.
Приступить к началу геологоразведочных работ планируется уже в мае этого года.
Разработка начнется со структуры Керосинной.
ОТКРЫЛСЯ СЕМИНАР
23 апреля в Южно-Сахалинске начал работу семинар «Охрана окружающей среды при разработке морских нефтегазовых месторождений».
Его организаторы администрация области, американский бизнес-центр, штат Аляска; спонсоры рабочая группа «Сахалин-Аляска», «Сахалинская Энергия», «Эксон» и «Бритиш Петролеум». В работе семинара участвуют представители: федеральной службы по управлению минеральными ресурсами США, губернаторства Аляски, департамента окружающей среды штата Аляска, администрации Сахалинской области, областного департамента по освоению минерально-сырьевых ресурсов, компаний «Тесоро Аляска Петролеум», «Би Пи», «Сахалинская Энергия», «Эксон», а также сахалинские ученые и представители экологических организаций. В первый день работы директор регионального отделения федеральной службы по управлению минеральными ресурсами США Джон Голл дал общий обзор регулирования работ на нефтегазовых месторождениях Аляски, Гленн Грей рассказал о программах продажи лицензий на аренду, разведку и разработку месторождений, об управлении прибрежной зоной и участии в этих процессах общественности штата.
СИТУАЦИЯ ВОКРУГ ГАЗОПРОВОДА
ОАО «Роснефть Сахалинморнефтегаз», по всей вероятности, будет участвовать в строительстве газопровода Соболево Петропавловск-Камчатский протяженностью 400 км. В конце прошлой недели губернатор Камчатской области Михаил Машковцев и президент НК «Роснефть» Сергей Богданчиков подписали соглашение о намерениях по его строительству. Об этом, как передает ТИА «Острова», сообщил заместитель генерального директора «РН СМНГ» по науке, директор института «СахалинНИПИморнефть» Владимир Астафьев. По его данным, строительство газопровода уже началось, Сергей Богданчиков и вице-президент «РН» Степан Землюк тщательно осмотрели предполагаемую трассу объекта с вертолета. Строительные работы руководство Камчатской области планирует завершить к 2003 году. В какой роли будут выступать «Роснефть» и ее «дочка» акционерами или инвесторами объекта пока не определено. Этот вопрос будет решен в ходе дальнейших переговоров с руководством области. Возможно, строительством газопровода займется дочернее предприятие «РН СМНГ» «Сахалинморнефтемонтаж». Предполагаемая сумма капиталовложений в данный объект более 200 млн долларов.
Как пояснил В. Астафьев, «голубое топливо» будет поступать в Петропавловск-Камчатский с сухопутных месторождений, запасы которых оцениваются в 8–12 млрд кубометров газа. При ежегодной потребности топливно-энергетического комплекса Камчатской области в почти млрд куб. м. газа ресурсной базы явно недостаточно, поэтому области необходимо вести поисково-разведочные работы на Западно-Камчатском шельфе, считает В. Астафьев. По его словам, геологи утверждают, что основная база ресурсов находится именно на шельфе, а не на суше.
УЧАСТИЕ ЮЖНОЙ КОРЕИ В РАЗРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
На заседании российско-корейского комитета по сотрудничеству в области энергетики и природных ресурсов, которое состоялось 9–10 апреля в Сеуле, был обсужден вопрос о возможности участия Республики Корея в проектах разработки природных ресурсов на территории Восточной и Западной Сибири и российского Дальнего Востока. В частности, имелась в виду область геологической доразведки и освоения Юрубчено-Тахомской зоны нефтегазонакопления и группы сопредельных месторождений на севере Западной Сибири и северо-западе Красноярского края.
ИА ФИНМАРКЕТ
|