Архив «ТВ»
4(55), 21 февраля
 :  На главную  :
10 января 2002 24 января 2002 7 февраля 2002 21 февраля 2002 7 марта 2002 21 марта 2002 5 апреля 2002 18 апреля 2002 2 мая 2002 16 мая 2002 30 мая 2002 13 июня 2002 27 июня 2002 11 июля 2002 25 июля 2002 8 августа 2002 22 августа 2002 5 сентября 2002 19 сентября 2002 3 октября 2002 17 октября 2002 31 октября 2002 14 ноября 2002 28 ноября 2002 13 декабря 2002 26 декабря 2002  
       

Первое знакомство с новым КоАП

 
В двух предыдущих номерах мы опубликовали статьи нового кодекса об административных правонарушениях, которые регламентируют действия таких контролирующих рыбный промысел государственных органов, как рыбоохрана и пограничники. В данной публикации рассматриваются общие вопросы введения в действие нового кодекса.
 
Причин для принятия этого документа достаточно много. Главное, конечно, то, что мы сейчас живем в другой стране, в которой по сравнению с 1984 годом — годом принятия нынешнего КоАП — действует другая конституция и другие законы. За последние годы в кодекс было внесено огромное количество поправок, которые по объему были, пожалуй, сравнимы с самим документом.
Экономические процессы — инфляция, деноминация и т.д., — происходящие в стране, внесли большой хаос в обоснованность и соразмерность санкций, применяемых в качестве наказания за различные правонарушения. Оставшиеся неизменными с 1984 года нормы предусматривают сейчас чисто символические санкции, а нормы, введенные в последние годы, наоборот, имеют «драконовские» санкции. К примеру, нормы об ответственности за нарушение Правил дорожного движения и правил торговли были значительно ужесточены (штрафы до 100 минимальных размеров оплаты труда — МРОТ). А ответственность за экологические нарушения оставалась прежней (штраф за нарушение правил рыболовства составлял до 1 МРОТ). В новом кодексе это несоответствие исправлено. И сейчас гражданин за нарушение Правил дорожного движения, например управление автомобилем в нетрезвом состоянии, может быть оштрафован не более чем на 20 МРОТ и лишен прав на 1 год (по действующему до 1 июля кодексу за это лишали прав на 3 года). А за нарушение правил рыболовства штрафы увеличены до 15 МРОТ.
Еще одно основание для введения нового кодекса. Как известно, статья 72 пункт «к» относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов административное и административно-процессуальное законодательство. Используя это право, с 12 декабря 1993 года — дня принятия Конституции — субъекты Федерации приняли такое огромное количество законов об административной ответственности, противоречащих федеральному законодательству, что некоторые субъекты буквально превращаются в этакие «удельные княжества», в которых разве что работорговля не узаконена. Работа по исправлению этих недостатков отнимает у органов прокуратуры и Минюста все больше и больше времени. То есть одни принимают законы, другие их опротестовывают и отменяют, а в конечном итоге выходит нулевой результат — страна по некоторым проблемным вопросам живет в правовом вакууме.
Эти и ряд других моментов заставили законодателей разработать и принять новый кодекс. В отличие от старого, который защищал интересы государства, в новом кодексе приоритеты смещены в сторону защиты прав граждан. Защите этих прав полностью посвящена большая глава об ответственности за нарушение избирательных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов граждан.
Отдельные главы посвящены экологическим правонарушениям, правонарушениям в области информации, торговли, общественной безопасности и защите других конституционных прав граждан. Учитывая требования Конституции и Европейской конвенции о правах человека и гражданина, детально разработана процессуальная часть КоАП, это сделано для того, чтобы гарантировать права как потерпевших, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Согласно КоАП любое постановление об административных правонарушениях, кем бы оно ни было принято, может быть обжаловано, опротестовано в вышестоящих судебных инстанциях. В качестве защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, может участвовать не только адвокат, но и любое лицо, имеющее высшее юридическое образование. Тенденция к смещению приоритетов от защиты прав государства к защите прав гражданина очень хорошо прослеживается по увеличению объема процессуальных вопросов, которым посвящено почти в два раза больше статей, чем было в старом кодексе.
Санкции, применяемые за совершение различных административных правонарушений, также претерпели существенные изменения. Так, из применяемых санкций исключены исправительные работы, которые, по существу, являются разновидностью штрафа с рассрочкой. В кодексе появился новый вид санкции — дисквалификация, т.е. лишение права занимать управленческие функции на срок от шести месяцев до пяти лет. Эта санкция применяется за такие правонарушения, как фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом, совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий.
Те правонарушения, за которые остались мизерные штрафные санкции, максимальные пределы штрафов увеличены. Но при этом смягчены слишком жесткие санкции, принятые в последние годы. Это соответствует принципам справедливости наказания и его соразмерности совершенному проступку. Здесь решение принималось исходя из того, что штрафы должны быть строгими, но не разорительными. По общему правилу предельные размеры штрафов установлены: для граждан — до 25 МРОТ, для должностных лиц и частных предпринимателей — до 50 МРОТ (сейчас максимальные штрафы для граждан и должностных лиц равны 100 МРОТ), для юридических лиц — до 1000 МРОТ.
Лишение специальных прав (в том числе за нарушение Правил дорожного движения) в новом кодексе снижено на год. В старом кодексе максимальный срок лишения прав был до трех лет, в новом, максимальный срок — два года.
Хочется сказать несколько слов о таком очень актуальном для рыбаков виде административного наказания, как конфискация орудий и предметов, оказавшихся непосредственными объектами правонарушений. Если в старом кодексе это принадлежащее только суду право логически вытекало из ряда статей и многие представители контролирующих органов «включали дурака» и делали вид, что не понимают этого, то в новом кодексе это гарантированное Конституцией право записано абсолютно недвусмысленно. Это, безусловно, не гарантирует граждан от того, что вороватые чиновники из контролирующих органов смирятся с законом и не попробуют найти лазейки для пополнения собственных карманов за счет рыбацкого труда, но это тема отдельного большого разговора, к которому мы еще вернемся на страницах нашей газеты. Кроме того, такие санкции, как возмездное изъятие орудий и предметов, оказавшихся непосредственными объектами правонарушений, дисквалификация, административный арест, административное выдворение за пределы РФ по новому КоАП могут назначаться только судьей.
Ну и, наверное, самое главное, касаемо конфискаций: самая тяжелая статья для закононепослушных рыбаков — статья 84.5 практически отменена. Почему практически? Потому что по ныне действующему кодексу вторая часть этой статьи предусматривала безальтернативную санкцию — конфискация судна (естественно судом). И таких судов-нарушителей конфисковано на Дальнем Востоке не один десяток. То есть достаточно было какой-либо контролирующей службе более часа вяло преследовать судно-нарушитель, затем, остановив его, составить протокол о нарушении, после чего, отдав протокол с прочими документами в суд, можно было смело просить последний конфисковать судно. И суд удовлетворял эти просьбы, поскольку ничего другого сделать не мог, так как за подобное нарушение была предусмотрена следующая санкция: « наложение штрафа в размере от двух до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения». С 1июля за подобные нарушения статья 19.4 предусматривает максимальное наказание — штраф до 150 МРОТ.
К одной из актуальнейших новаций вводимого с 1 июля кодекса необходимо отнести то, что теперь штрафные суммы должны поступать только в бюджет, а не в ведомственные кормушки различных контролирующих органов. Заслугу за введение этого новшества, пусть не в полной мере, но все-таки могут приписать себе и СМИ, которые неоднократно (как центральные, так и региональные) заслуженно критиковали порочную практику отчисления взысканных административных штрафов в так называемые «фонды развития» и на лицевые счета контролирующих ведомств, правомочных налагать штрафы, по сути являющиеся обычными поборами, которые народ называл «государственным рэкетом». Для примера можем назвать выступления на данную тему только «Российской газеты». Это статьи «Подайте чиновнику на «Мерседес», «Экологический рэкет» и ряд других. Наличие данной возможности безнаказанно пополнять свои карманы явно не способствовало объективному, справедливому разрешению дел об административных правонарушениях. Более того, эти органы лоббируют установление в законодательстве как можно больших штрафных санкций, а у чиновников появляются побудительные мотивы к погоне за взысканием штрафов по максимуму для увеличения собственного благосостояния.
Отмена всех этих поборов станет гарантией от лоббирования драконовских штрафов, а также от необъективности при разрешении определенных дел об административных правонарушениях.
В новом кодексе решен вопрос о «удельно-княжеском» законотворчестве.
В нем четко закреплено правило о том, что все нормы об административных правонарушениях на федеральном уровне должны включаться в кодекс, а нормы субъектов Федерации должны приниматься только в форме законов.
На основании статьи 72 Конституции Российской Федерации в статье 1.3 КоАП указано разграничение компетенции Федерации и ее субъектов. Так к ведению Федерации относится установление:
— общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях,
— перечня видов административных взысканий и правила их применения,
— административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в т.ч. норм об ответственности за нарушение требований федеральных законов,
— порядка производства и установления мер обеспечения (задержания, осмотра, выемки и т.д.),
— порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.
Правовое регулирование в сфере ответственности за административные правонарушения, находящееся вне пределов ведения Федерации, осуществляется законами субъектов Федерации.
В новом КоАП все нормы об административной ответственности на федеральном уровне сведены воедино, а не разбросаны по большому числу федеральных законов.
В целях удобства пользования данным правовым актом в кодексе каждая глава имеет собственную нумерацию, а не сквозную, от начала и до конца, как в старом.
Как уже говорилось, в действие новый КоАП вступит с 1 июля 2002 г.
 
Александр НИКОЛАЕВ
 

КАМЧАТКА ГОТОВИТСЯ К РЕФЕРЕНДУМУ

 
Терпение рыбаков и их представителей подошло к концу: они прекрасно понимают, что существование рыбной отрасли на полуострове, а значит и существование самого полуострова как территории области со своей промышленностью находится под угрозой. В настоящее время из представителей рыбацких коллективов, депутатов местного законодательного собрания, активных жителей области начинает формироваться инициативная группа для проведения референдума Камчатской области по вопросам, касающимся рыбной отрасли.
Что такое референдум и для чего его проводят? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в Конституции Российской Федерации, а также законах, изданных в ее исполнение.
Вообще, в переводе с латыни, слово референдум обозначает — то, что должно быть сообщено. В социологии под референдумом понимается выявление мнения населения (посредствам голосования или опроса) по особо важному государственному, общественно важному вопросу. В Конституции Российской Федерации, пункте 3 статьи 3 по этому поводу сказано следующее: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». По территориальному признаку референдум различают как референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум. Понятие о том, что обозначает каждый из эти трех терминов дано в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ. Конкретно там сказано следующее:
«Референдум — (местный референдум) — голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований;
Референдум Российской Федерации — голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного значения, проводимое в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», настоящим Федеральным законом;
Референдум субъекта Российской Федерации — голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации».
В референдуме принимают участие все граждане, обладающие правом на участие в референдуме. Такими правами обладают граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Кроме того, они вправе голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и действиях по подготовке референдума. Эти права граждан указаны в статье 4 вышеупомянутого закона. Кроме того, там сказано следующее: «Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Не имеют права избирать, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Указанные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, права на участие в референдумах субъектов Российской Федерации, местных референдумах всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо муниципального образования. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме».
В следующих номерах газеты мы продолжим публиковать документы, регламентирующие проведение референдума, а также информацию о деятельности инициативной группы по проведению референдума в Камчатской области.
Редакция «ТВ»
 
 
CЕРЫЕ КИТЫ ТИХОГО ОКЕАНА
В настоящее время жизнь серого кита полностью зависит от деятельности человека
КИТЫ ПРОТИВ «ЭКСОН»
Возможно, «Эксон-Мобил» и планирует поддержать российскую экономику, но мы потеряем китов
МОЙ ДЕВИЗ ОСТАЕТСЯ ПРЕЖНИМ — «ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ!»
Интервью с директором компании «Поллукс»
В.Н. Полукаровым
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОДЕКСОМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
(Окончание)
 
 
sign В 2001 году состоялось 11 аукционов по продаже права на промысел водных биоресурсов России. На торги было выставлено более 1 млн т биоресурсов (21,7 % ОДУ).
sign 24 декабря председатель Госкомрыболовства обратился с докладной запиской к заместителю руководителя администрации президента…
sign Депутат Госдумы от Приморского края Виктор Черепков считает, что ситуация, которая сложилась в рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслях Приморья, катастрофическая, и виновата во многом именно новая краевая администрация.
 
 
СУДЬБА КИТОВ ПОКА НЕ РЕШЕНА
14 февраля 2002 г. состоялось первое судебное заседание Пресненского суда г. Москвы по иску граждан и общественных организаций к Правительству РФ и Министерству природных ресурсов РФ.
 
 
• КИТЫ ПРОТИВ «ЭКСОН»
 
 
«ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ!»
Интервью с директором компании «Поллукс»
В.Н. Полукаровым
 
 
рыбные новости
sign Согласно предварительным данным, в 2001 году Россия выловила 3,5 млн тонн рыбы и морепродуктов, что на восемь процентов меньше по сравнению со среднегодовыми показателями.
sign Южнокорейское правительство намерено приступить к поискам в Тихом океане мест обитания сайры вне пределов 200-мильной российской экономической зоны.
sign Более $ 136,6 млн потеряла Россия от использования схемы обновления рыбопромыслового флота путем строительства судов на зарубежных верфях на займы иностранных банков.
sign Камчатские рыбопромышленники взяли львиную долю квот на прошедших ранее в Москве аукционах по продаже квот на вылов краба и минтая.
• КРАБ-СТРИГУН.
ДОБЫЧА НА АЛЯСКЕ
• ОТМЕНА ПРОМЫСЛА
КРАБА-СТРИГУНА
• СЕЛЬДЬ СВЕЖАЯ.
РЫНОК СЕНДАЙ
• ИКРА ЛОСОСЕВАЯ ПРОБОЙНАЯ
ДИНАМИКА ПРОДАЖ И ЦЕН НА РЫНКЕ ТОКИО
• РЫНОК ОСАКА.
ПРОГНОЗ ЦЕН И ПОСТАВОК МОРЕПРОДУКТОВ В ФЕВРАЛЕ 2002 Г.
• СУРИМИ.
АМЕРИКАНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО И РЫНОК
• МИНТАЙ.
НАЧАЛО ЯПОНСКОГО ПРОМЫСЛА В ЗОНЕ РОССИИ
 
 
• КАМЧАТКА ГОТОВИТСЯ К РЕФЕРЕНДУМУ
Терпение рыбаков и их представителей подошло к концу!
 
 
КОМПАНИИ «МОРИКАВА ШОЗИ КАЙША, ЛТД» (ЯПОНИЯ) — 30 ЛЕТ

колонка ITAR-TASS
НОВЫЙ ЦИКЛ ЭЛЬ-НИНЬО
АНТАРКТИДА СТАНОВИТСЯ ЖАРКОЙ
РОССИЯ:
ЧУКОТКА И АЛЯСКА —
ЗА ТРАДИЦИОННЫЙ ПРОМЫСЕЛ КИТОВ


ЯПОНИЯ:
ПЕРВАЯ В МИРЕ
КИТОВАЯ ФЕРМА

ЛЕГЕНДА О ВЗОРВАННОМ КАШАЛОТЕ
Когда зрители опомнились, они обнаружили, что с ног до головы покрыты вонючими останками кашалота…
 Copyright © 2000–2002 ООО «Редакция «Северная Пацифика».
Использование оригинальных материалов без ссылки на источник запрещено.
 
Индексы газеты
«Тихоокеанский вестник»:
51842 — для частных лиц
51843 — для предприятий и организаций

 
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИИ Мультипортал ЮНПРЕСС - молодежное информационное пространство Сайт активного поколения NEXT "Пять с плюсом" IDGroup.ca — исследование канадского рынка товаров и услуг с учетом предложений и объективных возможностей российского производителя, экспортера  и  импортера почтовая подписка на «Тихоокеанский вестник» Почтовый Ящик Редакции