|
|||||
АУКЦИОНЫ:МОСКВА «ЗА»КУДА ПОЙДУТ «РЫБНЫЕ» ДЕНЬГИ?..
Вслед за письмом губернаторов Дальнего Востока на имя Президента и премьера, в котором выражен протест против введения аукционной продажи квот на промысел морересурсов, рыбаки начали формировать забастовочный комитет. Сама же забастовка, как нам сказали, начнется во второй половине января.
И это при том, что сами аукционы начнутся только через месяц.
За последние 10 лет такое «единодушие» наблюдается впервые: ведь по сути весь рыбный комплекс Дальнего Востока и руководство тамошних администраций, образно говоря, бросили вызов федеральной власти. Оппоненты нынешней правительственной политики в этой сфере считают, что аукционная торговля рыболовными квотами будет недоступна рыбным хозяйствам и предприятиям. Фактическими же владельцами квот, а по сути собственниками дальневосточных рыборесурсов, мол, станут зарубежные «старатели», которым до последнего времени доставалось до 70 процентов улова рыбы в дальневосточной водно-экономической зоне (а в целом по России — около 60 процентов).
Таким образом, противники открытых аукционов по продаже квот выбросили на стол последние свои козыри, пригрозив забастовкой, впрочем, когда замерзли порты, можно и побастовать. Все дело в том, что вчерашнее, по сути келейное, распределение квот кое-кому приносило неплохой навар, который, по некоторым оценкам, достигает от 1,5 до 2 миллиардов долларов. Квоты вдруг оказывались в организациях, очень далеких от рыбопромысла, которые перепродавали их уже промысловикам. Таким же путем квоты, а вместе с ними и рыбные уловы уходили к иностранцам.
Так что надо еще посчитать, когда Россия больше теряла на рыбодобыче. Во всяком случае тут давно уже надо было навести порядок. Государственный.
Правительство твердо стоит за аукционную торговлю квотами. Оно и понятно. Аукционная продажа квот — это продажа сразу больших объемов рыбопродукции, гарантированная оплата. Это, наконец, прозрачность покупателей, в числе которых будут только известные фирмы. Это — контроль. И отступать от выбранного направления Правительство не намерено. То есть возврата к прошлому не будет.
И в Госкомрыболовстве не без основания считают, что новая схема распределения рыбных квот — удобный предлог для региональных властей, чтобы, спекулируя рыбопромысловыми проблемами, продемонстрировать силу и свести некоторые счеты с федеральным центром. Кстати, схожие оценки высказываются в СМИ Японии, Южной Кореи, Аляски, Тайваня. А ведь именно их компании уже не первый год ходят в лидерах по контрабандному вылову нашей дальневосточной рыбы...
Прогнозы же Приморской ассоциации насчет расхищения с помощью аукционов по квотам дальневосточных рыборесурсов опроверг (бывший прим. «ТВ») председатель Госкомрыболовства Юрий Синельник. По его словам, в наступившем году будут сокращены квоты на промысел крабов, минтая и ряда других морепродуктов в этом регионе, и прежде всего — в Охотском море. Он подчеркнул также, что с 2002 года Россия намерена приостановить вылов минтая инофирмами в Охотском бассейне. Такие же меры Госкомрыболовство намерено принять в Каспийском и Азовском бассейнах, где в последние годы велся просто хищнический вылов осетра. Кстати, Россия и Украина уже договорились о «замораживании» вылова осетровых в Азовском море в 2001 году.
Но это уже, как говорится, детали наведения порядка в отрасли. Главное же — запустить механизм аукционов.
«Российская газета»
Печатается в сокращении.
А ДАЛЬНИЙ ВОСТОК «ПРОТИВ»СТУЧИТЕ КАСКАМИ ПО МОРЮ
Дальний Восток единодушен: аукционная торговля рыбными квотами не только недоступна и разорительна для большинства рыбодобывающих хозяйств, но и поднимет рыночную цену рыбы — важнейшего белковосодержащего продукта в потребительской корзине рядового россиянина — до цены парной телятины с рынка.
Первые «экспериментальные» аукционы в конце прошлого года подтвердили: государственное нововведение не улучшило, а ухудшило ситуацию в рыбной отрасли Приморья. По финансовым причинам в аукционах по продаже квот не смогли участвовать свыше трети рыбопромысловых предприятий края. В результате, в регионе остались без работы около 150 рыбацких экипажей. А ущерб — простои, недополученные уловы и налоги — только за две декады января 2001 года превысил 1,2 миллиарда рублей.
Правительство твердо стоит за аукционную продажу квот на вылов дальневосточной рыбы. Резоны Путина просты — на аукционе биоресурсы легко продать крупному оптовику, богатому клиенту и финансово надежному партнеру. То, что российские рыбаки ДВ региона все меньше попадают в три этих разряда, — не секрет ни для государства, ни для самих рыбаков, ни для крупных иностранных рыбодобывающих фирм, внаглую отрезающих прямо за столом у вечно постящегося россиянина очередной шмат рыбного пирога «погорячее».
Благодаря рыбе, вылавливаемой в российской экономической зоне и ПО РОССИЙСКИМ КВОТАМ в международных водах, Норвегия за последние пять лет стала мировым лидером в экспорте рыбы. В 1999 году небольшая северная страна (всего ДВА Приморья по площади и населению) поставила на мировой рынок рыбы на 3 (!!!) миллиарда долларов. При этом 40 процентов продукции было произведено из российского сырья. Норвежская рыба потребляется ВСЕЙ европейской Россией, где она из-за ж/д тарифов и вышеупомянутых квот гораздо дешевле дальневосточной. Только за последние десять лет Россия в мировой таблице экспортеров и добытчиков рыбы опустилась с 3–4 на ДВЕНАДЦАТОЕ место, пропустив вперед не только Китай, США, Канаду, но и Данию, и даже... Таиланд и Индонезию.
«Ежедневные новости»
МОСКВА, ВОРОНЦОВО ПОЛЕ, 4,
МИНИСТРУ ЮСТИЦИИ РФ ЧАЙКА Ю. Я.
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Протестуя против губительного курса правительства, направленного на окончательное экономическое удушение рыбной отрасли, дальневосточные рыбаки провели 14 декабря 2000 года Чрезвычайную бассейновую конференцию. В резолюции, направленной правительству, дальневосточные рыбаки потребовали не вводить плату за биоресурсы, не вводить аукционы по продаже квот вылова российскими рыбаками, вывести иностранный рыбопромысловый флот из Охотского моря. Требование к Госкомрыболовству РФ было одно обеспечить работу флота с 1 января 2001 года.
Все требования дальневосточных рыбаков проигнорированы. Правительство своим постановлением от 27 декабря 2000 года N№ 1010 пустило промышленные квоты на вылов рыбы, морепродуктов через продажу на аукционах с участием в том числе иностранцев. Этим постановлением государство затянуло последнюю удавку на шее рыбохозяйственного комплекса России. Платность биоресурсов, распределение квот на платных аукционах неприемлемы для отечественных рыбохозяйственных предприятий. История мирового рыболовства подтверждает, что рыбная отрасль всех государств дотационная. В нашем государстве с началом реформ господдержка рыбаков прекращена. В дополнение ко всем существующим налогам рыбаков, навешан еще один дополнительный — в виде платы за биоресурсы, который своей огромной суммой фактически является инструментом преднамеренного экономического удушения рыбохозяйственных предприятий. На Дальнем Востоке рыбная отрасль является ведущей, поэтому в целях предотвращения социальной катастрофы, вызванной разорением оставшихся рыбацких предприятий, убедительно просим Вас, уважаемый Юрий Яковлевич, принять все меры для отмены постановления правительства РФ N№ 1010 от 27 декабря 2000 года, не согласовывать с ним порядок проведения аукционов по продаже квот на вылов водных биоресурсов, прекратить введение в действие документов, разработанных на его основе. В настоящее время добывающий флот, ведущий промысел морепродуктов, простаивает. Предприятия и в целом государство несут многомиллионные убытки. Такого безобразного отношения к своим рыбакам нет ни в одном государстве мира.
С уважением и надеждой на помощь и взаимопонимание,
Президент Объединения акционерных обществ, предприятий и организаций Дальнего Востока Ю. И. МОСКАЛЬЦОВ;
Председатель Приморского краевого комитета профсоюза работников рыбного хозяйства В. А. НАГОРНЫЙ
РЕЗОНАНСВ № 1(27) «Тихоокеанского вестника» от 11 января 2001 года была опубликована статья «Кто предал российских рыбаков?», призывающая рыбаков отстаивать свое приоритетное право на владение биоресурсами в Верховном суде РФ и проект обращения в высшие органы государственной власти «Заступится ли Россия за своего рыбака?». Мы публикуем отклики наших читателей на эти материалы.
Е.А. Ярыгин, председатель АСРКС:
Статью «Кто предал российских рыбаков?» одобряем. В.З. Драчев, председатель рыболовецкого Колхоза им. Ленина:
Статью «Кто предал российских рыбаков?» поддерживаю. В.Н. Полукаров, генеральный директор ООО «Поллукс»:
По поводу Вашей статьи для первого номера газеты сообщаю, что целиком и полностью согласен с ее содержанием. Я согласен с тем, что большую часть квот на вылов биоресурсов получают иностранцы, тогда как наши российские предприятия остаются ни с чем. Думаю, что было правильно донести этот материал до сведения всех читателей и посмотреть правде в лицо.
В.Н. Сидоров, вице-губернатор Приморского края, председатель ПРХС:
Администрация Приморского края согласна и полностью поддерживает текст обращения к руководству Российской Федерации «Заступится ли Россия за своего рыбака?» в отношении «линии Шеварднадзе». ООО «Виртус», всего 22 подписи:
Мы полностью согласны со статьей «Заступится ли Россия за своего рыбака?» и ставим свои подписи под этим обращением. В.Ф. Буденный, директор по флоту ОАО «Океанрыбфлот»:
ОАО «Океанрыбфлот» выражает единодушное одобрение и поддержку тех вопросов, которые подняты и изложены в статьях под названием «Кто предал российских рыбаков?» и «Заступится ли Россия за своего рыбака?». Только объединившись, мы можем заставить высокопоставленных чиновников не только уважать российских рыбаков, но и делать все для сохранения и развития отечественной рыбной отрасли.
ОАО «Океанрыбфлот» в текущем году испытывает недостаток промышленных квот 50% от потребности. А будут ли доступны квоты того же минтая, зарезервированные на продажу на аукционе, можно только предполагать.
Возникшие беды для рыбаков Камчатки, в целом Дальневосточного бассейна общие, и мы надеемся, что «Тихоокеанский вестник» окажет помощь в решении рыбацких проблем.
Ю. Г. Диденко, президент ОАПО ХК «Дальморепродукт»:
Подпишусь под каждым словом Вашего проекта «Обращение к президенту». Спасибо за ваш текст, где каждое предложение отчаянно кричит с обидой за державу. В.З. Драчев, председатель рыболовецкого Колхоза им. Ленина:
Ваше обращение поддерживаю. В.В. Рисованый, председатель комитета рыбного хозяйства Приморья:
Администрация Приморского края поддерживает предложенный Вами проект обращения к Президенту Российской Федерации, Вместе с тем считаем необходимым дополнить предложенный текст следующими позициями, которые не нашли отражения в предлагаемом проекте.
Прибрежные регионы, выступающие за сохранение рыбной отрасли все последние годы, были жесткими оппонентами Госкомрыболовства. Поэтому Госкомрыболовство РФ в течение последних лет постоянно проводило политику разделения регионов, сталкивая их между собой, стимулируя сепаратизм и местничество. При этом, прежде всего, использовался механизм распределения и перераспределения квот. Постоянные перераспределения между регионами, продажа квот, изначально предназначенных дальневосточным рыбакам, каким-то московским непонятным фирмам, непонятным структурам, какая-то подковерная возня, лоббирование то одних интересов, то других, наделение квотами фирм, вообще не имеющих флота, и при этом, естественно, полная таинственность и информирование регионов «постфактум», когда уже ничего изменить нельзя. Провидимому, это разъединение регионов и разжигание между ними вражды способствовало решению собственных внутренних проблем Госкомрыболовства, надо думать, не очень чистоплотных, если для их осуществления приходилось применять такие методы.
Другим негативным моментом деятельности Госкомрыболовства следует считать его изолированность от рыбацких проблем на местах. С одной стороны, это можно объяснить тем, что во главе этого ведомства, особенно в последнее время, в отличие от прошлых лет, постоянно ставились непрофессионалы, люди, далекие от рыбаков и их проблем, совершенно не знающие отрасль и решающие какие-то свои то ли шкурные, то ли карьерные задачи. Этим же и объясняется, что любая самая дикая, если не сказать идиотская, для рыбаков инициатива, исходящая сверху, моментально получала поддержку Госкомрыболовства, а то, что эта инициатива может привести всю отрасль к краху, уже чиновников абсолютно не волновало — главное было угодить вышестоящим. С другой стороны, все обращения рыбаков, направленные на нормализацию работы отрасли, все их предложения, даже те, которые представляли несомненный государственный интерес и служили интересам государства, полностью игнорировались и отметались без объяснений причин.
Можно перечислить несколько таких предложений, поданных рыбаками только в последние дни. К ним можно отнести предложение о замене аукционов прошлогодней практикой продажи квот (поступления в бюджет те же, что запланированы и от аукционов, но без того ущерба для традиционных рыбаков, который нанесут аукционы). Предлагался и вариант замены аукционов акцизами на экспортную рыбопродукцию (опять поступления в бюджет те же, а рыбацкий урон меньше). На эти предложения не было даже ответа. Неоднократно предлагалось создать в российских рыбных портах, находящихся в подчинении Госкомрыболовства, условия, привлекающие, а не отталкивающие российские суда, — реализация этого предложения могла оживить деловую жизнь в российских, а не иностранных портах, а обеспечение сотен российских судов позволило бы создать новые рабочие места, расширить российское производство, резко увеличить поступление платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Имеется целый ряд других предложений, с которыми рыбаки и администрации прибрежных территорий многократно обращались в Госкомрыболовство. Практически по всем этим предложениям результат нулевой.
Госкомрыболовство РФ, полностью дискредитировавшее себя в глазах российских рыбаков и служащее объектом насмешек со стороны иностранных рыбопромышленников, в последнее время передает рычаги по разрушению рыбной отрасли в руки Минэкономразвития. По-видимому, и на федеральном уровне Госкомрыболовству уже не доверяют. Поэтому организация и проведение аукционов возложены на Минэкономразвития, а денежные потоки пойдут мимо Госкомрыболовства. В любом случае такое перераспределение обязанностей российским рыбакам облегчения не принесет, а, напротив, еще более усугубит их положение в угоду иностранным рыбакам и отечественному криминалитету. Уже первые шаги Минэкономразвития на рыбной ниве показали, что этому ведомству вообще в высшей степени наплевать на российских рыбаков, главное деньги и еще раз деньги. А то, что после этого российское рыбацкое побережье превратится в кладбище, а на российских биоресурсах будут работать иностранцы это совершенно неважно. Лишь бы платили. Кто неважно. Деньги не пахнут. А рыбацкие поселки от Москвы далеко. В рамках Садового кольца ни слез рыбацких жен и детей не увидишь, ни проклятий не услышишь.
Введение аукционов уже успело нанести рыбной отрасли и государству в целом урон, на который никак не рассчитывали (а может быть, и рассчитывали?) мудрецы из Госкомрыболовства и Минэкономразвития. По Приморскому краю остановлено в море и в портах 90 краболовных судов. 2300 членов экипажей этих судов не могут работать, кормить свои семьи и понять, в чем они провинились перед своим государством. Только по этой группе судов за январь месяц не будет выпущено продукции на 30 миллионов долларов США, а бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды недополучат около 200 миллионов рублей. Сегодня существует реальная опасность срыва и основной промысловой экспедиции рыбаков Дальнего Востока — охотоморской минтаевой, сезонность которой ограничена биологическими особенностями этого объекта, и тогда потери бюджетов только от рыбаков Приморского края могут превысить 1 млрд. рублей. Потери всего Дальневосточного бассейна и в целом России превысят указанные многократно.
В какой-то мере уничтожение рыбной отрасли, являющейся важнейшей составляющей национальной продовольственной безопасности, стало возможно потому, что до сих пор нет Федерального Закона о рыболовстве.
Если бы Государственная Дума РФ приняла закон, отражающий интересы российских рыбаков, а не иностранцев и проходимцев, то и Госкомрыболовство, и Минэкономразвития не смогли бы так изгаляться над отраслью и над российскими рыбаками, как они это делают сейчас.
А.И. Смирнов, зам. генерального директора ОАО «УТРФ-Холдинг»:
Ознакомившись с проектом обращения к Президенту, мы в целом согласны и с темой и с фактами, приведенными в нем. Но не можем согласиться с тем, что Госкомрыболовство разваливает рыбную отрасль. (На политическом фоне страны его уже практически нет, а отраслью правят все кому не лень). Если косвенно, то да, «беззубость», отсутствие авторитета и поддержки, отсутствие инициативы и т. п. Можно отнести на счет Комитета, потому как даже к разработке главного рыбного закона «о рыболовстве» их специалисты допущены не были.
Наше мнение: развал отрасли в Правительственных кругах спланирован давно, и в данный момент мы все присутствуем при исполнении заключительной стадии программы разрушения рыбохозяйственной отрасли страны перед вводом иностранного флота в ИЭЗ России (даже без Конвенции ООН).
При сравнительно мощном производственно-промышленном потенциале отрасли в недалеком прошлом подобное решение не могло быть принято, поэтому процесс целенаправленно был начат именно с упразднения Минрыбхоза. Лишив отрасль централизованного управления, сознательно, учитывая сезонность деятельности, экономической поддержки и государственных гарантий, пустили рыбаков по миру.
Предлагаем в обращении отразить дополнительное требование возродить централизованное федеральное управление отраслью, взамен различных бюрократических, укрупненных региональных промышленно-финансовых структур, с задачей возрождения рыбного хозяйства на местах.
ГОСКОМРЫБОЛОВСТВО: СЛОВА И ДЕЛАСЛОВА:
М.В. Дементьев (август 2000 г., Петропавловск-Камчатский): «Коммерческие квоты на 2001 год для иностранных судов не предусматриваются» («Тихоокеанский вестник»).
М.В. Дементьев (ноябрь 2000 г., Хабаровск): «В будущем году Россия запретит иностранным компаниям ловить рыбу в Охотском и Беринговом морях. Запрет будет связан с невозможностью реально контролировать объемы вылова на Дальнем Востоке» («Эхо Москвы»).
М.В. Дементьев (январь 2001 г., Южно-Сахалинск): «По решению правительства иностранные компании не будут участвовать в аукционах» («Рыбак Приморья»).
ДЕЛА:
Иностранный промысел в Охотском море продолжается. Квоты для иностранцев выделяются в первую очередь, а уж после них россиянам. Российский промысел ограничен нормами суточного вылова, иностранный — продолжается круглый год.
В соответствии с приказом министра экономического развития и торговли РФ Г. О. Грефа, иностранцы могут участвовать в аукционах по продаже российских рыбных квот наравне с российскими рыбаками.
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|Новости|Факты, события|Мнения, комментарии|«ТВ» эксклюзив| |Рыбные ресурсы: от прогноза до рынка|Если чтить закон|Северная Пацифика. Мировой океан| |