|
|||||
БЕРИНГОВОМОРСКАЯ ДЕПРЕССИЯМы продолжаем вести заочную конференцию по проблемам сохранения биоресурсов Берингова моряВ этой статье речь пойдет о том, что угрожает биоразнообразию Беринговоморского экорегиона и каким образом возможно устранить или смягчить пагубное влияние различных патогенных факторов. Все патогенные факторы, разрушающие хрупкую экосистему Берингова моря, можно разделить на четыре группы:
1. Глобальное потепление;
2. Неправильное управление рыбными ресурсами;
3. Появление чуждых видов живой природы;
4. Загрязнение.
ЧАСТЬ 1.
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ
Становится очевидным, что здоровье людей и диких животных в Беринговоморском экорегионе подвергается влиянию всемирных и региональных климатических изменений. Средняя температура вод, омывающих северную часть Сибири, Аляску и северо-западную Канаду, за последние 30 лет повысилась на 1 градус Цельсия. Об этом изменении свидетельствуют и другие признаки, такие как ускорившееся таяние вечной мерзлоты и ледников (80% ледников Аляски уменьшаются в объемах). Кроме того, за последние 30 лет на 5% сократилась площадь ледяного покрова Берингова моря.
Уменьшение ледяного покрова имеет огромное значение для данного экорегиона. Наличие ледяного покрова решающий компонент Беринговоморского экорегиона. Он влияет на различные виды физической активности: от атмосферных явлений до океанических течений и температуры морского дна. Он обеспечивает основные места охоты и размножения, а также защищает места обитания белых медведей, тюленей, моржей и других млекопитающих. Ледяной покров необходим для роста микроводорослей, которые являются основой всей системы трофических отношений Берингова моря. Весенний фитопланктон цветет по краю ледяного панциря, способствуя росту биопродуктивности в начале лета.
Повышение температуры оказывает влияние на распространение, местонахождение и количество рыбы и других температурочувствительных морских животных, от которых зависит питание и благосостояние людей всего мира. Изменившееся состояние морского льда и мест обитания животных приводит к тому, что передвижение по льду становится трудным и опасным. К тому же, немаловажное влияние оказывает ужесточение погодных условий, таких как частота и сила штормовых волн, вызывающих прибрежную абразию и наводнение.
Необычные океанические и атмосферные условия, возникшие в Беринговом море в конце 1990-х можно объяснить реакцией арктического экорегиона и его дикой природы на повышение температуры. В 1997 году в тропиках имело место течение Эль Ниньо, и начало лета в Северной Пацифике и в Беринговом море было необычайно теплым, безветренным и безоблачным. Обильное цветение кокколитофоры, микроскопического морского растения, обычно растущего в тропических широтах, наблюдалось в восточной части Берингова моря в том же году. Хотя весной 1998 года бушевали шторма, летом пышным цветом расцвела кокколитофора. Последствия распространения этого вида планктона пока не ясны, этот беспрецендентный феномен представляет собой результат климатических изменений в этих северных водах.
Кроме того, существовал ряд других значительных, необычных событий, произошедших в восточной части Берингова моря в 1997 и 1998 годах. Имеется в виду смерть чрезвычайно высокого числа морских птиц, особенно тонкоклювых буревестников, которые гнездятся в юго-восточной Австралии, но каждое лето мигрируют в богатые рыбой воды Берингова моря в целях пропитания. Оказалось, что 190 тыс. буревестников и десятки тысяч длинноклювых кайр просто умерли с голоду. Исследования показали, что птицы с трудом могли находить добычу из-за влияния одного или нескольких из следующих факторов: плотная, мутная масса кокколитофоры; снижение пищевой ценности воды привело к уменьшению количества добываемой пищи; возможно, птицы могли столкнуться с решительным сопротивлением гладких китов, кормящихся вблизи цветущей кокколитофоры. Кроме того, в Бристольский залив, крупнейший в мире район добычи дикой нерки, вернулось очень небольшое количество лосося, что имело разрушительные последствия для экономики многих прибрежных сообществ.
К событиям 1997 и 1998 годов, которые могут быть связаны с потеплением вод Беринговоморского бассейна, относится и вспышка грибковой инфекции среди северных морских котиков, 70% которых рождается каждый год на островах Прибылова. Результатом этой инфекции явилось исчезновение ости (грубый верхний шерстяной покров морских котиков, позволяющий животным сохранять тепло и обеспечивающий защиту от холода).
Экосистема Берингова моря еще недостаточно изучена. Кроме того, пока неизвестно являлись ли эти климатические изменения аномалиями, такими как Эль Ниньо, или же это свидетельства серьезных широкомасштабных изменений. Принимая во внимание, насколько быстро и драматично экосистема Берингова моря реагирует на изменение климата, ученые предлагают создавать и немедленно внедрять долгосрочные научно-исследовательские инициативы, обеспечивающие более точное понимание того, как функционирует этот исключительно продуктивный экорегион. Они будут включать информацию, полученную с помощью научного мониторинга, а также наблюдения местных жителей и данные рыбной промышленности.
Ученые, изучающие глобальное потепление, уверены в том, что арктические экосистемы и их дикая природа более уязвимы для климатических изменений, чем экорегионы тропических широт. Животные, рыбы и растения тропических и умеренных широт могут сменить свое географическое положение и переместиться в северные районы. Но для температурочувствительных живых существ, живущих около полюсов, даже незначительное потепление не оставляет выбора. Для «дикой природы тундры и северных морей, пишет биолог Эдвард Уилсон, Северный и Южный полюса это граница, которую они не могут перейти. Все особи северных широт, от северного оленя до белого медведя, рискуют исчезнуть с лица Земли».
Анализируя сегодняшний уровень содержания диоксида углерода в атмосфере Земли, можно предположить, что температура в северных широтах, включая Аляску, в течение последующих 80-100 лет может подняться на 4-6 градусов Цельсия (около 10 градусов по Фаренгейту). Такое потепление будет иметь значительные социальные и биологические последствия не только для Беринговоморского экорегиона. Оно затронет циркуляцию океанических течений, климат и продуктивность наземных и водных пищевых цепочек всего мира.
Что же делать? Разные страны видят решение проблемы по-разному. Страны Европейского союза призывают к сокращению выбросов парниковых газов. Количественные обязательства государств были установлены в Киотском протоколе в 1997 году. Меры, которые намеревалась принять Европейская комиссия, позволили бы к 2010 году добиться сокращения выбросов углерода до 800 миллионов тонн, что на 17% ниже уровня эмиссии 1990 года.
Применительно к Беринговоморскому экорегиону, необходимо также защищать морские биоресурсы, которые могут пострадать от изменения климата и мигрировать в другие регионы.
Неугомонные японцы придумали поистине революционный план предотвращения глобального потепления, главной причиной которого является углекислый газ. Исследователи из научного городка Кидзумати считают, что его нужно захоронить в природных могильниках, которые расположены примерно на километровой глубине под морским дном. По их мнению, таких «карманов» вокруг Японских островов как минимум 30. Предполагается, что сначала газ будут концентрировать в специальных установках с абсорбентами, к примеру, активированным углем. Затем углекислоту погрузят в танкеры, которые повезут это все к плавучим станциям. А от станций по специальному трубопроводу газ доставят к могильникам. Под высоким давлением он вытеснит воду из пещер и останется там навсегда. Идею планируется осуществить в 2010 году.
Материал подготовлен при информационной поддержке WWF.
Треска и палтус. Аляска остается крупнейшим добытчиком тихоокеанской трески, в то время как почти для всех остальных стран квоты на треску были сокращены. Это способствовало тому, что цена на треску весь год держалась на высоком уровне.
В 2000 году средняя цена на палтус составляла $2,50/ фунт. Добытчики палтуса потеряли около 1,4 млн фунтов из общей квоты объемом 53 млн фунтов из-за того, что путина закончилась в середине ноября. Как Кадьяк и Датч-Харбор, Хомер является основным портом отгрузки палтуса. Фактически уже 12 лет подряд Датч-Харбор (Уналашка) был первым в списке национальных портов как по объему, так и по стоимости отгружаемых морепродуктов.
Рыбаки, добывающие палтус и угольную рыбу, получили небольшое снижение сборов, которые они платили, чтобы покрыть затраты от организации путины. Федеральное правительство взимало 3% от стоимости отгруженной рыбы, а сейчас этот налог составляет около 1,8%. По данным Национальной службы морского рыболовства (NMFS), общая стоимость палтуса и угольной рыбы в 2000 году приблизилась к $200 млн Так как затраты на организацию и проведение путины составили менее $3,5 млн, то NMFS сочла величину сбора в 1,8% достаточной для покрытия этих расходов.
Лосось. Лососевая путина всегда будет являться основной для Аляски. В 2000 году по сравнению с предыдущим годом наблюдалось небольшое снижение улова. Было добыто около 136 млн штук общей стоимостью $260 млн Улов 1999 года был больше и составил 216 млн штук на общую сумму $371 млн.
Совет по управлению морскими ресурсами (MSC) дал разрешение на использование «эко-маркировки» на лосось Аляски. Эта маркировка гарантирует потребителям, что аляскинский лосось пойман в экологически чистой среде. Еще одним морепродуктом, получившим сертификат MSC, является лангуст, обитающий на западном побережье Австралии.
Стандарты экологически чистых продуктов, появившиеся в конце 2000 года, не включали морепродукты, однако это не значит, что рыба и ракообразные остались без внимания. Стандарты культивированных и диких морских организмов появятся в этом году в ряду остальных белковых продуктов $60-миллионной пищевой промышленности. Маркировка будет показывать, является ли продукция свежей или замороженной, из дикого или культивированного лосося она, а также район вылова. Все это поможет поддерживать розничную продажу.
Благодаря сенатору Стивенсу, рыба впервые стала классифицироваться как сельскохозяйственная культура. В связи с этим у рыбаков появляется возможность приобретать страховки от неудачных сезонов добычи. По полученным страховым полисам можно будет возвратить около 25% годового рыболовного дохода в том случае, если путина окажется неудачной или же будет отменена. Подобная практика впервые будет применена во время лососевой путины в Бристольском заливе в октябре 2001.
Seafood
| ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
|Новости|Факты, события|Мнения, комментарии|«ТВ» эксклюзив| |Рыбные ресурсы: от прогноза до рынка|Если чтить закон|Северная Пацифика. Мировой океан| |